Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 35"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: конспект занятия внеурочной деятельности в 4 классе
Тема: "Понятие. Виды отношений между понятиями"
Описание:
Методическая разработка занятия в рамках интеллектуального направления внеурочной деятельности младших школьников по курсу Гин С. И. "Мир логики".
Технология проведения занятия реализует деятельностный метод обучения. В соответствии с целью занятия была выбрана структура занятия общеметодологической направленности.
Яковлева Галина Игоревна ,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 35» города Смоленска
Конспект занятия интеллектуального клуба «Умники и умницы»
в 4 классе в рамках внеурочной деятельности
(автор УМК: Гин С.И. «Мир логики», М: Вита-Пресс, 2001)
Тема занятия: Понятие. Отношения между понятиями
Тип занятия: общеметодологической направленности
Деятельностная цель занятия :
* формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к
структурированию и систематизации знаний по теме «Понятие. Отношение
между понятиями»
* формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному
с построением разных видов отношений между понятиями и алгоритмов
рассуждений при установлении видов отношений
Содержательная цель занятия :
уточнение элементарных основ смысла термина «понятие», знаний о видах
понятий
уточнение знаний учащихся о соотношении между содержанием и объемом
понятия (родо-видовые связи)
связывание в единую систему знаний о видах отношений между понятиями
Задачи занятия
1. Формировать универсальные учебные действия (как основу метапредметных
образовательных результатов):
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
2. Развивать личностные качества обучающихся:
- уважительное отношение к иному мнению;
- мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
- навыки сотрудничества со взрослым и со сверстниками
Формы работы : групповая (преобладающая), индивидуальная, фронтальная
Реализация : активизация умственной деятельности учащихся через групповую
форму работы
Оборудование :
интерактивное оборудование – слайды (ребус, план работы, памятка);
таблички (карточки) со словами для кластеров
наборы карточек для групповой работы
индивидуальные оценочные листы
интерактивные пособия для рефлексии – «Вершина знаний», «Полянка
пользы»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Мотивация к учебной деятельности .
а) Создание позитивного настроения учащихся
- Доброе утро! Сегодня у нас прекрасное настроение. Мы смотрим друг на друга
добрыми глазами, и под этими взглядами становимся увереннее, смелее,
внимательнее, умнее.
- А теперь вы мысленно пошлите лучики добра друг другу, всем родным и
близким. Пожелайте всем людям добра.
ИТОГ: Молодцы, можно начинать заседание нашей малой Академии наук.
б) Организация работы групп
- Сегодня мы будем работать и единой большой командой, и малыми группами -
командами. Поэтому, вспомним основные правила работы в команде
(На доске
либо на экране – рисунки-опоры с основными правилами групповой работы)
Учащиеся фронтально дают ответы с опорой на рисунки:
1. Хочешь ответить – подними руку.
2. Один говорит – остальные слушают.
3. Мы – одна команда.
4. Если что-то не смогу – попрошу помочь.
- Я прошу сегодня каждого из вас попробовать свои силы в роли «спикера»
группы. Возможностей для этого будет много.
в) Ритуал «Начало»
-Итак, возьмитесь за руки. Вы – одна команда.
-Наш девиз (хором): «Один за всех и все за одного».
ИТОГ: Начинаем работу!
г) Посмотрите на доску.
Учитель открывает на доске картинку.
- Как вы думаете, для чего я поместила на доске эту картинку-образ? (…)
- Эта картинка поможет нам ярче и образней представить себе то, о чем пойдет
речь на занятии. А занятие сегодня очень важное. Это занятие для тех, кто хочет
открыть один из секретов успешной учебы, то есть для нас с вами.
- Какое название вы бы дали этой картинке?(….)
- Признайтесь честно, кто из вас хотя бы раз в жизни не был похож на
персонажей с этой картинки? Кто хотя бы раз спрашивал себя: как можно
запомнить все, чему учат в школе? И не забыть? И еще при этом получать
удовольствие?
-Нам важно в этом разобраться? Тогда начнем!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений .
– Знаете ли вы, как называется каждый маленький пазлик в умных головах
наших персонажей?
