Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует
от человека умения работать с большими потоками информации. При
увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном
обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с
восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное
представление о качественном образовании включает как необходимый
элемент свободное владение информационными технологиями.
Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации
и способы работы с ней.
Формирование общей культуры учащихся относится к одной из
основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека,
сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной
и частной жизни и оценивается по активности использования полученных
знаний.
Что такое «информационная культура» ? Информационная культура – это
способность преодоления информационных барьеров и свободная
ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений,
правил и навыков, позволяющих извлекать и использовать информацию
независимо от места ее нахождения.
Направления работы по формированию информационной культуры
школьников (согласно Стандартов второго поколения) 1) получение, поиск и
фиксация информации; 2) понимание и преобразование информации; 3)
применение и представление информации; 4) оценка достоверности
полученной информации.
Основные источники информации младших школьников:
Книга
Слово как символ понятия
Наблюдение
Компьютер, интернет
Межличностное общение
Книга, книжный текст . Это основной источник знаний для детей в
начальной школе. Из книг ученик усваивает информацию и одновременно
овладевает технологией усвоения этой информации. Книги обогащают
словарный запас, развивают память, мышление, внимание; учат работать с
рисунками, таблицами, делать выводы, выделять главное и второстепенное в
тексте.
Слово - как символ понятия . Это работа с различными словарями. С
помощью словарей ученики усваивают грамматические формы, учатся
правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.
Задача начальной школы – научить детей правильно пользоваться словарями
и черпать нужную для себя информацию.
Наблюдение. Источник информации ,при котором ученики планомерно и
целенаправленно наблюдают за каким-либо объектом, предметом или
явлением. Наблюдение обогащает кругозор, общую осведомленность
школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление,
эстетические чувства. Через наблюдение идет извлечение информации
(условные знаки на плане и карте, состав слова, схемы слов и предложений и
т.д.).
Экскурсия в парк с целью наблюдения за явлениями в природе и приметами
осени. Сбор семян каштанов для поделок
Компьютер Использование компьютера на уроках и внеклассных занятиях
оживляет процесс обучения. Информационные объекты, демонстрируемые
на компьютере – это изображения, видеофрагменты, фотографии, рисунки,
графики, схемы, диаграммы, фильмы, мультфильмы наглядно показывают
зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. У ребенка
появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом.
Интернет- это глобальная информационная сеть, которая включает в себя
электронную почту, поисковые системы, и помогает мгновенно осуществлять
доступ к различным информационным ресурсам. Учитель, направляя
школьников к ресурсам интернета, может организовать исследовательскую
деятельность учащихся, ориентировать их на углубленный поиск
информации, создание презентаций.
Межличностное общение осуществляется между учениками, ученика с
учителем, родителями, знакомыми. Общение дает человеку возможность
приобрести определенные черты характера, интересы, привычки,
склонности, усвоить нормы и формы поведения. Только через прямое
общение одни люди передают другим свой индивидуальный опыт. Этот опыт
включает все: от гигиенических навыков до нравственных ценностей и
способностей к различным видам деятельности.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования показал, что среди требований,
предъявляемых к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представлены и требования
непосредственно связанные с содержанием информационной культуры
личности.
Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы начального общего
образования должны отражать: «… использование знаково-символических
средств представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов …; активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач; использование различных
способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения,
звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в
материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета» [27; 8-10].
Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования,
представленные в примерной основной общеобразовательной программе
начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования
непосредственно связанные с формированием информационной культуры
младших школьников.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки
работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения
соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных
текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью
освоения и использования информации. Выпускники овладеют
элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-
символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими
рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Детям младшего школьного возраста необходимо научиться не только
писать сообщения, доклады, исследовательские работы, но и уметь их
защищать, выступать перед аудиторией.
Современное образование должно стать средством общего
интеллектуального развития личности. Приобщение школьников к
исследовательской деятельности сегодня является одной из главных целей
образовательно-воспитательного процесса образовательных учреждений.
Рассмотрим подходы, представленные в УМК «Школа России», в развитии
умений, направленных на получение, поиск и фиксацию информации.
Учебники по всем без исключения предметам представляют предметное
содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации,
тексты и лексический материал (подборки слов и словосочетаний), условные
знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы и т.п.. Очевидно, что в
информационную эпоху ориентирование в знаково-символических средствах
и владение ими становится одним из показателей функциональной
грамотности человека. Поэтому в учебниках широко представлены знаково-
символические средства:
1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике (например: «Поиск
информации», «Исследование», «Учим друг друга», «Инсценируй», «Работа
со словарем», «Составление справочника», «Работа с карточками», «Проверь
себя», выделяющие важную и дополнительную информацию, «Работа в
паре», «Работа в группе» и другие, специфические для отдельных
предметов);
2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии
(например: цифры, знаки действий, знаки сравнения, буквы, знаки
препинания, блок-схемы в алгоритмах, чертежи, модели, пиктограммы, знаки
ориентирования в населенных пунктах, числовые лучи, числовые прямые,
знаки в ребусах, знаки на картах и планах и др.). Ученики научатся «читать»
рисунки, карты, планы, таблицы, алгоритмы, диаграммы, чертежи и проч.»
Информация, необходимая для выполнения заданий бывает
представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся
задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента,
выборка по теме, необходимая и достаточная, выборка для интерпретации,
для сравнения, по заданным критериям и т.п.
Кроме того, задания учебников предполагают получение учащимися
дополнительных сведений из самых разных источников – справочной,
научной, художественной, периодической литературы; дисков, диапозитивов,
плакатов, фильмов и других источников наглядности; сети Интернет; от
авторитетных сверстников или взрослых; из наблюдений и опыта общения.
Задания учебников, учителя мотивируют учащихся на привлечение как
можно более широкого спектра источников для решения учебных задач
разного уровня сложности.
Информация, полученная учащимися, непременно должна
фиксироваться и использоваться. Задания учебников предлагают учащимся
широкий набор приемов и способов ее фиксирования. Это, прежде всего,
запись готовых фрагментов, создание собственных текстов разных стилей и
жанров на основе полученных данных; краткая запись, схема, таблица,
диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация
информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри
этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы
психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ,
синтез и обобщение.