Напоминание

Игра - путешествие " Как прекрасен этот мир"

Автор: Нестерова Ирина Валентиновна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ СОШ №15

Населённый пункт: г. Егорьевск Московская область

Наименование материала: Внеклассное мероприятие

Тема: Игра - путешествие " Как прекрасен этот мир"

Описание:

Данный материал преднозначен для учащихся 3 - 4 классов. В игровой занимательной форме проходит соревнование между командами. В игре могут участвовать две или три команды. Количество, объем и степень сложности заданий выбираются в зависимости от уровня подготовленности, потенциала обучающихся и количества команд. Командам заранее дается домашнее задание: выбрать капитана, продумать название, эмблему, девиз, подготовить представление команды. В то время когда команды думают над вопросами и заданиями, для болельщиков проводятся конкурсы, игры. В течение игры жюри периодически объявляет промежуточные итоги.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3961

Опубликовано 15.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Игра – путешествие "Мир вокруг нас"
В игре могут участвовать две или три команды. Количество, объем и степень сложности заданий выбираются в зависимости от уровня подготовленности, потенциала обучающихся и количества команд. Командам заранее дается домашнее задание: выбрать капитана, продумать название, эмблему, девиз, подготовить представление команды. В то время когда команды думают над вопросами и заданиями, для болельщиков проводятся конкурсы, игры. В течение игры жюри периодически объявляет промежуточные итоги.
Цели игры:
 пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, экологии;  расширение кругозора обучающихся;  продолжение развития и тренировки логического мышления, памяти, внимания;  воспитание чувства любви и уважения к окружающему миру;  формирование у детей экологического сознания.
Оформление зала:
в зале расставлены столы и стулья для соревнующихся, по стенам развешаны плакаты на экологическую тему, изготовленные обучающимися. Сцена убрана в виде леса.
Материалы:
задания для конкурсов, листы бумаги, ручки, карандаши, секундомер, музыкальное сопровождение, (На сцену выходит ведущий.)
Слайд 1
( картинки природы меняются
)
Ведущий: 1. Это очень интересно – Поглядеть на муравья. Это очень интересно – Как живёт его семья? 2. Это очень интересно – Почему молчит коза? Это очень интересно – В барабан ли бьёт гроза Это, это же чудесно, Что у всех, у всех детей И у всех, у всех людей 1
На лице живут глаза
Учитель:
Нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, цветут цветы, весело поют птицы. Это природа! Человек – ее часть. Природа нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек благодарен ей? Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы её любим, знаем и умеем беречь. ( звучит музыка « Как прекрасен этот мир»)
Слайд 2 (Лес) 1 – я часть
1 – Баба Яга: Привет, бабуся! 2 – Баба Яга: Привет, Ягуся! 1 – Бабы Яга: Как же мы с тобой давно не виделись! 2 – Баба Яга: Да, давно. Почитай ( считает на пальцах) 500 прошло. Как же всё здесь изменилось. 1 – Бабы Яга: А ты тоже переменилась, очень изменилась. Как же ты похорошела! 2 – Баба Яга: А как ты помолодела! 1 – Бабы Яга: Что используешь: « Чёрный жемчуг», Серебряную росу», « Чистую линию»? 2 – Баба Яга: И я усё использую, что в лесу найду, то и использую: С утра водичкой ключевой умываюсь, лягушками с мухоморами объедаюсь и целый день в ступе по лесу катаюсь, воздухом лесным чистым дышу. А ты как молодеешь? 1 – Бабы Яга: С утра росой травяной умываюсь, пиявками и шишками питаюсь, на метле летаю, лес обозреваю, частушки распеваю. 2 – Баба Яга: Как говорят в народе, Надо быть ближе к природе. Ведущий: Как я вижу, Бабки Ёшки, пришли вы к нам из леса чудесного, очень даже интересного. А нельзя и нам в ваш лес попасть? 1 – Бабы Яга: Можно и даже нужно 2 – Баба Яга: А попасть в наш лес сможет лишь тот, кто знает и любит нашу матушку природу, умеет её беречь Ведущий: Бабуси ! Познакомьтесь с командами знатоков природы 2
Слайд 3 ( Название команд)
2 – я часть

