"Рабочая программа по информатики для начальной ступени обучения"
Автор: Перминова Оксана Викторовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 35"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по информатики для начальной ступени обучения"
Описание:
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Матвеевой Н.В.. "Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы" изданной в сборнике "Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012", допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с ФГОС НОО и образовательной программой начального общего образования МБОУ "СОШ №______" на 20__20__ учебные годы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. __________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ______»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. __________
РАССМОТРЕНО
Заседание педагогического
совета
МБОУ «СОШ № __»
Протокол №
___
от « ___ » августа 20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Заседание НМС
МБОУ «СОШ № ___»
Протокол № __
от «__» августа 20___ г.
Зам. директора по НМР
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___
от «___» сентября 20___г.
Директор
МБОУ «СОШ № ___»
РЕКОМЕНДОВАНО
Заседание ШМО учителей
математики и информатики
МБОУ «СОШ № ___»
Протокол № 1
от « ___ » августа 20___ г.
Руководитель ШМО
________
Рабочая программа
учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА»
(базовый уровень)
для обучающихся 2-4 классов
на 2016-2017 учебный год
Предметная область: «Математика и информатика»
Разработала:
Перминова О.В.
учитель информатики,
первой квалификационной категории
2016 г.
1
Рабочая программа по и нформатике и ИКТ
составлена на основе
авторской про -
граммы Матвеевой Н.В. . «Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов началь -
ной общеобразовательной школы» изданной в сборнике «
Программы для общеобразова -
тельных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 2-е изд. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012», допущенной Министерством образования РФ, в
соответствии с ФГОС НОО и образовательной программой начального общего образова
-
ния МБОУ «СОШ №______» на 20__-20_ учебные годы.
Цель программы
- формирование общих представлений об информационной картине мира, об ин
-
формации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
Задачи программы:
- знакомство с базовой системой понятий информатики;
- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов
ал-
горитмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие
информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в
том числе при изучении других школьных предметов;
- освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информа
-
цией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этиче -
ских норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам;
- развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.
е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку
и передачу, т. е. пра-
вильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией
в между собой и пр.);
- формировать умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представ -
лять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современ -
ных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базово -
го курса информатики в средней и старшей школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник начальной школы научится:
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую мо -
дель;
составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, шко -
ле) по образцу с помощью текстового редактора;
составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране
компьютера;
сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимно -
му расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить про
-
стые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности,
осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) соб
-
2
ственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я де
-
лаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки,
схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных мате-
риалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседнев
-
ной жизни;
владеть первоначальными знаниями и умениями передачи, преобразования, хране -
ния информации, использования компьютера;
использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мульти -
медийные средства коммуникации;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том
числе на электронных носителях).
сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам:
длине, площади, массе, вместимости и пр.;
самостоятельно составлять план действий (алгоритм) при решении задачи, приме -
нять простейшие логические выражения типа: "...и/или...", "если, то..." и давать элементар -
ное обоснование высказанного суждения;
обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осу
-
ществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей пла
-
нете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя
мультимедийные средства обучения;
самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы,
тренажеры;
осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными
проектами и презентациями;
решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс:
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер (8ч)
Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Какая бывает инфор -
мация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Глава 2. Кодирование информации (8ч)
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники инфор
-
мации Языки людей и языки программирования.
Глава 3. Информация и данные (7ч)
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация, Десятичное коди
-
рование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Глава 4. Документ и способы его создания (9ч)
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Созда -
ние текстового документа. Создание графического документа.
3 класс
Глава 1. Информация, человек и компьютер (6ч)
3
Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Источники и приёмники
информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информа -
ции. Что мы знаем о компьютере.
Глава 2. Действия с информацией (10 ч.)
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление ин
-
формации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информа
-
ции. Обработка информации.
Глава 3. Объект и его характеристика (9 ч.)
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Суще
-
ственные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта.
Отношения между объектами.
Глава 4. Информационный объект и компьютер (9 ч.)
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект.
Электронный документ и файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графиче
-
ский редактор. Схема и карта. Число и электронные таблицы. Таблица и электронные та
-
блицы.
4 класс
Изучение курса информатики в четвертом классе происходит путем повторение и
развитие учебного материала, пройденного в третьем классе.
Глава 1. Повторение (7 ч.)
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отноше
-
ния между объектами. Компьютер как система.
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие (9 ч.)
Мир понятий. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Поня-
тия «истина» и «ложь». Суждение. Примеры суждений. Умозаключение
Глава 3. Объект и его характеристика (8 ч.)
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий.
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как ис-
полнитель.
Глава 4. Информационный объект и компьютер (10 ч.)
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управле-
ния. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современ-
ные средства коммуникации
Виды и формы организации деятельности учащихся
№
Виды деятельности
Формы организации деятельности
1.
Познавательная дея-
тельность
Письмо (конспектирование, реферирование, сообщение)
Чтение
Решение учебных задач
Сбор и обработка информации
Редактирование текста
2.
Творческая деятель-
ность
Формы, направленные на самореализацию, самосознание,
самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструи-
рование, моделирование, конференция, творческая мастер-
ская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, написа-
ние эссе, сочинения, выразительное чтение, работа с
портфолио, художественное творчество
3.
Совместно-распреде-
ленная проектная дея-
тельность
Формы, ориентированные на получение социально-значи-
мого продукта: решение учебных проектных задач, учеб-
ный проект
4.
Учебно-исследователь-
Формы, направленные на получение опыта эксперименти-
4
ская деятельность
рования с объектами, социального экспериментирования:
учебные исследования, исторические расследования, изуче-
ние и анализ исторических документов, кинохроник, мему-
аров, подбор материала, реферирование, лабораторная
работа и т.д.