- Прочитайте. (На доске появляется слово «ПОНЯТИЕ»)
- Научные понятия обозначают словом «термин». Кстати, научные понятия – это
главные кирпичики каждого учебного предмета. И мы часто заучиваем наизусть
определения каждого термина. И чем больше понятий – терминов у нас в голове,
тем больше мы напоминаем эту картинку. Почему?
- Попробуйте найти согласованный ответ на вопрос «Есть ли способ выхода из
этой ситуации?». За 2-3 минуты предложите согласованную версию.
Учащиеся через отведенное время дают ответы. В ходе их обсуждения
фиксируется, что согласованного ответа у групп нет.
3. Постановка проблемы .
- Правильно ли я вас поняла, что до этого момента вы не задумывались, как из
хаоса мыслей создать порядок? Почему? (Не строили общего способа)
4. Построение проекта выхода из затруднения .
- Значит, какую
цель мы перед собой поставим? (Надо понять, как, каким
способом из хаоса понятий создать порядок и целостную картину)
- А как мы на прошлых занятиях создавали порядок? Каким способом?
(устанавливали разные отношения)
-Как бы вы назвали тему сегодняшнего занятия? (…) Тема «Отношения между
понятиями»
Можно сказать учащимся, что
о владеть понятием — значит не только знать
существенные признаки предметов и явлений, которые объединяются данным
понятием, но и уметь устанавливать всевозможные отношения с
совместимыми понятиями, уметь применять его в жизни, на практике.
- Каким способом будем достигать цели? (тренироваться устанавливать
отношения между понятиями)
- Сегодня план работы я предлагаю вам сама.
Прочитайте.
-Согласны работать по предложенному плану?
-Уточним первый пункт. Какие шаги необходимы для того, чтобы дать
определение любому понятию?
(Дети в ходе фронтальной беседы высказывают свои предположения, учитель
прикрепляет табличку с соответствующим ключевым словом справа от
соответствующего пункта плана).
ВЫДЕЛИТЬ признаки и существенные признаки термина понятие;
ДАТЬ определение ;
НАЙТИ место в цепочке близких понятий.
- А для чего нам нужно знать, в каких отношениях могут находиться между собой
понятия?
( учиться
ОПРЕДЕЛЯТЬ и
УСТАНАВЛИВАТЬ связи и отношения между
понятиями).
- А для чего нам надо уметь устанавливать, в каких отношениях находятся между
собой понятия? (Чтобы
ПРИМЕНЯТЬ свои знания в различных жизненных
ситуациях).
- Этому мы поучимся в игре.
- А чтобы получилось все хорошо и интересно, мы будем
РАБОТАТЬ в команде,
учиться уважать мнение друг друга, помогать друг другу, вырабатывать
совместное решение.
ИТОГ: Итак, сегодня мы найдем способ, как навести порядок в хаосе
понятий в нашей голове и получим замечательный опыт работы в команде.
- У каждого из вас есть оценочный лист. После каждого этапа работы в листе на
волшебных линеечках прошу вас выставлять метку в соответствии с тем,
насколько по вашему мнению вы успешно справились с заданием.
1
Что такое понятие.
Частные и общие понятия
2
Виды связей и отношений
между понятиями.
3
Поиграем: знания – в жизнь!
Упражнение «Определение понятия»
На доску вывешиваются таблички со словами
Яблоня, хорошо, курась, помогать, дрюмба, добрый .
- Из данных понятий выберите то, которого не существует. Как вы рассуждали?
(Отсутствует смысл; нет слова в русском языке, потому нет и понятия)
- Как вы понимаете, что такое понятие?
У вас в конверте карточки со словами для толкования этого термина. Подумайте,
посоветуйтесь в группе и выберите те, которые являются ключевыми, на ваш
взгляд.
(Среди карточек – существенные и случайные признаки понятия
1 группа: «слово», « имя предмета », « смысл слова », «имя
существительное», « представление о чем-то »;
2 группа – отображает существенные признаки , объясняет
назначение, выражает сущность предмета ,
3 группа – отражает связи ; показывает полезность, отражает
отношения с другими понятиями )
Работа в группе
Группа обсуждает и выбирает ключевые слова,
выбирает «спикера», который озвучивает мнение группы.
На доске в ходе выступления спикеров групп появляется схема:
- Посовещайтесь в группе и дайте определение, что такое понятие, опираясь на
ключевые слова.
После выступления каждой группы обязателен вопрос «Группы согласны?»