Конкурс 1. "Представление команд"
Капитаны команд представляют участников, рассказывают о названии, эмблеме и т. д. 1 – Бабы Яга: Ой, какие весёлые ребятишки? А так ли они хорошо знают природу? Они должны пройти серьёзные испытания. В конце путешествия мы с Бабусей и определим , какая команда лучше, дружнее, знает лесные законы. А помогать нам будут…( представляют членов жюри)… Шарик, шарик засветись! Лес волшебный расступись! (Уходят и садятся за стол жюри) Слайд 4 ( Лес)
Выходит Лесовик
: Это я – седой старик, Называюсь Лесовик. Этот лес я сторожу, За порядком я слежу. Вопросы у меня к вам заковыристые, необычные. Но уверен, что знания у вас отличные! Так что давайте Быстрей отвечайте ( Из корзинки дети выбирают вопросы с заданиями и очерёдность. конкурс оценивается по количеству правильных ответов за 1 мин Зачитывает вопросы)
3 – часть

Слайд5 ( Название конкурса)

Конкурс 2. "Разминка"
Вопросы конкурса:
Команда № 1
1.Какая жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. (Ответ: вода.) 2.Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Ответ: нет.) 3.Какая часть есть у обуви и у холма? (Ответ: подошва.) 4.Какую цепь нельзя поднять? (Ответ: цепь питания, горную цепь.) 3
5.Что за утреннее серебро можно собрать на траве? (Ответ: росу.) 6.Какое животное бежит задними ногами вперед? (Ответ: заяц.) 7.Что в пустыне дороже золота? (Ответ: вода.) 8.Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Ответ: бобр.) 9.Название какого лесного зверя дано созвездиям? (Ответ: медведица.) 10Какая перелетная птица не вьет собственного гнезда и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Ответ: кукушка.) 11.Какая птица может нырять под воду (не зря ее называют "водяным воробьем")? (Ответ: оляпка.) 12.Какая птица выводит птенцов зимой? (Ответ: клест.) 13.Какая бабочка "носит" воинское звание? (Ответ: адмирал.) 14.Какой город парит в небе? (Ответ: Орел.)
Команде №2
1. Трава от 99 болезней. ( зверобой) 2. Слепыми или зрячими родятся зайцы? ( зрячими) 3. Кто может пить ногой?( Лягушка) 4. Кто собирает яблоки спиной?( Ёж) 5. Пингвин - птица или нет? ( птица) 6. Самое сладкое дерево наших лесов.( Липа) 7. Разноцветные грибы( Сыроежки) 8. У кого каждый день растут зубы? ( У бобров, зайцев) 9. У какого дерева ствол белый.( берёза) 10.Какая птица выше всех летает? ( орёл) 11. Какая птица в нашей стране самая маленькая? ( королёк) 12.Когда чаще всего бывает гроза? ( в мае) 13.Чем стрекочет кузнечик ? ( ногой о крыло) 14.Какое дерево весной дятла поит? ( Берёза)
Команде № 3
1. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? ( кукушка) 2. Кто бежит , выставляя вперёд задние ноги? ( заяц) 3. Какой цветок лето начинает? ( колокольчик) 4. Перед какой погодой птицы перестают летать? ( перед дождём) 5. Какая птица в мире самая большая? ( Страус) 6. Животное наших лесов, похожее на кошку. ( Рысь) 7. Чьи листья опадают осенью зелёными ( Ольхи) 8. Какая птица достаёт себе пищу подо льдом? ( оляпка) 9. Какая птица летает хвостом вперёд ( колибри) 10.Сколько ног у паука? ( восемь) 11. Когда ёж не колется? ( когда только родится) 12.Какую коровку доят муравьи? ( Тлю – коровку) 13.Самый чистоплотный зверёк ( барсук) 14.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)
Лесовик:
Уважаемое жюри. Подведите итоги первых 2 – х конкурсов


4 – я часть

Слайд 6 ( Звёздное небо)
( Выходит девочка в костюме месяца)
- Месяц:
4
С древних времён наблюдали люди за луной и замечали, что происходит с растениями и с погодой. Великий русский поэт А.С. Пушкин сказал об этом так: … Пастух и земледел в младенческие леты, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветер, и ясный день, И майские дожди, младых полей отраду, И морозов ранний хлад, опасный винограду. - Знаете ли вы приметы?
Слайд 7 ( Название конкурса)

