Напоминание

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Автор: Шишкова Ирина Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 города Кинеля

Населённый пункт: Кинель

Наименование материала: статья

Тема: Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Описание:

Показать обучающимся первый "набросок" научной картины живой природы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4102

Опубликовано 19.08.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области Программа внеурочной деятельности «Юный эколог»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Выполнил: учитель начальных классов Шишкова Ирина Ивановна I квалификационная категория Кинель, 2012

Пояснительная записка.
В каждом образовательном учреждении, переходящем на ФГОС НОО, рекомендуется создать банк образовательных программ внеурочной деятельности.
Новизна
программы определяется тем, что она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым, развивая экологический аспект современной культуры.
В основе построения
программы лежит
принцип научности
, который отражает основную идею Я.А.Каменского в сфере дидактики – отбором из науки самого главного, необходимого для понимания устройства мира и происходящего в повседневной жизни. Ориентиром в структурировании содержания программы служит
принцип

полицентризма
, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена «понятийная сетка», в которую вошли основополагающие понятия: вид, экосистема, природа, среда, место обитания, экологическая пища.
Принцип гуманизма
учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление обучающимися условий для её расцвета – является
основной целью программы.
Исходя из этого были сформулированы следующие
задачи программы:
-
мировоззренческие:
показать обучающимся первый «набросок» научной картины живой природы, раскрыть роль знаний в сфере культуры, выработать ценностное отношение к живой природе; -
методологические:
показать познаваемость явлений живой природы, планировать и осуществлять наблюдения; -
теоретические:
знакомство с теориями и идеями, в свете которых рассматривается многообразие видов и экологических систем; -
практические:
научить ставить и решать типичные задачи охраны и практического использования живой природы. Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие
формы и методы обучения
, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Такими основными
методами
в образовательном процессе по реализации программы будут: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, диспут. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы.
Содержание
программы ориентировано на добровольные, одновозрастные группы детей (10-15 человек) и рассчитана на начальное возрастное звено(1 – 4 классы). 2

Отличие
данной программы по экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельные рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. Изучаемый материал в каждом последующем классе включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более высоком уровне, углубляя и расширяя знания детей. 1 класс - 33 часа 2 класс - 34 часа 3 класс - 34 часа 4 класс - 34 часа Из расчёта 1 час в неделю
Паспорт программы

Ф.И.О., должность автора

(авторского коллектива)
Шишкова Ирина Ивановна учитель начальных классов, I квалификационной категории
География (территория на которой

реализуется программа) программы

Целевые группы (количественная и

качественная характеристика детей –

количество, возраст, социальный

статус и др.)
6,5 – 11 лет, учащиеся 1 – 4 классов
Цель программы
защита жизни, выявление обучающимися условий для её расцвета
Направленность программы
эколого - биологическая
Срок реализации программы
4 года
Вид программы
модифицированная
Уровень реализации программы
начальное общее образование
Уровень освоения программы
углубленный
Способ освоения содержания
креативный 3

образования

Краткое содержание программы

Актуальность
создания авторской образовательной программы «Юный эколог» предопределена тем, что не случайно именно на период младшего школьного возраста приходится наибольшая результативность экологического образования.
Новизна
программы определяется тем, что она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым, развивая экологический аспект современной культуры.
Задачи программы:
-
мировоззренческие:
показать обучающимся первый «набросок» научной картины живой природы, раскрыть роль знаний в сфере культуры, выработать ценностное отношение к живой природе; -
методологические:
показать познаваемость явлений живой природы, планировать и осуществлять наблюдения; -
теоретические:
знакомство с теориями и идеями, в свете которых рассматривается многообразие видов и экологических систем; -
практические:
научить ставить и решать типичные задачи охраны и практического использования живой природы. Основными
методами
в образовательном процессе по реализации программы будут: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, диспут.
Отличие
данной программы по 4
экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме. Изучаемый материал в каждом последующем классе включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более высоком уровне, углубляя и расширяя знания детей: 1 класс - 33 часа 2 класс - 34 часа 3 класс - 34 часа 4 класс - 34 часа из расчёта 1 час в неделю. 5

Содержание программы.

