Напоминание

"Дифференциация звуков и букв Ш - Ж"

Автор: Гаврияшева Елена Анатольевна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МБОУ "СШ№1" МО "Островский район"

Населённый пункт: город Остров, Псковская область

Наименование материала: Технологическая карта логопедического занятия

Тема: "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж"

Описание:

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж". Моделирование логопедического занятия как элемента в системе создания предпосылок формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4150

Опубликовано 10.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технологическая карта логопедического занятия

Предмет
: логопедия
Класс:
2
Тема:
Дифференциация звуков и букв Ш - Ж
Цель:
учить различать звуки [ж] - [ш] в устной речи и буквы Ш – Ж на письме
Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков; - закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж; - учить выделять звуки [ж] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; - развивать фонематическое восприятие; - формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; - развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Зимние виды спорта». - развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии; - формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;
Воспитательные:
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию; - воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе; - воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде; - совершенствовать умение осуществлять самоконтроль; - воспитывать вежливое отношение к товарищу;
Основные понятия:
Зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, талисман Олимпийских игр 2014 – леопард Барсик; олимпийские кольца - символы Олимпиады.
Методы и методические приемы:
Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля. Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра.
Формы работы
: фронтальная и индивидуальная.
Оборудование:
доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки, предметные картинки.
Этапы работы Содержание этапа (деятельность детей и педагога) УУД Предпосылки формирования УУД I
Организационный момент, включающий:
Задачи: -актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Используется мотивирующий приём. - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Настал новый день. Давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Сделайте вдох через нос и вдохните в себя красоту, доброту и здоровье. А выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения. Еще раз улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи! (слайд 1, 2) На рабочих местах учащихся разложены карточки. - Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место, собрав свое имя из первых букв картинок. (На партах предметные картинки) (Слон, ведро, ель, торт, арбуз – Света; Дом, апельсин, ножницы, яблоко – Даня; Груша, лейка, енот, банка – Глеб; Игла, горох, овощи, репа – Игорь; Сок, ель, метла, ёж, носки - Семён). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и со сверстниками; Регулятивные: - волевая саморегуляция; - умение принимать и понимать словесную инструкцию; Познавательные: - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; Логические: - анализ и синтез; II
Актуализация имеющихся знаний:
Задача:
Включение учащихся в коррекционный процесс Используются загадки. - Ребята, отгадайте загадки. Бегут по дорожке, Доски да ножки. (Лыжи) - Назовите третий звук в этом слове. - Дайте характеристику этому звуку? (Ответы детей: согласный, звонкий, твердый, шипящий). - Какой буквой на письме обозначаем звук [ж]? Этой палкой бей смелее, Чтоб удар был, как из пушки. Это палка – для хоккея И она зовется она …… (Клюшка) (слайд 3, 4) - Назовите четвертый звук в этом слове. - Дайте характеристику этому звуку? (Ответы детей: согласный, глухой, твердый, шипящий). - Какой буквой на письме обозначаем звук [ш]? (буква «ша») - Над какими звуками и буквами мы будем сегодня работать на занятии? - Ребята, чем похожи и чем различаются звуки [ж] - [ш]? ( Дети дают сравнительную характеристику звуков и самостоятельно формулируют тему и цель логопедического занятия). – Сегодня будем учиться различать звуки [ж] - [ш] в устной и письменной речи. Регулятивные: - целеполагание, как постановка учебной задачи; - умение управлять своей деятельностью; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов; - умение самостоятельно делать выводы; III
Основная часть
Задача: - включение нового знания в систему знаний;
Приём активизации внимания. Задача: - развитие фонематического восприятия; Приём слуховой дифференциации, проговаривание. Задача: - развитие фонематического восприятия, звукового анализа и внимания; Используется звукобуквенный анализ
Задача: - развитие речи, активизация словарного запаса; Используется игровой приём, познавательная активность. Задача: - развитие внимания, навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания; Приём активизации внимания. - Ребята, в какое время года мы берем с вами в руки лыжи, санки, коньки, клюшки? - А вы знаете, что в феврале 2018 года в Республике Корея будет проходить зимняя Олимпиада. И сегодня на занятие к нам пришел гость, один из талисманов олимпиады в Сочи 2014 года - леопард Барсик. По-другому мы будем называть его Барс. - Кто знает, какой символ Олимпиады у всех олимпийских игр? (Олимпийские кольца). - И сегодня на занятии мы будем собирать символ всех олимпийских игр - 5 Олимпийских колец. Эти пять колец символизируют пять населенных частей мира, которые участвуют в Олимпийском движении. - За правильно выполненное задание Барсик будет награждать вас кольцом. (При выставлении кольца, объяснить детям, почему оно такого цвета). (слайд 5, 6) Дифференциация звуков [ж] - [ш] в слогах. - Для того, чтобы справиться с заданиями от Барса надо немного размяться. Для этого повторим слоговые ряды: ША-ША-ЖА ЖО-ШО-ЖО ШУ-ЖУ-ЖУ ОЖИ-АЖИ-ОШИ ЕЖИ-ЕШИ-
ЕЖИ - Сейчас я буду называть слова. Если в слове есть звук [ж], то поднимите руки вверх, а если услышите звук [ш] - будете приседать. (слайд 7) Пассажир, широкий, жизнь, ширина, лыжник, шайба, финиш, афиша, режим, пушистый. (Дети выполняют соответствующие движения). - Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий. - Ребята, откройте тетради, запишите число и тему занятия. Прежде, чем пойти заниматься зимними видами спорта, необходимо правильно одеться. Наш герой предлагает первое задание. - Определите, на каком по счету месте слышатся звуки в словах. Для этого запишите букву Ш или Ж и рядом с ней укажите место звука в слове. (слайд 8) Рубашка, пиджак, шапка, шарф, жакет, джемпер, джинсы, жилетка. - Все правильно! Вот ваша первая награда! (Дети самостоятельно проверяют работу). На доску вывешивается олимпийское кольцо красного цвета, которое символизирует Американский континент. - А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите остальную половину слова на карточке. Убе - Подо - ждать Награ - Побе - Пры - Сне - жок Дру – - Запишите слова в тетрадь, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж – двумя. (Слова записывают в тетрадь, проверят, затем читают). (слайд 9, 10) - Вот вы справились и со вторым заданием. (На доску вывешивается олимпийское кольцо синего цвета, которое символизирует Европу). - Следующее задание надо выполнить по карточке. Найдите в каждой строке два слова – названия зимних видов спорта. Б в в г о р н о л ы ж н ы й к ц с п о р т А о к д в б л ы ж н ы е д п о н г о н к и С е л к о н ь к о б е ж н ы й л в с п о р т П р ы ж к и в а к у ы о ш т р а м п л и н (слайд 11, 12) (Дети работают самостоятельно на индивидуальных карточках. Затем проговаривают названия зимних видов спорта, проверяют выполненное задание). - Обратите внимание, как пишется слово прыжки. Как его проверить? (Ответы детей). – Какие еще зимние виды спорта вы знаете? (Биатлон, фигурное катание, санный спорт, хоккей с шайбой) - Запишите названия этих видов спорта в тетрадь, поделите слова на слоги, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж – двумя чертами. (Вывешивается третье олимпийское кольцо чёрного цвета, которое символизирует Африку).
Коммуникативные: - учебное сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками; - умение слушать и вступать в диалог; Личностные: - формирование желания выполнять учебные действия; Регулятивные: - умение принимать и понимать словесную инструкцию; Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов; - умение самостоятельно делать выводы; - выполнение логических операций анализа и синтеза;
Коммуникативные: - участвовать в работе, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Познавательные: - перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные:
-
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - определять цель учебной деятельности; - умение осуществлять самоконтроль; Личностные: - формирование желания выполнять учебные действия;
Физкультминутка
Игра «Запрещенное движение» Задачи: - развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения; - развитие логического мышления и зрительного восприятия; Приём активизации внимания задания с недостатком данных.
Дифференциация звуков [ж] - [ш] в предложениях. Леопард Барсик предлагает вам новое испытание. Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж в словах предложения. (дети по очереди выходят к доске, записывают пропущенные буквы). Ми –а и – еня катались на лы – ах. У Серё – и и Са – и клю – ки, - айбы и - лемы. Алё – а хоро – о бе – ит по доро – ке на коньках. (слайд 13) - Запишите второе предложение в тетрадь. - Подчеркните опасные места. Какие орфограммы вы встретили в предложениях? (Вывешивается четвертое олимпийское кольцо жёлтого цвета, которое символизирует Азию). Барсик принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам ключ от шифровки. (
Пешком

