Наименование материала: Технологическая карта логопедического занятия
Тема: "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж"
Описание:
Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж". Моделирование логопедического занятия как элемента в системе создания предпосылок формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Предмет : логопедия
Класс: 2
Тема: Дифференциация звуков и букв Ш - Ж
Цель: учить различать звуки [ж] - [ш] в устной речи и буквы Ш – Ж на письме
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков;
- закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;
- учить выделять звуки [ж] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить
звуки с буквами, и символами;
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Зимние виды спорта».
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
- формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;
Воспитательные:
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
- совершенствовать умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать вежливое отношение к товарищу;
Основные понятия:
Зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, талисман
Олимпийских игр 2014 – леопард Барсик; олимпийские кольца - символы Олимпиады.
Методы и методические приемы:
Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности,
постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к
выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.
Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра.
Формы работы : фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие
тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки, предметные картинки.
Этапы работы
Содержание этапа
(деятельность детей и педагога)
УУД
Предпосылки формирования УУД
I
Организационный момент, включающий:
Задачи:
-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную
деятельность;
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Используется мотивирующий приём.
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Настал новый день. Давайте
встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры,
приветливы и ласковы. Сделайте вдох через нос и вдохните в себя красоту, доброту и здоровье. А
выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения. Еще раз улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
(слайд 1, 2)
На рабочих местах учащихся разложены карточки.
- Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место, собрав свое имя из первых букв картинок. (На
партах предметные картинки)
(Слон, ведро, ель, торт, арбуз – Света; Дом, апельсин, ножницы, яблоко – Даня; Груша, лейка,
енот, банка – Глеб; Игла, горох, овощи, репа – Игорь; Сок, ель, метла, ёж, носки - Семён).
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и со
сверстниками;
Регулятивные: - волевая саморегуляция; - умение принимать и понимать
словесную инструкцию;
Познавательные: - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и
результата деятельности;
Логические: - анализ и синтез;
II
Актуализация имеющихся знаний:
Задача:
Включение учащихся в коррекционный процесс
Используются загадки.
- Ребята, отгадайте загадки. Бегут по дорожке, Доски да
ножки. (Лыжи)
- Назовите третий звук в этом слове. - Дайте характеристику этому звуку? (Ответы
детей: согласный, звонкий, твердый, шипящий). - Какой
буквой на письме обозначаем звук [ж]?
Этой палкой бей смелее, Чтоб удар был, как из пушки. Это палка
– для хоккея И она зовется она …… (Клюшка) (слайд 3,
4)
- Назовите четвертый звук в этом слове. - Дайте характеристику
этому звуку? (Ответы детей: согласный, глухой, твердый, шипящий).
- Какой буквой на письме обозначаем звук
[ш]?
(буква «ша») - Над
какими звуками и буквами мы будем сегодня работать на занятии? - Ребята, чем
похожи и чем различаются звуки
[ж] - [ш]? (
Дети дают сравнительную характеристику звуков и
самостоятельно формулируют тему и цель логопедического занятия).
– Сегодня будем учиться различать звуки [ж] - [ш] в устной и письменной речи.
Регулятивные: - целеполагание, как постановка учебной задачи; -
умение управлять своей деятельностью;
Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение высказывать
свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи;
Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка
процесса и результатов; - умение самостоятельно делать выводы;
III
Основная часть
Задача:
- включение нового знания в систему знаний;
Приём активизации внимания.
Задача:
- развитие фонематического восприятия;
Приём слуховой дифференциации, проговаривание.
Задача:
- развитие фонематического восприятия, звукового анализа и внимания;
Используется звукобуквенный анализ
Задача:
- развитие речи, активизация словарного запаса;
Используется игровой приём, познавательная активность.
Задача:
- развитие внимания, навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания;
Приём активизации внимания.
- Ребята, в какое время года мы берем с вами в руки лыжи, санки, коньки, клюшки?
- А вы знаете, что в феврале 2018 года в Республике Корея будет проходить зимняя Олимпиада. И
сегодня на занятие к нам пришел гость, один из талисманов олимпиады в Сочи 2014 года -
леопард Барсик. По-другому мы будем называть его Барс.
-
Кто знает, какой символ Олимпиады у всех олимпийских игр? (Олимпийские кольца).
- И сегодня на занятии мы будем собирать символ всех олимпийских игр - 5 Олимпийских колец.
Эти пять колец символизируют пять населенных частей мира, которые участвуют в Олимпийском
движении.
-
За правильно выполненное задание Барсик будет
награждать вас кольцом. (При выставлении кольца, объяснить детям, почему оно такого цвета).
(слайд 5, 6)
Дифференциация звуков [ж] - [ш] в слогах.
- Для того, чтобы справиться с заданиями от Барса надо немного размяться. Для этого повторим
слоговые ряды: ША-ША-ЖА ЖО-ШО-ЖО
ШУ-ЖУ-ЖУ ОЖИ-АЖИ-ОШИ ЕЖИ-ЕШИ-
ЕЖИ - Сейчас я буду называть слова. Если в слове есть звук [ж], то
поднимите руки вверх, а если услышите звук [ш] - будете приседать. (слайд 7)
Пассажир, широкий, жизнь, ширина, лыжник, шайба, финиш, афиша, режим, пушистый. (Дети
выполняют соответствующие движения).
- Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий. -
Ребята, откройте тетради, запишите число и тему занятия. Прежде, чем пойти заниматься зимними
видами спорта, необходимо правильно одеться. Наш герой предлагает первое задание.
