Напоминание

"Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы обучающихся"

Автор: Прокофьева Галина Витальевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СШ №12 г.Ельца"

Населённый пункт: Липецкая область, город Елец

Наименование материала: статья

Тема: "Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы обучающихся"

Описание:

Именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4257

Опубликовано 22.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Прокофьева Г.В.
ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ

МОТИВАЦИООНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (А. А. Сухомлинский) Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желание нет». В таких случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами, учителями, стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Мотивы – это внешние и внутренние факторы, предопределяющие поведение человека, а их система называется мотивацией. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика. Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика. Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования. Целью обучения в начальной школе является не только удержание интереса к учению, но и повышение мотивации детей к учебному процессу.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. В своей практике я применяю следующие приёмы:
Приём «Фантастическая добавка».
Например, учащимся предлагается пересказать рассказ от имени какого-либо персонажа или предмета, представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Подумать, о чём говорят два листочка за окном, твоя ручка и тетрадь, что бы стала делать Баба-Яга, если бы попала в пустыню. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. (Зачитать отрывки из рассказов). Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.
Приём «Удивляй».
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека, или любого мультипликационного персонажа... Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет
приём «Отсроченная отгадка».
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нет». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет». В своей работе использую
Метод проектов.
Проект – это результат скоординированных совместных усилий учащихся, учеников и родителей.
Способствует развитию умения самому добывать информацию, выбирать то, что подходит к теме проекта. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки (соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Во время уроков с нами в классе присутствуют и животные, н-р ёжик, и сказочные персонажи: Незнайка. В 1-м классе нашими помощниками на уроках окружающего мира были Черепашка и Муравей Вопросик. Формированию учебной мотивации способствует использование
игровых

ситуаций
и других элементов занимательности. К уроку по ОМ «Кто такие звери?» ребята подготовили сообщения по теме. Из предложенных картинок с животными выбирали зверей и заселяли на солнечную планету. Ребята, работая в парах, раскрашивали спрятавшихся зверей. Работа в паре учит детей дружбе, терпению, уважению к друг другу, придаёт уверенности. Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. На примере
приема «Ранжирование»
, решаем следующее задание “Что важно для меня?” Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка: Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные. При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими. На уроках математики использую широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:  Задачи в стихах.  Занимательные рамки.  Задачи – шутки.  Математическая эстафета.  Ребусы  Игра «Молчанка».  «Назови соседа».  Задачи на смекалку и многое др. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: «Найди лишнее число в каждом ряду», «Зачеркни его», «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово», «Запиши его». С помощью такого задания можно определить тему урока, следующий этап работы на уроке. Дети стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется
приём «Привлекательная цель».
На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. На уроках мы совершаем путешествия с Бабой-Ягой из сказки «Гуси-Лебеди», отправляемся на прогулку в лес в различное время года, поднимаемся по ступенькам мудрости и т.п. Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила:  Правила в стихах  Рифмованные упражнения  Грамматические сказки  Морфологические шарады  Собери слово  Грамматическая арифметика  Загадки- шутки  Кроссворды При изучении темы «Собственные и нарицательные имена существительные» применяю игру « Клички». Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА. Составить предложения с этими словами. Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание). Это задание на опережение. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих
свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение. Этому виду учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке, ведь, как заметил А. Франс: «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Об этом есть замечательная песня, которую часто исполняет моя ученица Дубровская Маша «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Известно, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Так, объединив уроки окружающего мира и технологии мы узнали, как правильно сажать цветы и ухаживать за ними. Красота – это просто или нужно потрудиться? Проблемные задания также выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Я хочу привести фрагмент урока открытия нового знания по теме «Конкретный смысл деления» - Чтобы работать дружно и быстро на уроке, нам нужно составить план работы. - Как строители строят новый дом, так и мы будем строить новые знания. - А что самое главное в доме? (Крепкий фундамент). -Это у нас устный счёт. - Без чего не бывает дома? (Без стен). -Это – новая тема. - Что ещё должно быть в доме? (крыша). - Это – закрепление знаний. –
- А ещё? (труба). Это – выводы. - По такому плану мы и будем работать на уроке. Я думаю, что вы справитесь с поставленной задачей. I I I. Проблемное объяснение нового знания. - А сейчас мы отправимся на прогулку в весенний лес, но до леса далеко. И поедем мы вот на таком поезде (Слайд). - Нам нужно сесть в вагоны. Сколько нас человек в классе? (С вами 28). - Сколько мы займем вагончиков, если в каждом вагончике будет по 4 человека? Слайд. - Можете ли вы дать ответ сразу или в чём-то сомневаетесь? В чём трудность? (Недостаточно знаний, связанных со сложением, вычитанием и умножением) - Что дальше делать? (Сами должны найти путь решения этой проблемы.) IV. Постановка темы и целей урока. (На доске нарисованы 28 кружочков. Так как в вагон сядет только 4 человека, ребёнок обводит по 4 кружочка и в процессе рассуждений выясняем, что по 4 в 28 содержится 7 раз. Значит потребуется 7 вагонов). - Какие будут предложения? Кто объявит тему урока? (Деление чисел.) - Правильно. Тема урока: Конкретный смысл деления. - Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Научиться делить.) - Вспомните алгоритм изучения известных вам математических действий и поставьте учебные задачи.  Смысл действия.  Знак действия.  Связь с другими действиями.  Практика.  Физминутку можно провести на цветочной поляне: Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась. Два – изящно покрутилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – тихо села.
- Или в лесу, разбирая завалы сломанных веток. Обобщить знания на уроке можно в простой игре: «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния. Заканчиваю урок рефлексией. Подводится итог урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность учебного материала. Оценить свою работу можно при помощи мордашек – смайликов (мы работали с ними в 1-м классе, сейчас используем реже). «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось. «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. Учителю необходимо видеть в каждом ученике личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в неё. Чтобы учеба приносила ребенку радость, важно их одобрять, поддерживать, быть доброжелательными. Важен положительный эмоциональный настрой, через создание, как на уроке, так и во внеурочное время доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркая и эмоциональная речь учителя; важно занимательное начало урока, настрой на урок, взаимоотношения детей в классе, жизнь коллектива в целом. Большинство обучающиеся 2 «Б» класса активны не только в учебном процессе, но и в общественных делах. Они отзывчивы, добры, вежливы. А ещё, кто хорошо работает, тот и отдыхает хорошо. Наши совместные мероприятия. Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Вывод: Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.
Список литературы: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с. Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи [Текст] / Е.В. Архипова. – СПб.: издательский дом «Литература», 2005. – 235 с Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1997. Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии. Нач. школа. Пособие для учителя. – Ростов –на- Дону, Феникс 2003г.Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999. Шмаков, С.А. Игры для учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 234 с Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.



Яндекс.Метрика