1 класс.

Первая часть программы рассчитана на 1 год (33 часа), включает в себя

7блоков
.
I блок. Мой дом. 5 ч.
Что такое экология? Мой дом за окном. Мой дом. Дом, где мы живём
II блок. Мой двор. 3ч.
Практическое занятие «Уборка школьного двора», Деревья твоего двора. Экопроект «Моя школа».
III блок. Дом, где я учусь. 3 ч.
Конкурс рисунков «Дом, где я учусь». Экологический дизайн класса. Экопроект «Моя школа».
IV блок. Путешествия с растениями. 6 ч.
Дом моей мечты. Комнатные растения в квартире, классе, на клумбе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями
V блок. Внимание, птицы! 4 ч.
Птицы нашего города и леса. Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
VI блок. Мир животных вокруг нас. 6 ч.
Домашние животные . Животные в доме. Животные защищаются.
VII блок. Путешествие в подводный мир. 6 ч.
Зачем нужна вода? Водоёмы нашего города. Обитатели подводного мира. Экскурсия на берег водоёма 6

2 класс.

Вторая часть программы рассчитана на 1 год (34 часа), включает в себя 8

блоков
.
I блок. Экология планеты Земля. 5 ч.
Что означает «Экология планеты Земля». Конкурс рисунков «Цвети Земля». Экскурсия в лес. Игра «Осенние листочки» Устное сочинение «Какой я хочу видеть свою планету».
II блок. Экология города. 3ч.
Заочное путешествие « Мой город» Конкурс рисунков «Моя планета – мой город». Экопроект «Мой город»
III блок. Дом, где я учусь. 3 ч.
Конкурс рисунков «Дом, где я учусь». Экологический дизайн класса. Составление икебан.
IV блок. Путешествия с растениями. 6 ч.
Викторина « Какие бывают растения?» Важность растений ни с чем несравнима. Растения - путешественники. Защитные приспособления растений.. Экологическая сказка «Одуванчик». Красная книга РФ, РТ, г. Бугульма. Комнатные растения.
V блок. Внимание, птицы! 4 ч.
Птицы нашего города и леса. Красная книга. Птицы тёплых стран. Охрана птиц. Виды перелётных, осёдлых и кочующих птиц. Место птиц в городской экосистеме. Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
VI блок. Мир животных вокруг нас. 6 ч.
Животные своего края. Встреча с хищниками. Пищевые цепочки. Экологическая пища животных. Животные севера и жаркого климата. Красная книга. Животные защищаются.
VII блок. Путешествие в подводный мир. 6 ч.
Откуда появилась на Земле вода? Водоёмы родного края. Обитатели подводного мира. Способы питания морских обитателей, пищевые цепочки. Экологические проблемы воды. Красная книга.
VIII блок. Заключение. 1 ч.
Что узнали, чему научились за год. К концу изучения I части программы дети должны знать: 7
- экология - наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов; -правила поведения в природе; - осенние приметы; -раны природы и природоохранение от них; - простейшие экологические связи. - доступные сведения из истории города; - экологические проблемы города; - растительный и животный мир города; - реки города. -экологические правила поведения в классе; - что такое экологический дизайн; - что такое икебана; - комнатные растения; - исчезающие растения страны и края; - внешние признаки класса птиц; - среду обитания птиц; - виды оседлых птиц города; - значение птиц в городской экосистеме; - причину поселения птиц в городе; - виды перелётных и кочующих птиц; - лесных птиц зимнего леса, их приспособления к зимним условиям, чем они питаются и когда размножаются; - значение птиц для человека; -название животных; - определение хищничества, черты приспособления к хищному образу жизни; - названия хищных животных; - животных разных стран; - животных Севера, приспособления к северным условиям; - животных тёплых стран, их экологические пищи; -свойства воды; - особенности формы и покрова тела рыбы в связи с жизнью в воде, органы дыхания в воде; - пищевые цепочки в аквариуме; - условия местообитаний и экологические пищи некоторых рыб; должны уметь: - классифицировать природные тела на живые и неживые; - выделять связи живого организма со средой обитания; - устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения; - осознавать значение воды для человека; - сравнивать морской водоём с пресным; - обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде; - выделять связи птиц с жизнью человека; - соотносить описание и внешний вид птицы с её названием; - изготавливать простейшие кормушки; - составлять семы экологических связей; 8
- составлять икебаны; - разбираться в экологической этике; - строить пищевые цепочки; - объяснять значение хищников в лесу; - определять животного по следам; - объяснять отрицательное влияние человека в лесу; - выделять черты приспособлений к жаркому климату и умеренному климату; - находить приспособления к жизни на Севере; - сравнивать северных и южных животных; -обосновывать взаимовлияние растений и человека; -пояснять значение растений в жизни человека. 9