- Действительно, в понятиях отражен общий смысл, общие свойства предметов и
явлений. «Одеждой» понятия являются слова.
-А вот какое определение дает один из словарей:
«ПОНЯТИЕ – это МЫСЛЬ о предметах и явлениях действительности,
отображающая их общие и существенные
признаки, связи и отношения»
ИТОГ:
Мы
ВЫДЕЛИЛИ существенные признаки термина
понятие и
ДАЛИ его определение.
- В оценочных листах в первой колонке на волшебной линеечке отметьте,
насколько точно совпало ваше толкование с определением смысла термина
«понятие».
Ф И З М И Н У Т К А
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать
до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за
медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо,
вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом
перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону,
столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет
1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
Учебные действия по реализации плана
6. «Цепочки» понятий. Частные и общие понятия.
- А теперь нам нужно НАЙТИ место в цепочке понятиям частным (единичные),
и общим. В чем их различие?
(Частные понятия отражают единичный предмет. Например, Пушкин. А
общие представляют два или более похожих предмета, а иногда класс или
группы похожих предметов: поэт, литератор)
- Потренируемся располагать понятия по порядку, т.е. от более частных к более
общим. Давайте вместе составим цепочку понятий на доске.
-Для чего нам нужно уметь это делать? /На уроках приходится составлять
цепочки/
Упражнение "Понятия по порядку"
У каждой группы на парте лежит 4 карточки с понятиями, их нужно
расставить таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое
последующее звено относилось к предыдущему как род к виду.
1 группа: фольклор, жанр, сказка, сказка «Колобок»
2 группа: геометрическая фигура, четырехугольник, прямоугольник,
квадрат
3 группа: живая природа, животные, звери, барсук
Работа в группах
Проверка на доске
Члены группы выходят, выстраивают логическую цепочку на доске. Спикер
аргументирует работу группы
ГРУППЫ СОГЛАСНЫ?
Итог: Итак, мы убедились, что умеем выстраивать цепочки понятий,
устанавливая родо-видовые связи между ними.
- В оценочных листах во второй колонке на волшебной линеечке отметьте,
насколько правильно вы установили родо-видовые отношений в цепочке понятий.
V. Виды отношений между понятиями .
- А какие еще отношения бывают между понятиями?
Переходим к следующему этапу нашего занятия, очень интересному и полезному.
Дети отвечают на вопросы учителя, называют виды отношений между понятиями
На доске после высказывания детей появляются таблички.
- Мы установили, что понятия могут находиться в разных отношениях друг с
другом. А теперь потренируемся определять их виды в конкретных парах слов.
Упражнение "Какие могут быть отношения между понятиями?"
- У каждой группы на парте лежат карточки с парами слов. Следует определить
отношения, существующие между понятиями каждой пары и поместить в
нужную группу на схеме. Проговаривайте свои рассуждения обязательно вслух.
1 группа:
февраль-март; нарушение-наказание; дом-крыша; радость-грусть;
велосипед-кататься; щука-рыба; трамвай-троллейбус;
2 группа:
вторник-среда; боль-слезы; птица-стая; сладкий-кислый; стакан-пить;
эскимо-мороженое; карась-окунь;
3 группа : первый-второй; молния-пожар; ручка-дверь; быстрый-медленный;
кастрюля-варить; тополь-ясень; медведь-зверь
Работа в группах
Дети участвуют в обсуждении, доказывают свою точку зрения, осуществляют
взаимоконтроль своей учебной деятельности. После обсуждения группы по
очереди на доске располагают карточки с парами понятий под названием
соответствующего вида отношений.
«Спикер» комментирует решение группы
Проверка на доске. Мнения групп
- Итак, мы убедились в том, что умеем определять виды отношений между
понятиями.
- В оценочных листах в третьей колонке на волшебной линеечке отметьте,
насколько правильно вы определили виды отношений в парах понятий.
- А сможем ли мы сами создать пары слов, поставив понятие в разные
всевозможные отношения с другими понятиями (которые нужно выбрать
самостоятельно)?
Этап «Включение изученного в систему знаний»
Упражнение "Разные отношения"
- Каждая группа получает карточку со словом-понятием (представитель группы
произвольно достает ее из конверта учителя).