Конкурс 3. "Собери приметы"
Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится по три народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету), записать ее на листочке бумаги и передать членам жюри.( Можно задавать вопросы по кругу. Оценивается кол – во правильных ответов) ( Правильный ответ на экране) Народные приметы:  В августе до обеда – лето, после обеда – осень.  Птицы низко летают – к дождю.  Много ягод к холодной зиме.  Зацвела рябина – наступит тепло.  Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.  Появились опята – лето кончилось.  Поздний гриб – поздний снег.  Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.  В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
( Игра со зрителями. приметы.)
 В феврале иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.  Синие облака в апреле – к теплу и дождю.  В апреле вечерняя заря багрово-красная – к ветру и осадкам.  Май холодный – год хлебородный.  Увидел скворца – значит весна у крыльца.  Дуб перед ясенем лист пустил – к сухому лету.
4 – я часть

Сценка «Ребенок и Мотылек».
Мальчик. Мотылек, как же так? Целый день ты летал И совсем не устал? Расскажи, как ты живешь? Что ты ешь? Что ты пьешь? Где твой мир? Где твой дом? Расскажи обо всем! 5
Мотылек. Я живу на лугах и в садах, и в лесах, Я летаю весь день в голубых небесах. Солнца ласковый свет озаряет мой кров, Мне еда и питье – ароматы цветов, Но живу я недолго – не более дня. Будь же добрым со мной и не трогай меня.
Слайд 9 ( Название конкурса)

Конкурс 4 « Шифровка»
(Капитаны получают карточки с заданием Оно зашифровано
. )

Ведущий:
Здесь зашифровано высказывание нашего известного писателя, знатока природы М. Пришвина. Найдите способ прочитать эту фразу. Выигрывает та команда , которая первая расшифрует высказывание ( Ответ: Охраняя природу – значит охранять Родину) ,
Часть 5 - я

Ведущий:
Пока команды выполняют задание, предлагаю игру для зрителей 1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? ( Лисички) 2. Какое животное почти всё время проводит под землёй? ( Крот) 3. В какие времена года можно наблюдать туман? ( Во все) 4. Какая птица любит семена репейника? ( Щегол) 5. Какую траву любят кошки? ( Валерьяну) 6. Кто кукует у кукушки – самка или самец? ( Самка) 7. Как называют гнездо белки? ( Гайно) 8. Дерево, которое зацветает раньше других? ( Ива) 9. Изменение густоты и окраски шерсти у животных. ( линька) 10.Где раки зимуют? ( Под водой, под корягами) 11. Трава , которую могут узнать даже слепые ( Крапива) 12.Какие съедобные грибы появляются первыми? ( сморчки) 13.Из чего готовят манную крупу ( из пшеницы) 14.Какое растение является хищником для насекомых? ( росянка) 15.Какие насекомые хлопают в ладоши? ( Комары, моль) 16.Самый быстрый зверь на земле? ( Гепард ) 17.Чемпион по скорости роста среди деревьев ( Эвкалипт)
6 – я часть

Сдайд 10 ( Картина болота)

Конкурс 5 « Опасности в лесу»
(Звучит волшебная музыка. На сцене дремучий лес, болото и избушка. На кочке сидит Водяной, поёт и при этом выжимает платок , мокрый от слёз.)
Водяной:
Я водяной, я водяной. Весь я хилый и больной. В животе вода бурлит, Всё и колет и болит, Снова мёрзну и икаю. 6
Может, я заболеваю.? Ой, чавой - то худо мне – Снова хрумкает в спине. Никому, видать, не нужен, Напрочь я уже простужен
.

Лесовик:
Ой, кто это так горестно плачет?
Водяной:
Не бойтесь - это я ! Хоть я страшный, но добрый! Когда я был мальчиком, то меня боялись все обитатели пруда: любую лягушку мог за лапу подвесить, всю рыбу оглушить, на своём водопеде гонял – бензин по пруду разливал. И вот вместо пруда здесь стало болото. И я сам превратился в лесное чудовище. Теперь мёрзну в сырости, прохожих пугаю. Ребята а вы мне поможете? Так снова в мальчика хочется превратиться!
Лесовик:
Да как же тебя расколдовать, подскажи!
Водяной:
Помогите мне болото расчистить ( Участники конкурса проходят полосу препятствий « Болото» В куче « мусора» собрать в ведро « свой» 4 – собирает коробки из – под молока, 4 – б - бутылки, 4 – в - пакеты.)
Лесовик.
Молодцы. ребята! Быстро расчистили! А где же водяной?
Водяной :
Спасибо вам ребята! Теперь я на всю жизнь запомню, как нужно к природе относиться. И вам советую не забывать, чтобы на моём месте не оказаться!
7 – я часть