5.
Деятельность управле-
ния системными
объектами (техниче-
скими объектами,
группами людей)
Формы, ориентированные на выстраивание отношений с
окружающими людьми, тактики собственного поведения,
управления малыми группами людей: инструктаж, разно-
возрастное сотрудничество, консультации, взаимопро-
верки, дебаты, дискуссии и т.д.
6.
Рефлексивная деятель-
ность
(контрольно-оценоч-
ная деятельность)
Тест
Зачет
Практическая работа
7.
Совместно - распреде-
ленная учебная (об-
разовательная) дея-
тельность
Личностно-ориентированные формы (включающие воз-
можность самостоятельного планирования и целеполага-
ния, возможность проявить свою индивидуальность, вы-
полнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидакти-
ческой организации материала и пр.: работы с основным
текстом учебника, учебных пособий (составление разных
видов планов, таблиц, конспектирование и т.д.) беседы,
работа в малых группах, мастерские, экскурсии, лекция,
семинар, практикумы, лекции, семинары, тренинги, ста-
жировки и т.д.).
8.
Игровая деятельность
Игра с правилами, ролевая игра
9.
Коммуникативная дея-
тельность
Беседа, дискуссия
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 классы
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
1.
Человек и информация
1
2.
Какая бывает информация
1
3.
Источники информации
1
4.
Приемники информации
1
5.
Компьютер и его части
1
6.
Повторение по темам, работа со словарем
1
7.
Контрольная работа № 1 «Информация, человек и компьютер»
1
8.
Анализ контрольной работы
1
9.
Носители информации.
1
10.
Кодирование информации
1
11.
Кодирование информации
1
12.
Письменные источники информации
1
13.
Языки людей и языки программирования
1
14.
Работа со словарем
1
15.
Контрольная работа № 2 «Кодирование информации»
1
16.
Текстовые данные
1
17.
Графические данные
1
18.
Числовая информация
1
19.
Десятичное кодирование
1
20.
Двоичное кодирование
1
21.
Числовые данные
1
22.
Контрольная работа № 3 «Информация и данные»
1
23.
Анализ контрольной работы. Документ и его создание.
1
24.
Электронный документ и файл
1
25.
Поиск документа
1
26.
Создание текстового документа
1
27.
Создание графического документа
1
28.
Повторение, работа со словарем
1
29.
Контрольная работа № 4 «Документ и способы его создания»
1
30.
Анализ контрольной работы. Повторение
1
31.
Итоговая контрольная работа
1
32.
Анализ контрольной работы
1
33.
Повторение по темам 2 класса
1
34.
Повторение по темам 2 класса
6
3 классы
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
1.
Человек и информация
1
2.
Источники и приемники информации
1
3.
Носители информации
1
4.
Компьютер
1
5.
Работа со словарем
1
6.
Контрольная работа № 1 «Информации, человек и компьютер»
1
7.
Получение информации
1
8.
Представление информации
1
9.
Кодирование информации
1
10.
Кодирование и шифрование данных
1
11.
Хранение информации
1
12.
Обработка информации
1
13.
Обработка информации
1
14.
Повторение.Работа со словарем
1
15.
Контрольная работа № 2 «Кодирование информации»
1
16.
Анализ контрольной работы.
1
17.
Объект, его имя и свойства
1
18.
Объект, его имя и свойства
1
19.
Функции объекта
1
20.
Функции объекта
1
21.
Отношения между объектами
1
22.
Характеристика объекта
1
23.
Документ и данные об объекте
1
24.
Повторение. Работа со словарем
1
25.
Контрольная работа № 3 «Мир объектов»
1
26.
Анализ контрольной работы Компьютер – это система.
1
27.
Системные программы и операционная система
1
28.
Файловая система
1
29.
Компьютерные сети
1
30.
Информационные системы
1
31.
Повторение, работа со словарем
1
32.
Контрольная работа № 4 «Компьютер, системы и сети»
1
33.
Анализ контрольной работы. Повторение. Подготовка к
контрольной работе
1
34.
Итоговая контрольная работа за II полугодие
1
35.
Повторение за 3 класс
7
4 классы
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
1.
Человек в мире информации
1
2.
Действия с данными
1
3.
Объект и его свойства
1
4.
Отношения между объектами
1
5.
Компьютер как система
1
6.
Контрольная работа №1 "В мире информации"
1
7.
Работа со словарем
1
8.
Мир понятий
1
9.
Деление понятий
1
10.
Обобщение понятий
1
11.
Отношения между понятиями
1
12.
Понятия «истина» и «ложь»
1
13.
Суждение. Примеры суждений
1
14.
Умозаключение
1
15.
Повторение по темам: "Суждение. Умозаключение.
1
16.
Повторение по разделу: «Суждение. Умозаключение. Поня-
тие»
1
17.
Контрольная работа №2 "Суждение, умозаключение, понятие"
1
18.
Модель объекта. Текстовая и графическая модели
1
19.
Алгоритм как модель действий
1
20.
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
1
21.
Исполнитель алгоритма
1
22.
Компьютер как исполнитель
1
23.
Повторение по теме: "Мир моделей"
1
24.
Контрольная работа №3 "Мир моделей"
1
25.
Кто кем и зачем управляет
1
26.
Управляющий объект и объект управления
1
27.
Цель управления
1
28.
Управляющее воздействие
1
29.
Средство управления
1
30.
Результат управления
1
31.
Современные средства коммуникации
1
32.
Повторение по теме: "Управление"
1
33.
Контрольная работа №4 "Управление"
1
34.
Итоговая контрольная работа
1
35.
8