- По условию задания требуется поставить каждое из предлагаемых понятий в
разные всевозможные отношения с другими понятиями (которые нужно выбрать
самостоятельно). Чем больше видов отношений вы установили, тем лучше. К
примеру: дано понятие «соловей». Оно может находиться в отношении «вид —
род» (ландыш — цветок); в отношении «вид — вид» (ландыш-василек); в
функциональном отношении (ландыш — лес) и т.д.
1 группа: автомобиль
2 группа: соловей
3 группа: береза
Работа в группах
Проверка
«Спикер» группы зачитывает варианты отношений и приводит примеры. Другие
группы внимательно слушают, при необходимости задают вопросы, вносят
коррективы.
- Молодцы, справились и с этим заданием.
- Итак, мы убедились в том, что умеем устанавливать отношения между
понятиями.
- В оценочных листах в четвертой колонке на волшебной линеечке отметьте,
насколько правильно и как много отношений вы установили.
Вы творчески подошли к выполнению этого задания. А кто-то даже и с
юмором. В результате мы все получили удовольствие от неожиданных
находок и интересных предложений. Молодцы!
Первичное закрепление во внешней речи
- Как вы теперь ответите на вопрос «Как из хаоса понятий создать порядок в
знаниях?» (Это значит не просто хорошо запомнить определения, а понять, в
каких отношениях это понятие находится с другими)
- О ком можно сказать, что он умеет учиться? (О том, кто старается не просто
запоминать наизусть, а делает это осознанно, устанавливая отношения между
понятиями)
А вот какой вывод сделали ученые:
навести порядок в хаосе понятий – это значит,
выделить
признаки и существенные признаки понятия; объединить
существенные признаки понятия в определение и хорошо
запомнить его; установить связи и отношения данного понятия
с другими, выстроить схемы отношений между понятиями
разных дисциплин.
Включение в систему ценностей
- Итак, вы теперь знаете, что делать, чтобы навести порядок в ворохе понятий и
терминов в вашей голове. Мы учимся этому на каждом уроке. А
кому и зачем это
нужно? (Ученикам)
- Только ученикам? (Нет, всем людям)
- Для чего? (Знаний у каждого человека каждый день все больше, чтобы в них не
запутаться и с пользой применять, нужен порядок)
- Для чего? (чтобы учиться, работать, путешествовать и т.д)
Ф И З М И Н У Т К А
Рефлексия деятельности
- Итак, посмотрим, выполнили ли мы план нашего занятия?
- Какую цель ставили? (Узнать, как их хаоса понятий создать порядок в мыслях)
- Какой результат получили? (Мы теперь знаем, как правильно это делать)
- Какие действия для этого надо предпринять?
* выделять признаки и существенные признаки понятия;
* найти место в цепочке близких понятий;
* дать определение и запомнить его;
* устанавливать отношения между понятиями
* выстраивать схемы отношений между понятиями.
- На каком этапе мы были сегодня?
- Остались ли у нас нерешенные проблемы?
- Оцените каждый свою собственную работу
- У каждого из нас есть вершина знаний, к которой мы стремимся. Сегодня
вершина знаний увенчана словом «Понятие» давайте подумаем, все ли удалось
вам понять и освоить, выполнить без ошибок на пути к этой вершине.
- Оценочный лист вам будет в этом помощником. Проанализируйте свои пометы
на волшебных линеечках. Найдите свое место на пути к вершине и прикрепите
человечка.
- Пригодится ли нам в дальнейшем это знаний?
Где? На каких уроках? (На всех)
- А в жизни?
Ежедневно, ежечасно мы устанавливаем сотни связей и отношений между
понятиями, постигая тайны знаний. И чем виртуознее мы это делаем, тем легче и
интересней нам учиться.
- Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
- Вы ощутили пользу командной работы?
- Принесло ли оно вам пользу? Интересно ли вам было?
На столе лежат цветочки (синие и красные). Прикрепите их на «Полянку
пользы».
Анализ картинки
- Меня очень порадовали результаты нашей работы. Многие из вас либо достигли
Вершины знаний, либо находятся на подступах к штурму высоты. А Полянка
пользы украсилась разноцветными цветами. Вы проявляли уважение друг к другу
при работе в группе, соблюдая наш девиз «Один за всех и все – за одного!»
Поблагодарите друг друга за работу.
- Спасибо за интересное сотрудничество!