3 класс

Третья часть программы рассчитана на 1 год (34 ч.), включает в себя 6

блоков.

I блок. В мире животных. 7ч.
Животные нашего края. Животный мир Азии, Европы, Африки, Америки, Австралийского континента. Влияние человека на животный мир планеты. Заповедные территории Кузбасса. Заповедные территории родного края.
II блок. Разнообразный мир растений. 7 ч.
Леса нашего края. Разнообразный мир растений Азии. Европы. Африки, Америки, Австралии. Природные зоны нашей планеты. Условия для жизни растительного организма. Растение – необходимая часть биосферы планеты. Значение растений в экосистеме. Экскурсия в лес.
Ill блок. Птицы - наши друзья. 7ч.
Птицы нашего края. Птицы Азии, Европы, Африки, Америки, Австралии. Роль птиц в жизни человека. Птицы – часть биосферы. Викторина «Узнай птицу». Развешивание кормушек для птиц. Экскурсия в экологический центр.
IV блок. Тайны мирового океана. 7ч.
Что такое Мировой океан. Удивительный подводный мир. Пресные водоёмы и их обитатели. Киты и китообразные. Секреты морских глубин.
V блок. Способы охраны природы. 5ч.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Мысленное путешествие по заказникам нашей страны и мира.
VI блок. Заключение. 1ч.
К концу изучения второй части программы дети должны знать: - названия материков и их расположение на глобусе; - причины разнообразия животного мира суши; -роль заповедных территорий; - виды животных на Азиатском континенте, Америки, Европы, Австралии, Африки; - причины необходимости природоохранной деятельности; - историю изменения растительности на земном шаре; - растения леса, виды лесов в Кузбассе, значение таёжных лесов; - особенности внешнего вида и строения, процессы жизнедеятельности птиц и связи с - приспособлением к полёту; виды лесных птиц; - пищевые цепочки лесных птиц; 10
- определение оседлых, кочующих и перелётных птиц; - правило экологической пирамиды; - разнообразие мест обитания; - свойства воды: жидкость без цвета, запаха, вкуса, растворитель, плотность воды; - агрегатные состояния воды: жидкость, твёрдое тело, газ; - составные части водной среды обитания; - внешние и некоторые внутренние приспособления рыб к жизни в воде, органы чувств; - название видов рыб, обитающих в реках и озёрах; - правила поведения на водоёмах; - законы устойчивости экосистемы, признаки больной рыбы; - название некоторых видов водных растений; - особенности приспособлений растений к жизни в воде; - значение растений в водной экосистеме; должны уметь: - объяснять причины исчезновения и сокращения численности животных; - обосновывать влияние человека на животный мир планеты; - составлять пищевые цепи и сети; - объяснять причины приспособленности животных к условиям жизни; - сравнивать приспособления животных разных природных зон; - составлять схемы экологических взаимосвязей; - выделять лесное сообщество среди других; - устанавливать взаимосвязи климата с особенностями жизни растений; - находить взаимосвязи между внешним видом и особенностями жизни растений; - сравнивать зверей и птиц, выделять общие черты и различия в связи с освоением разных частей наземно-воздушной среды обитания; - обосновывать роль птиц в жизни человека и значение человека в жизни птиц; - составлять схемы пищевых цепочек; - делать выводы о роли птиц в экосистеме; - определять и обосновывать значение хищных птиц; -составлять пищевые цепочки, схемы экологических пирамид; - составлять схемы экологических связей; - объяснять значение круговорота воды в природе; - находить связи состояния воздушно-наземной среды с водной; - объяснять, как связаны процессы жизнедеятельности рыб с водной средой; - различать рыб рек и озёр; - приводить доказательства ценности воды; - выявлять сходство и находить отличие водных и сухопутных растений; - обосновывать значение растений в водной экосистеме. 11