- 1 – Баба Яга
– Ох молодцы! Иш какие ловкие, да быстрые! Совсем как я в молодости.
2 – Баба Яга –
Слышь ! Что это за музыка такая!
Песня : ( Не рвите цветы) Девочка поёт в костюме цветка

Цветок:
- Сейчас мы проверим . Знаете ли вы растения?.
Слайд 11 ( Название конкурса)

Конкурс 6 « Заморочки из бочки»
(Команды по очереди тянут из мешка вопросы. За правильный ответ – 1 балл) 1 Растение, из которого можно при готовить муку и испечь хлеб ( рогоз) 2 Лесной целитель( Подорожник) 3 Листочки мелкие, цветочки – янтарные, плоды коварные: и лечат и колечат. ( зверобой) 4 Листья этого растения могут заменить вату( Сфагнум) 5 Он заметный золотой Постарел и стал седой А как только постарел, Вместе с ветром улетел. Корень этого растения возбуждает аппетит ( одуванчик) 6 Какое растение поможет нам в походе при ранениях( подорожник) 7 От болезней желудка поможет излечиться Каждый лист разбит на дольки. 7
Подсчитай – ка, долек сколько? 8,10,20,30… Тут легко со счёта сбиться ( тысячелистник) 8 Золотая середина И кругом идут лучи Это, может , быть картина? Солнце в небе голубом. И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, подымется жар. Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. ( ромашка аптечная) 9 Чем вылечить бородавки? ( чистотел) 10 Какая ягода заменяет лимон ( клюква) 11 Цветок, как бубенчик, Голубенький венчик… Цветёт он не пышно, Звенит ли – не слышно ( Колокольчик) 12 Ершистый кустик Цапнет – не пустит. Держит, как вора, Возле забора
Слайд12( Дремучий лес)

8 –я часть
( Выскакивает леший., поёт) Я – страшный , страшный леший Ха – ха – ха! Надоели ваши песни! Ха – ха - ха! Затаил на вас обиду! Ха – ха – ха! Сам себя я ненавижу!
Лесовик:
Кто же тебя так обидел, что себя ненавидишь?
Леший:
Дело в том , что я в детстве был туристом. В лес любил ходить. Костры жечь. Зверей и птиц пугать. Муравейники разорять. Мусор в лесу разбрасывать. Вот меня и заколдовали. Помогите мне ребята! Ведь я в таком виде никому на глаза показаться не могу!
Лесовик:
А как же мы тебе поможем? 8

Леший:
Птиц, зверей обратно в лес вернуть помогите!
Слайд 13( Название конкурса
)
Конкурс 7. "Эмоциональные животные"

Леший:
Командам нужно бросить игральный кубик 2 раза, Число, выпавшее в первый раз, обозначает номер эмоции из столбика слева, а число, выпавшее при втором бросании кубика, - номер животного. Задача игрока – изобразить животное, переживающее заданное чувство. Соперники должны угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает
.

Слайд 14

1.

Гнев 1. Медведь

2.

Презрение 2. Слон

3.

Страх 3. Кошка

4.

Радость 4. Петух

5.

Удивление 5. Лягушка

6.

Вина 6. Собака

Леший:
Спасибо вам ребята! Я расколдован! Теперь я буду лес от всех хулиганов защищать
Заключительная часть.

Слайд 15

Выходят Бабки Ёшки.
1 – я Чтобы лесу другом стать, Тайны все его узнать, Все загадки и разгадать Научитесь наблюдать. Только вместе, только дружно Изучать природу нудно. 2 – я И. конечно же тревожно. Что порою мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем. Низа что не в ответе, Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось.
Подводят итоги.

