Напоминание

"Формирование информационной культуры младших школьников в условиях реализацииФГоС НОО"

Автор: Калинина Елена Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ СОШ п. Первомайский Балашовского района Саратовской области

Населённый пункт: п.Первомайский

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование информационной культуры младших школьников в условиях реализацииФГоС НОО"

Описание:

Основные источники получения информации при при обучении по УМК "Школа России":книга,слово, наблюдение,компьютер,межличностное общение.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4203

Опубликовано 17.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование информационной культуры младших

школьников в условиях реализации ФГОС НОО.


Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний. Что такое
«информационная культура»
? Информационная культура – это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих извлекать и использовать информацию независимо от места ее нахождения. Направления работы по формированию информационной культуры школьников (согласно Стандартов второго поколения) 1) получение, поиск и фиксация информации; 2) понимание и преобразование информации; 3) применение и представление информации; 4) оценка достоверности полученной информации.
Основные источники информации младших школьников:
 Книга  Слово как символ понятия  Наблюдение  Компьютер, интернет  Межличностное общение
Книга, книжный текст
. Это основной источник знаний для детей в начальной школе. Из книг ученик усваивает информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации. Книги обогащают
словарный запас, развивают память, мышление, внимание; учат работать с рисунками, таблицами, делать выводы, выделять главное и второстепенное в тексте.
Слово -
как символ понятия . Это работа с различными словарями. С помощью словарей ученики усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Задача начальной школы – научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию.
Наблюдение.
Источник информации ,при котором ученики планомерно и целенаправленно наблюдают за каким-либо объектом, предметом или явлением. Наблюдение обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Через наблюдение идет извлечение информации (условные знаки на плане и карте, состав слова, схемы слов и предложений и т.д.). Экскурсия в парк с целью наблюдения за явлениями в природе и приметами осени. Сбор семян каштанов для поделок
Компьютер
Использование компьютера на уроках и внеклассных занятиях оживляет процесс обучения. Информационные объекты, демонстрируемые на компьютере – это изображения, видеофрагменты, фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фильмы, мультфильмы наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом.
Интернет-
это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы, и помогает мгновенно осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Учитель, направляя школьников к ресурсам интернета, может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углубленный поиск информации, создание презентаций.
Межличностное общение
осуществляется между учениками, ученика с учителем, родителями, знакомыми. Общение дает человеку возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы поведения. Только через прямое общение одни люди передают другим свой индивидуальный опыт. Этот опыт включает все: от гигиенических навыков до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности. Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов …; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [27; 8-10]. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, представленные в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры младших школьников. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-
символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Детям младшего школьного возраста необходимо научиться не только писать сообщения, доклады, исследовательские работы, но и уметь их защищать, выступать перед аудиторией. Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности сегодня является одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса образовательных учреждений. Рассмотрим подходы, представленные в УМК «Школа России», в развитии умений, направленных на получение, поиск и фиксацию информации. Учебники по всем без исключения предметам представляют предметное содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации, тексты и лексический материал (подборки слов и словосочетаний), условные знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы и т.п.. Очевидно, что в информационную эпоху ориентирование в знаково-символических средствах и владение ими становится одним из показателей функциональной грамотности человека. Поэтому в учебниках широко представлены знаково- символические средства: 1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике (например: «Поиск информации», «Исследование», «Учим друг друга», «Инсценируй», «Работа со словарем», «Составление справочника», «Работа с карточками», «Проверь себя», выделяющие важную и дополнительную информацию, «Работа в паре», «Работа в группе» и другие, специфические для отдельных предметов); 2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии (например: цифры, знаки действий, знаки сравнения, буквы, знаки препинания, блок-схемы в алгоритмах, чертежи, модели, пиктограммы, знаки ориентирования в населенных пунктах, числовые лучи, числовые прямые, знаки в ребусах, знаки на картах и планах и др.). Ученики научатся «читать» рисунки, карты, планы, таблицы, алгоритмы, диаграммы, чертежи и проч.»
Информация, необходимая для выполнения заданий бывает представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме, необходимая и достаточная, выборка для интерпретации, для сравнения, по заданным критериям и т.п. Кроме того, задания учебников предполагают получение учащимися дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы; дисков, диапозитивов, плакатов, фильмов и других источников наглядности; сети Интернет; от авторитетных сверстников или взрослых; из наблюдений и опыта общения. Задания учебников, учителя мотивируют учащихся на привлечение как можно более широкого спектра источников для решения учебных задач разного уровня сложности. Информация, полученная учащимися, непременно должна фиксироваться и использоваться. Задания учебников предлагают учащимся широкий набор приемов и способов ее фиксирования. Это, прежде всего, запись готовых фрагментов, создание собственных текстов разных стилей и жанров на основе полученных данных; краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.


Яндекс.Метрика