4 класс

Четвёртая часть программы рассчитана на 1 год (34 ч.), включает в себя 8

блоков.

I блок. Введение.1ч.
Раскрытые и нераскрытые тайны нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
II блок . Тайны за горизонтом. 4ч.
Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиция Д.Кука. Покорение Северного и Южного полюсов. Открытия русских путешественников (А.Никитин, Н.М Пржевальский).
III блок. Жили-были динозавры ...и не только они. 4ч.
Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.
IV блок. Тайны камней. 5ч.
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадка янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо - соль.
V блок. Тайны растений.5ч
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. родина комнатных растений. Экзотические фрукты, ананас, банан, кокос, финики и др. история возделывания и замечательные свойства
VI блок. Тайны насекомых. 7 ч.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Скарабей - священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
VII блок. Загадки под водой и под землёй.7 ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские «цветы» (актинии), звёзды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в тёмных глубинах океана. Загадочный мир пещер.
VIII блок. Заключение. 1 ч.
Что мы узнали и чему научились за год. К концу изучения III части дети должны знать: -географические открытия в древности; -имена путешественников; 12
-названия древних материков; -открытия русских путешественников; -названия материков и их расположение на глобусе; -причины выхода древних животных на сушу; -виды динозавров; -названия птиц и зверей прошлого; -виды камней; -роль янтаря; -значение соли; -названия экзотических растений и их значение; должны уметь: -объяснять причины исчезновения и сокращения численности животных; - обосновывать влияние человека на животный мир планеты; - причины выхода организмов на сушу; - различать птиц и зверей прошлого; - различать экзотические растения; - роль насекомых в природе и жизни человека; - сравнивать зверей и насекомых, выделять общие черты и различия в связи с освоением разных частей наземно-воздушной среды обитания; - объяснять, как связаны процессы жизнедеятельности рыб, млекопитающих с водной средой; - обосновывать значение растений и животных в водной экосистеме; - делать выводы о роли растений и животных в экосистеме. 13

Тематическое планирование занятий кружка «Юный эколог»
1 класс (33 ч.) № Название темы Количество часов Дата теория практика
I блок. Мой дом. 5 ч.

1.
Введение 1 2. Что такое экология? 1 3. Мой дом за окном 1 4. Мой дом 1 5. Дом, где мы живём 1
II блок. Мой двор. 3ч.
6. Практическое занятие «Уборка школьного двора» 1 7. Деревья твоего двора 1 8. Экопроект «Моя школа». 1
III блок. Дом, где я учусь. 3 ч.

9.
Конкурс рисунков «Дом, где я учусь». 1 10. Экологический дизайн класса. 1 11. Экопроект «Моя школа». 1
IV блок. Путешествия с растениями. 6 ч.
12. Дом моей мечты 1 13. Комнатные растения в квартире, классе, на клумбе 1 14. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» 1 15. Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» 1 16. Комнатные растения. 1 17. Комнатные растения. 1 14

V блок. Внимание, птицы! 4 ч.