Библиография
1. Журнал « Читаем, учимся. играем» № 1, 2002г 2. Научно – методический журнал» Всё для учителя» ( география ) - 2013г №8 3. Научно – методический журнал» Всё для учителя» ( биология) - 2012г №6 9
4. Ресурсы интернет
Конкурс 5. "Музыкальный калейдоскоп"
Участникам команд предлагается вспомнить и через одну минуту назвать, а если смогут, то и спеть строчку из песни, в которой есть слова: погода, дождь, снег, град, иней, ветер, солнце, радуга. Команды отвечают по очереди. (Примерные ответы: "У природы нет плохой погоды", "А я с утра не по погоде одет", "Главней всего погода в доме", "Если снова ветер переменится", "От улыбки радуга проснется", "Одна снежинка еще не снег", "Снег кружится, летает, летает", "Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной", "Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай", "Дождик босиком по земле прошел, клены по листкам хлопал", "И уносят меня в звенящую снежную даль" ит.д.)
Конкурс 6. "Найди ошибку"
Команды получают конверты с фразами-утверждениями. Необходимо исправить ошибки и отдать верные ответы членам жюри. 1. Слон – хищное млекопитающее. (Ответ: растительноядное млекопитающее.) 10
2. Фауна – древнеримская богиня цветов, весны и юности. (Ответ: Фауна – древнеримская богиня полей и лесов, покровительница стад. Можно принять ответ: Фауна – древнеримская богиня, покровительница животных.) 3. Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко. (Ответ: В лесу нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных. Нельзя рвать цветы, они могут исчезнуть. Костер можно разводить только в специально отведенных местах. Диким животным нельзя питаться той пищей, которой питаются люди. Нельзя оставлять в лесу упаковку и другой бытовой мусор. Природа не в состоянии его переработать. Нельзя брать домой диких животных, они могут погибнуть.)
Конкурс 7. "Мы – экологи"
Ребятам предлагается вспомнить, какие законы охраны природы они знают. Пусть участники команд постараются за пять минут вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы. Участники команд записывают на листе бумаги заповеди юных любителей природы и отдают их членам жюри. Примерные ответы:  Не рвать дикорастущие растения.  Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.  Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.  Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.  Не разжигать в лесу костры.  Не оставлять в лесу бытовой мусор.  Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.  Не уносить из леса диких животных.
Конкурс 8. "Загадки-пантомимы"
Необходимо задумать и через одну минуту изобразить животное. Команды-соперницы должны его угадать. Победит тот, кто наиболее похоже покажет животное и угадает животное, изображаемое соперниками.
Конкурс 10. "Анаграммы"
Участники команд получают конверты с текстом. Через две минуты они должны передать членам жюри листы с ответами. Я – время года, знают все меня. Катаются с горы и бабу дружно лепят. Но слоги переставь во мне – А нами кожу и глаза, и уши лечат. (Ответ: зима – мази.) Я – дерево, расту в тайге, И в смешанном лесу меня найдешь почти повсюду. Но слоги переставь во мне – 11
И воду подавать я буду. (Ответ: сосна – насос.) И в озере, и на берегу От ветра я шумлю и уток прячу. Но слоги переставь во мне – И запищу, и попрошу я каши. (Ответ: камыш – мышка.) Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною валишь. (Ответ: липа – пила.) Читайте слева вы меня, И псом огромным буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтете вы наоборот. (Ответ: дог – год.) (Пока жюри оценивает предыдущие конкурсы, проводятся конкурсы для болельщиков.)
Загадки для болельщиков
На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит малый огонек. Разгибаем стебельки, Собираем огоньки. (Ответ: земляника.) Сидит – зеленеет, Летит – желтеет, Падает – чернеет. (Ответ: лист.) Я – вода, да по воде же и плаваю. (Ответ: лед.) Всю ночь по крыше Бьет, постукивает, Бормочет и поет, И убаюкивает. (Ответ: дождь.) Летит птица орел, Несет вклюве огонь, Огневые стрелы пускает, Никто ее не поймает. (Ответ: молния.) Похож ясвиду на горох, Где я пройду – переполох. (Ответ: град.) Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Ответ: сорока.) В поход идут и дом берут, В котором дома не живут. (Ответ: палатка.) Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады и огороды Всей округе полила. (Ответ: гроза.) Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Ответ: дятел.) 12

Игра "Прилетели птицы"
Ведущий называет птиц, и если ошибается, болельщики должны хлопать в ладоши:  Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…  Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…  Прилетели птицы: голуби, куницы…  Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…  Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…  Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы! (Жюри объявляет итоги игры, вручает грамоты и призы победителям.)
Ведущий:
Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Берегите природу! 13


Яндекс.Метрика