Напоминание

"Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения"

Автор: Еремина Елена Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Краснослободский многопрофильный лицей"

Населённый пункт: город Краснослободск

Наименование материала: статья

Тема: "Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения"

Описание:

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4201

Опубликовано 16.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» ВЫСТУПЛЕНИЕ на районном методическом объединении учителей начальных классов «Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения» Подготовила: Еремина Е. В., учитель начальных классов МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» Краснослободск 2011
Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, предполагают обновление качества образования. В статье 14 Закона РФ «Об образовании» записано: «Содержание образования в школе должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения». В «Стратегии модернизации содержания общего образования» обозначены обновленные цели общего образования:  развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;  умение отстаивать свои права;  готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;  толерантность. Таким образом, в условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей». Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно- знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной. К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся. В этой связи, основным результатом деятельности образовательного учреждения не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации. В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов: 1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры). 2. Формирование пяти ключевых компетенций:  социальных;  коммуникативных;  информационных;  толерантности;  самообразования. Состав образовательных компетенций определен программами, отражен в государственных образовательных стандартах, в «Требованиях к уровню подготовки выпускников». Под
компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). В постиндустриальную эпоху наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются:  готовность к продолжению образования;  способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;  толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных культур, языков и религий;  владение новыми технологиями, понимание их применения;  способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.
Системно-деятельностный подход
основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся начальных классов определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности. Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:
семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной; общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию; государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Новая система требований – это новая «формула стандартов»:  к результатам освоения основных образовательных программ;  к структуре основных образовательных программ;  к условиям реализации основных образовательных программ. Остановимся на требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят задачу ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Выделяются:
личностные результаты
- это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д;

метапредметные результаты
- освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
предметные результаты
- выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания начального образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.


Яндекс.Метрика