18.
Птицы нашего города и леса. 1 19. Птицы тёплых стран. Охрана птиц. 1 20. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» 1 21. Изготовление и развешивание кормушек для птиц. 1
VI блок. Мир животных вокруг нас. 6 ч.

22.
Домашние животные . 1 23. Домашние животные . 1 24. Животные 1 25. Животные в доме 1 26. Животные защищаются 1 27. Животные защищаются. 1
VII блок. Путешествие в подводный мир. 6 ч.

28.
Зачем нужна вода? 1 29. Водоёмы нашего города. 1 30. Обитатели подводного мира. 1 31. Способы питания морских обитателей 1 32. Экскурсия на берег водоёма 1 33. Экскурсия на берег водоёма 1 15

Тематическое планирование занятий кружка «Юный эколог»
2 класс (34 ч.) № Название темы Количество часов Дата теория практика
I блок. Экология планеты Земля. 5 ч.

34.
Что означает «Экология планеты Земля». 1 35. Конкурс рисунков »Цвети Земля». 1 36. Экскурсия в лес. 1 37. Игра «Осенние листочки» 1 38. Устное сочинение «Какой я хочу видеть свою планету». 1
II блок. Экология города. 3ч.
39. Заочное путешествие « Мой город». 1 40. Конкурс рисунков «Моя планета – мой город». 1 41. Экопроект «Мой город». 1
III блок. Дом, где я учусь. 3 ч.

42.
Конкурс рисунков «Дом, где я учусь». 1 43. Экологический дизайн класса. 1 44. Составление икебаны. 1
IV блок. Путешествия с растениями. 6 ч.
45. Викторина « Какие бывают растения?» 1 46. Важность растений ни с чем несравнима. 1 47. Растения - путешественники. Защитные приспособления растений. 1 48. Экологическая сказка «Одуванчик». 1 49. Красная книга РФ, РТ, г. Бугульма. 1 50. Комнатные растения. 1
V блок. Внимание, птицы! 4 ч.

51.
Птицы нашего города и леса. Красная книга. 1 16
52. Птицы тёплых стран. Охрана птиц. 1 53. Виды перелётных, осёдлых и кочующих птиц. Место птиц в городской экосистеме. 1 54. Изготовление и развешивание кормушек для птиц. 1
VI блок. Мир животных вокруг нас. 6 ч.

55.
Животные своего края. 1 56. Встреча с хищниками. 1 57. Животные севера и жаркого климата. 1 58. Пищевые цепочки. Экологическая пища животных 1 59. Красная книга. 1 60. Животные защищаются. 1
VII блок. Путешествие в подводный мир. 6 ч.

61.
Откуда появилась на Земле вода? 1 62. Водоёмы родного края. 1 63. Обитатели подводного мира. 1 64. Способы питания морских обитателей, пищевые цепочки. 1 65. Экологические проблемы воды. 1 66. Красная книга. 1
VIII блок. Заключение. 1 ч.