ходить – долго жить).
(слайд 14) - Ребята, прочитайте, что у вас получилось. - Почему так говорят? (Вывешивается четвертое олимпийское кольцо зеленого цвета, которое символизирует Австралию). - Вот мы и собрали главный символ Олимпийских игр. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - умение выражать свои мысли; Регулятивные: - умение принимать и понимать словесную инструкцию; - умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану; Познавательные: - умение извлекать информацию, представленную в виде таблицы; IV
Подведение итогов занятия
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; Оперативный контроль. Оценивание. п д о д И И г о д е ш х ь Т Р л р ж з к к - Н О а ж ь п о м ы Д М с и т 1 2 - 4 3
Ответы детей. - Внимательно слушайте вопросы, если вы согласны «+», не согласны « - » и заполняйте таблицу (слайд 15) 1. Звук [ш] всегда мягкий? 2. Звук [ж] всегда твердый? 3. Сочетание Жи – Ши пишем с буквой И? 4. В слове «шуршала» два звука [Ш]? 5. В слове ужин звук [ж] стоит на 3 месте? 6. В слове лыжник звук [ж] находится на 2 месте? 7. В слове маршрут звук [ш] находится на 4 месте? 8. В слове ушибы звук [ш] находится на 3 месте? 9. В слове снежок 3 слога? 10. В слове шажок есть звук [ш] и звук [ж]? 11. В слове тишина 3 слога? 12. Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом. - Сравните ваши ответы, с тем, что должно получиться. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? - Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему? - На этом наши небольшие олимпийские игры подошли к концу. Леопард Барсик с вами не прощается. На следующем занятии мы продолжим работу по теме. Спасибо за работу! Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - оценивание качества своей и общей учебной деятельности; Регулятивные: - умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; - волевая саморегуляция; 1 5 9 2 6 10 3 7 11 4 8 12


Яндекс.Метрика