как основа творческого развития учащихся
Морокова Т.Д., заместитель директора по УВР
МАОУ «СОШ № 40» г. Перми
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Задача школы, опираясь на
общее между дошкольным и младшим школьным этапами развития ребёнка, сохранять, обогащать
и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.
Процесс гуманизации и гуманиторизации образования, возрастание роли духовного фактора
в развитии личности выдвигает эстетическое воспитание на новые позиции в обществе.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому
формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и
практический смысл.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-
воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика,
формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно
трудовой деятельности.
Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей в детском саду и
начальной школе обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ
личности.
Мы убедились, что искусство развивает в ребёнке способности, которые в равной мере
необходимы для художественного и научного познания. Поэтому наряду с общеобразовательным
было определено художественно-эстетическое направление.
Основная цель занятий искусством в начальной школе – обогащение чувственного,
эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного
мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3
ведущие содержательные линии:
развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства;
обогащение эмоционального мира ребёнка;
развитие сотворческого восприятия произведений искусства.
В начальной школе учащиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров,
своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной
культурой.
Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Эстетическая деятельность в
школе осуществляется по следующим направлениям:
изобразительная
художественно-речевая
музыкальная
театрально-игровая
хореографическая
культурно-массовая
Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует
пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей
школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько
учащихся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от
художественно-творческой деятельности.
Учебный план школы скорректирован для углубленного изучения предметов художественно-
эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём
учебной нагрузки не превышает нормы.
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее
успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Поэтому в учебный план
внеурочной деятельности включены следующие художественно-эстетические дисциплины:
сольфеджио, хоровое пение, этика, музицирование, ИЗО, театр.
По данному учебному плану работают классы I ступени, что даёт возможность каждому ребёнку
раскрыть свой талант, свой потенциал. Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку –
вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.
Для обеспечения вариативной части содержания образования используются программы,
утверждённые МО РФ, а также авторские программы, а именно:
-
Программа по музицированию для 1 кл. (автор-разработчик Ханжина Г.В.).
-
«Уроки этики в начальной школе» (автор-разработчик Бондаренко В.А.).
Для осуществления опытно-экспериментальной работы используются программы по сольфеджио
(автор Глухов Л.В.), по хоровому пению (автор Останин П.П.), «музыкальный инструмент» – автор
Мошкаров С.Г.
Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме
соответствует нормативной базе. Подготовлен обширный дидактический материал (в т.ч. слайды,
аудиокассеты, видеокассеты и др.)
Мы понимаем, что обучение в школе должно вестись на интенсивной интегративной основе.
Именно такая организация содержательной стороны обучения приводит к снижению
психологической нагрузки, способствует формированию особого типа мышления. Поэтому
педагогами школьной лаборатории по художественно-эстетическому образованию и воспитанию
разработаны интегрированные курсы и образовательные блоки, которые успешно внедряются в
учебный процесс:
«литература – музыка – живопись»;
«природоведение – музыка – живопись»;
«математика – сольфеджио»;
«математика и конструирование»;
«изобразительное искусство и художественный труд».
В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт
эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и
формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами
музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения учащихся к музыке выступают
хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение
своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, сочинение собственных мелодий.
В процессе изучения закономерностей музыкального искусства педагоги также используют такие
образно-игровые приёмы, как:
пластическое интонирование;
музыкально-ритмические движения;
свободное дирижирование;
игра на элементарных музыкальных инструментах;
инсценировка песен, музыкальных композиций;
соответствующие приёмы работы над артикуляцией, дикцией, дыханием, мимикой.
Эти разнообразные формы деятельности на уроках позволяют сделать процесс освоения
музыки интересным, содержательным, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей
в начальный период школьного обучения. МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать
музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутренне состояние.
Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети
учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью.
Навыки певческой деятельности учащихся более основательно формируются на уроках
хорового пения. В ходе обучения хоровому искусству у школьников развиваются музыкальный слух,
память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, формируются
художественные взгляды и представления, вырабатывается эстетический вкус.
Изучение сольфеджио – это кратчайший и эффективный путь развития интонационного
слуха, ладового мышления, звуковысотных представлений. Занятия сольфеджио дают
положительные результаты, т.к. умственная и моторная сферы деятельности ребёнка развиваются
одновременно и гармонично.
Игре на музыкальных инструментах в программе уделяется особое внимание. В 1 классе
дети участвуют в коллективном музицировании. Со второго класса по желанию обучаются игре на
музыкальном инструменте индивидуально.
Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие
детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт
большие возможности для эстетического развития личности. Учебная программа Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство» отвечает идеям преемственности в художественном образовании и
развитии детей. Она построена на основании приобретенных в дошкольном возрасте впечатлениях
и полученных навыков.
Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность,
пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и
гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей
работе.
Уроки изобразительного искусства в начальных классах ведут опытные педагоги. Их уроки
пронизаны особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Она достигается с помощью живого
слова учителя, интересных диалогов с учениками, ярких зрительных образов, поэтического текста,
игровых ситуаций.
Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками,
угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой,
используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они
действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности
раскрывают богатства и глубину художественного образа. Особенно учащиеся бывают увлечены в
процессе выполнения коллективных композиций («Мой город», «Осенняя фантазия», «Птицы
летят», «Аквариум»). В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в
реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих
усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое
рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о
жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за
родной край.
Основным принципом изобразительной деятельности является развитие творческой
индивидуальности. Развивая творческое мышление, учитель стремится избежать любых шаблонов
и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир.
Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью,
сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности
детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.
Увлечённые юные художники занимаются в изостудии «Творчество» в специально
оборудованном кабинете ИЗО. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат
выставки рисунков, традиционные творческие конкурсы. Лучшие работы юных художников
отмечаются дипломами, грамотами.
В истекшем учебном году конкурсные работы учащихся принимали участие в городской
выставке.
Особое место в системе художественно-эстетического образования отводится театрально-
игровой деятельности школьников.
ТЕАТР – это синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы,
музыки, изобразительного и других искусств.
ТЕАТР – это коллективное творчество. Ребята учатся плодотворному взаимодействию,
овладевают навыками сотрудничества, межличностного общения.
Основной язык театрального искусства – действие, диалог и игра, что делает этот урок
очень близким детям. Важная задача занятий театра состоит в том, чтобы максимально раскрыть
творческие возможности детей, оказать помощь учащимся в процесс самопознания и саморазвития.
Огромна познавательная и нравственная роль театрального воспитания, ведь театральная
деятельность развивает фантазию, наблюдательность, внимание, память, ассоциативное
мышление, культуру чувств, пластики и речи. С помощью коллективных игр и упражнений
отрабатывается эмоциональность ребёнка, его музыкальная восприимчивость, ритмичность,
координация движений, артистизм.
С 1 класса осуществляется целенаправленная работа с детьми по этическому воспитанию,
охватывающая учебную и внеучебную деятельность школьников. Этический курс занятий «Этика»
ориентирован на включение учащихся в этический диалог, общение и взаимодействие. На этих
необычных уроках доброты и человечности ребёнок постигает важность и прелесть человеческих
отношений, определяет свою моральную позицию, упражняется в нравственных поступках.
Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа
и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм
воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены
примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется
фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности.
Одно из звеньев единого художественно-эстетического направления в системе
дополнительного образования учащихся – школьный хореографический коллектив «Городок». Его
воспитательная и концертная деятельность подчинена задачам эстетического развития учащихся.
Основой учебной подготовки является тренаж классного и народного танца. Овладение ими
позволяет в дальнейшем успешно осваивать многие жанры, стили, направления. Параллельно
c
классикой ребята изучают народно-сценический танец. Он близок детям своей конкретностью,
разнообразием ритмов, движениями, характером.
Уроки танца формируют осанку, развивают пластику движений, художественный вкус.
Традиционно хореографические постановки включены в программу проводимых в школе
праздников, концертов, фестивалей детского творчества. Главное стремление педагогов
художественного коллектива не замыкается на задачах освоения только хореографического
искусства, а связывается с задачами духовного и физического развития детей, постигающих через
искусство танца и музыку красоту окружающей действительности.
Внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы и работу
различных клубов, кружков, секций и других объединений художественно-эстетического цикла.
Среди них: хореографический ансамбль «Городок», драматический кружок, ансамбль баянистов,
ансамбль домристов, ансамбль гитаристов, клуб авторской песни, кружок эстрадной гитары,
изостудия «Творчество», младший и старший хоры, хор мальчиков.
В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику
заниматься своим любимым делом.
Выполняя эстетико-просветительские функции, в начальных классах проводятся культурно-
массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры,
викторины, спектакли, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов
участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность
приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий
потенциал ученика.
Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и
умений учащихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и
творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный,
комплексный характер.
Высокое качество музыкальной, изобразительной, театральной, литературной и
хореографической подготовки школьников неоднократно отмечалось на проводимых районных и
городских конкурсах.
В одной статье невозможно раскрыть многообразие содержания эстетического развития
детей. Мы попытались показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании
совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей,
культурных, образованных, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющихся
активными её творцами. Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо
видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их
развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию
прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.
Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе
комплексного воздействия искусств, способствует развитию многогранных творческих способностей
ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей
результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.