67.
Что узнали, чему научились за год. 1 17
3 класс (34 ч.) № Название темы Количество часов Дата теория практика
I блок. В мире животных. 7ч.
1. Животные нашего края. 1 2. Экскурсия в краеведческий музей . 1 3 -4 Животный мир Азии, Европы, Африки, Америки, Австралийского континента. 2 5. Влияние человека на животный мир планеты. 1 6. Заповедные территории Кузбасса. 1 7. Заповедные территории родного края. 1
II блок. Разнообразный мир растений. 7 ч.
8. Леса нашего края. 1 9. Разнообразный мир растений Азии. Европы. Африки, Америки, Австралии. 1 10. Природные зоны нашей планеты. 1 11. Условия для жизни растительного организма. 1 18
12. Растение – необходимая часть биосферы планеты. 1 13. Значение растений в экосистеме. 1 14. Экскурсия в лес. 1
Ill блок. Птицы - наши друзья. 7ч.
15. Птицы нашего края. 1 16. Птицы Азии, Европы, Африки, Америки, Австралии. 1 17. Роль птиц в жизни человека. 1 18. Птицы – часть биосферы. 1 19. Викторина «Узнай птицу» 1 20. Развешивание кормушек для птиц. 1 21. Экскурсия в экологический центр. 1
IV блок. Тайны мирового океана. 7ч.
22- 23. Что такое Мировой океан. 2 24- 25. Удивительный подводный мир. 2 26. Пресные водоёмы и их обитатели. 1 27. Секреты морских глубин. 1 28. Киты и китообразные. 1
V блок. Способы охраны природы. 5ч.
29. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. 1 30. Памятники природы. 1 31. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. 1 32. Питомники редких видов. 1 33. Мысленное путешествие по заказникам нашей страны и мира. 1
VI блок. Заключение. 1ч.
34. Чему мы научились за год? 1 19
4 класс (34 ч.) № Название темы Количество часов Дата теория практика
I блок. Введение.1ч.
1. Раскрытые и нераскрытые тайны нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. 1
II блок. Тайны за горизонтом. 4ч.
2. Географические открытия в древности. Экспедиция Д.Кука. Путешествие Марко Поло. 1 3. Открытие Америки. 1 4. Покорение Северного и Южного полюсов. 1 5. Открытия русских путешественников (А.Никитин, Н.М Пржевальский). 1
III блок. Жили-были динозавры ...и не только они. 4ч.
6. Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. 1 7. Как изучают прошлое Земли. 1 8. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров 1 9. Птицы и звери прошлого. 1
IV блок. Тайны камней. 5ч.
10. Разнообразие камней. 1 11. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. 1 12. Загадка янтаря и жемчуга. 1 13. Обыкновенное чудо - соль. 1 14. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. 1
V блок. Тайны растений. 5ч
15- 16. Экзотические фрукты, ананас, банан, кокос, финики и др. история возделывания и замечательные свойства. 2 17- 18. История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы. 2 19. Другая родина комнатных растений. 1
VI блок. Тайны насекомых. 7 ч.
20
20. Разнообразие и многочисленность насекомых 1 21. Их роль в природе и жизни человека. 1 22. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. 1 23. Скарабей - священный жук древних египтян. 1 24. Бабочки. 1 25. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. 1 26. Охрана насекомых. 1
VII блок. Загадки под водой и под землёй.7 ч.
27- 28. Как изучают подводный мир. 2 29- 30. Киты, дельфины, акулы. 2 31. История открытия гигантского кальмара. Морские «цветы» (актинии), звёзды, ежи и другие живые «чудеса». 1 32. Жизнь в тёмных глубинах океана.
1
33. Загадочный мир пещер. 1
VIII блок. Заключение. 1 ч.
34. Чему научились за год? 1 21

Список использованной литературы
1. Миронов А.В. Берёт у природы то, что хочет // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 8 2. Миронов А. В. Ещё раз о наблюдениях в природе. // Начальная школа. 2009. № 9 3. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества. // Начальная школа. 2010. № 6 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. М., 2009 5. Боева С.З. Воспитание экологической культуры школьников в условиях детского оздоровительного лагеря. // Начальная школа. 2010. № 6 6. Смирнова О.М., Сергеенко С.А. Контрольно-оценочные задания по предмету «Окружающий мир». // Начальная школа. 2010. № 2 7. Остапенко В.В., Остапенко И.В. Формирование экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. 2010. № 2 8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе – М. 2006 9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009 10.Фундаментальное ядро содержания общего образования под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова М. 2009 11. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1998. 12. Верзилин И.К. Путешествие с домашними растениями. - М.: 1949. Дитрих А.Г. Почемучка. - М.: 1993. 13.Ликум А. Н. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. - И.: 1994. 14. Плешаков А.А. Факультативный курс «Планета загадок». Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 2 часть. - М.: «Просвещение», 2001. 15. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. Пособие для студентов пединститутов. – М.: 2002. 22
23
24


Яндекс.Метрика