- Определите, на каком по счету месте слышатся звуки в словах. Для этого запишите букву Ш или
Ж и рядом с ней укажите место звука в слове. (слайд 8)
Рубашка, пиджак, шапка, шарф, жакет, джемпер, джинсы, жилетка. - Все
правильно! Вот ваша первая награда! (Дети самостоятельно проверяют работу). На доску
вывешивается олимпийское кольцо красного цвета, которое символизирует Американский
континент.
- А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите остальную половину слова на карточке.
Убе - Подо - ждать
Награ - Побе -
Пры - Сне - жок
Дру – - Запишите слова в тетрадь, подчеркните
букву Ш одной чертой, букву Ж – двумя. (Слова записывают в тетрадь, проверят, затем читают).
(слайд 9, 10) - Вот вы справились и со вторым заданием. (На
доску вывешивается олимпийское кольцо синего цвета, которое символизирует Европу).
- Следующее задание надо выполнить по карточке. Найдите в каждой строке два слова – названия
зимних видов спорта.
Б в в г о р н о л ы ж н ы й к ц с п о р т А о к д в б л ы ж н ы е д
п о н г о н к и С е л к о н ь к о б е ж н ы й л в с п о р т
П р ы ж к и в а к у ы о ш т р а м п л и н (слайд 11, 12)
(Дети работают самостоятельно на индивидуальных карточках. Затем проговаривают названия
зимних видов спорта, проверяют выполненное задание). - Обратите
внимание, как пишется слово прыжки. Как его проверить? (Ответы детей). –
Какие еще зимние виды спорта вы знаете? (Биатлон, фигурное катание, санный спорт, хоккей с
шайбой) - Запишите названия этих видов спорта в тетрадь, поделите
слова на слоги, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж – двумя чертами. (Вывешивается
третье олимпийское кольцо чёрного цвета, которое символизирует Африку).
Коммуникативные: - учебное сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками;
- умение слушать и вступать в диалог;
Личностные: - формирование желания выполнять учебные действия;
Регулятивные: - умение принимать и понимать словесную инструкцию;
Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка
процесса и результатов; - умение самостоятельно делать выводы; -
выполнение логических операций анализа и синтеза;
Коммуникативные: - участвовать в работе, слушать и понимать других, читать про себя
информацию и понимать прочитанное.
Познавательные: - перерабатывать, систематизировать информацию,
выбирать нужную информацию.
Регулятивные: - самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий; - определять цель учебной деятельности; - умение
осуществлять самоконтроль;
Личностные: - формирование желания выполнять учебные действия;
Физкультминутка
Игра «Запрещенное движение»
Задачи:
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;
- развитие логического мышления и зрительного восприятия;
Приём активизации внимания задания с недостатком данных.
Дифференциация звуков [ж] - [ш] в предложениях.
Леопард Барсик предлагает вам новое испытание. Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж в словах
предложения. (дети по очереди выходят к доске, записывают пропущенные буквы).
Ми –а и – еня катались на лы – ах. У Серё – и и Са – и клю – ки, - айбы и - лемы. Алё – а хоро – о
бе – ит по доро – ке на коньках. (слайд 13) - Запишите второе
предложение в тетрадь. - Подчеркните опасные места. Какие
орфограммы вы встретили в предложениях? (Вывешивается четвертое олимпийское кольцо
жёлтого цвета, которое символизирует Азию).
Барсик принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам ключ от шифровки. ( Пешком
ходить – долго жить). (слайд 14)
- Ребята, прочитайте, что у вас получилось.
- Почему так говорят? (Вывешивается четвертое
олимпийское кольцо зеленого цвета, которое
символизирует Австралию).
- Вот мы и собрали главный символ Олимпийских игр.
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - умение выражать свои
мысли;
Регулятивные: - умение принимать и понимать словесную инструкцию; -
умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану;
Познавательные: - умение извлекать информацию, представленную в виде
таблицы;
IV
Подведение итогов занятия
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;
Оперативный контроль.
Оценивание.
п
д
о
д
И
И
г
о
д
е
ш
х
ь
Т
Р
л
р
ж
з
к
к
-
Н
О
а
ж
ь
п
о
м
ы
Д
М с
и
т
1
2
-
4
3
Ответы детей.
-
Внимательно слушайте вопросы, если вы согласны «+», не согласны « - » и заполняйте таблицу
(слайд 15)
1.
Звук [ш] всегда мягкий?
2.
Звук [ж] всегда твердый?
3.
Сочетание Жи – Ши пишем с буквой И?
4.
В слове «шуршала» два звука [Ш]?
5.
В слове ужин звук [ж] стоит на 3 месте?
6.
В слове лыжник звук [ж] находится на 2 месте?
7.
В слове маршрут звук [ш] находится на 4 месте?
8.
В слове ушибы звук [ш] находится на 3 месте?
9.
В слове снежок 3 слога?
10.
В слове шажок есть звук [ш] и звук [ж]?
11.
В слове тишина 3 слога?
12.
Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.
- Сравните ваши ответы, с тем, что должно получиться. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?
- Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему?
- На этом наши небольшие олимпийские игры подошли к концу. Леопард Барсик с вами не
прощается. На следующем занятии мы продолжим работу по теме. Спасибо за работу!
Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - оценивание качества
своей и общей учебной деятельности;
Регулятивные: - умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; -
волевая саморегуляция;
1
5
9
2
6
10
3
7
11
4
8
12