Тема:
«Согласные звуки [с], [с']. Буква с»
Цель:
: познакомить учащихся с согласными звуками [с], [с'] и буквой, которая их обозначает.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить работу по звуковому анализу слова: умение выделять звук в речи, давать
характеристику звуку. Продолжить работу над формированием у учащихся умения
делить слова на слоги; определять количество слогов;
Формировать умение распознавать графическое изображение буквы и писать строчную
букву «с»;
Обучать плавному слоговому чтению при любом сочетании звуков и пониманию
небольшого по объему прочитанного текста.
Развивающие:
Развивать фонематический слух детей: слышать, выделять звуки, обозначать их схемой.
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать монологическую речь учащихся, также познавательный интерес, воображение
и наблюдательность;
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в паре.
.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
авторский медиапродукт: презентация Smart Noteboоk;
учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Букварь»;
тетрадь «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина;
звуковые пеналы;
сигнальные карточки;
наглядности: поезд с кармашками.
Ход урока
I. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Так не будем же лениться!
Будем весело учиться!
II. Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Сегодня мы все приглашены на день рождения. Чтобы узнать, у кого день рождения,
отгадайте загадку:
Длинный хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая ... (сорока).
А живёт наша именинница в лесу.
В путешествие, друзья,
Приглашаю вас я.
В пути вам нужно быть внимательными,
Наблюдательными и старательными.
С нами в путешествие отправляются буквы на поезде. Помогите мне их рассадить.
Встретятся нам на пути разные препятствия, и мы должны их преодолеть. Чтобы не было нам
скучно в дороге, мы с вами сыграем в игру «Да-нет». Если вы согласны, то хлопаете, а если
нет – то топаете.
1.
В алфавите 33 буквы.
2.
Сколько гласных в слове, столько и слогов.
3.
Чтение – вот лучшее учение!
4.
В слове морозы 2 слога.
5.
За осенью идёт зима.
6.
В словах ударение падает на согласный звук.
7.
Кто спортом занимается, тот силы набирается. (1 слайд)
Формулирование темы и постановка цели урока.
- Как вы понимаете эту пословицу? Какие слова вы могли бы выделить из этой
пословицы? (спорт и сила). Что общего вы услышали в этих словах? С каких звуков
начинаются эти слова? Значит, сегодня у нас новая тема. Может, вы сформулируете тему
урока? (Звуки [с], [с'], буква с).
- Какие задачи мы поставим к сегодняшнему уроку? ( познакомиться с новой буквой,
учиться писать новую букву, читать слоги и слова с данной буквой, совершенствовать
умение делать звуковой анализ слов).
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа по теме урока: знакомство с новой
буквой и звуками.
а) Работа на интерактивной доске.
- Первое препятствие на нашем пути: на доске вы видите предметы. Назовите их.
Придумайте задание. (Нужно определить, какой звук слышим в слове: твёрдый или
мягкий (перетаскивание)). Один работает у доски, а остальные работают с
сигнальными карточками. (Слова: автобус, сирень, семечки, бусы)
б)
Фонетический анализ слова бусы: «Вы должны выбрать предмет, название которого
состоит из 2 слогов, где есть твёрдый согласный звук. Это и будет подарком нашей
имениннице от нас. (Выбираем слово «бусы»).
Я знаю, что сорока, наша именинница, очень любит покрасоваться. Она будет очень
довольна. Перед вами звуковой пенал. Выложите фишками это слово.
б-1) Дидактическая игра «Живые звуки».
Вперед выходят 4 ученика:- Ты, Паша, звук [б], ты, Кристина, звук [у], ты, Цырен, звук [с], а
ты, Юля, звук [ы].
У.: Встали по порядку. Давайте прочитаем слово по слогам (учитель указывает на звуки -
ученики). Читать будем так, чтобы каждый звук точно попадал в свой «домик». (Дети
произносят звуки в соответствии с движениями руки учителя).
У.: А теперь каждый из ребят расскажет о себе, как будто он - это звук, который изображает:
Первый ученик: я звук [б], - согласный, твёрдый, звонкий.
Второй ученик: я звук [у] - гласный, ударный.
Третий ученик: я звук [с] - согласный, твёрдый, глухой
Четвёртый ученик: я звук [ы] – гласный, безударный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Мы ногами топ-топ…)
- О звуках [с], [с'] мы многое можем рассказать. Многие уже знают, как выглядит эта буква. В
вырезках из газет и журналов найдите буквы «с» и обведите их. Поменяйтесь работами и
проверьте друг у друга.
А вот и наша новая буква. На что похожа буква «с»?
в) Практическая работа. Проектирование буквы «с».
- Вы не забыли, что мы идём в гости на день рождения? Как вы думаете, какая любимая буква
у нашей именинницы? Из чего можно сделать букву? (из проволоки, из пластилина,
выщипыванием, вырезать из бумаги). Давайте положим в пакет её любимую букву.
IV. Закрепление знаний и способов действий.
а) Второе препятствие. Чтение слогов с буквой «с», игра «Доскажи словечко»:
су-су-су – в лесу нашли лису.
са-са-са – вот бежит лиса.
сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы.
со-со-со – покатилось колесо
ся-ся-ся - мы поймали карася
си-си-си - Сима едет на такси
усь-усь-усь - из реки выходит гусь
ось- ось-ось - шёл зимой по лесу лось
ась – у меня тетрадь нашлась
се-се-се - на скамейку сели все
цы-цы-цы – все ребята молодцы!
б) Работа в прописи (стр. 1, пропись №3)
-Откройте тетради.
Я тетрадочку открою,
И с наклоном положу.
Ручку правильно держу,
За посадкой я слежу.
И красиво напишу.
-В синей рамочке вы видите буквы. Какие это буквы? (печатные и письменные). Чем они
отличаются? Письменная буква «с» - это полуовал, поэтому он округлый. На что указывают
точка и стрелка? (точка - начало движения руки, стрелка – направление движения руки).
Показ на линованной доске - начинаем писать чуть ниже рабочей строки. Закругляем вверх и
влево, ведём наклонную прямую линию. Не доводя до нижней строки, закругляю вправо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.
в) Работа в учебнике. Чтение со звуковым ориентиром текста «У сопки».
-Сделаем привал у сопки.
Cопка -
невысокая гора с округлой вершиной на Дальнем Востоке,
в Забайкалье.
-Что мы прочитали? (текст). Докажите. Из скольких предложений состоит текст? (из 5). Какое
предложение соответствует схеме └ ─ ─ ─ ─ . (второе – 5 слов). Посчитайте, сколько раз
встречается буква «с» в этом тексте?
-Ну вот. Наконец, мы добрались до нашей именинницы. Поздравим её.
V. Итоги урока.
- Подошёл к концу наш урок. Как вы думаете, мы решили задачи, которые ставили в начале
урока? Над чем нам нужно поработать на следующем уроке?