Развитие письменной речи обучающихся на уроках русского языка в начальной
школе.
Проблема развития
речи
младших
школьников
является
одной
из
самых
актуальных в современной методике в начальных классах. Новый образовательный
стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в
диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на
события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение
сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают
существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме.
Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью
мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными
речевыми ошибками и погрешностями.
Задачу, добиться творческого подъёма и тем самым способствовать прочному усвоению
родного языка, можно решить с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним
относятся: творческое списывание, свободный диктант, изложение, сочинение.
Работа над развитием речи начинается с первых уроков обучения грамоте. Учащиеся
узнают о многозначности слова, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их
в речи. В 1 классе на уроках русского языка проводятся упражнения по восстановлению
деформированного текста. В процессе этой работы дети понимают, что слова в
предложении связаны друг с другом по смыслу и грамматически, а предложения
выражают законченную мысль и имеют свои границы.
Следующей
ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое
списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть
только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его,
объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи.
Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над
которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть чётко сформулировано и
разъяснено учащимся.
Обучающее творческое списывание провожу на уроках закрепления орфографического
правила. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами,
написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают
пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетрадь.
Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения
работы.
Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы –
изложению. В данном диктанте учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их
записывают. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной
прозы, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое
мышление, научатся правильно и содержательно высказывать собственные мысли.
При изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической
последовательности. Во 2 классе предлагаются к текстам подробные вопросы плана, в
которых содержатся слова для ответов, и ученик отвечает на каждый вопрос одним
предложением, потом к концу года, 2-3 предложениями. В 3 классе даётся подробное
изложение текста по коллективно составленному плану. В 4 классе изложение может быть
подробным или сжатым. К текстам учащиеся план составляют самостоятельно, а потом
корректируют его в совместной работе. Также изложения могут быть с творческим
заданием. Такие изложения не менее ценны, чем сочинения, и к тому же они помогают в
обучении сочинению. Творческое задание написать продолжение или начало к
предложенному тексту, по существу, является заданием написать маленькое сочинение на
заданную тему. Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно
излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.
Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения
разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-
описание, сочинение-повествование.
Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место.
Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика,
росту его социального отношения к жизни.
В 1 классе
на уроках русского языка учащиеся приобретают первоначальный опыт
связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые
сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный
жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: “
Как мы убирали школьный двор”,”Как мы встречали птиц”. В них описывается начало
того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а
потому считаются наиболее доступными для учащихся. В ходе работы над сочинением
закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на
уроках. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Проводятся они
в устной
форме. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале
составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов.
Работа
носит обучающий характер.
Сочинения во 2 классе - это небольшие сюжетные рассказы. Сочинения также
составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному.
Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется
коллективно, то запись идет по мере составления. С третьей четверти в сочинения и
рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень
краткие описания отдельных предметов, животных, людей.
В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам
предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы
научить учащихся: писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об
экскурсиях, работе, наблюдениях. Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи
учащихся. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать
искусство живописи. Описание картины – самая трудная форма сочинения. В начальных
классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины ( что на
ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение
предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный
смысл, « настроение» картины. В 4 классе все виды сочинений индивидуальные.
Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и
является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения
конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет
одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Так
как слово неотделимо от мышления, то развитие речи- это прежде всего развитие
мышления. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения,
мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.
Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность
здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая
планируется на каждый урок и на перспективу.
Результативность работы по развитию речи видна при написании сочинений и изложений.