"Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины".
Автор: Прокофьева Галина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №12 г.Ельца"
Населённый пункт: Липецкая область, город Елец
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины".
Описание:
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, стано¬вятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на ка¬ком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна.
У каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Ма¬лая Родина.
Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания
Малой Родины.
Прокофьева Г.В.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край,
его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой
судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша
общая, большая, единственная Отчизна.
У каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет
солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место - город или
деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая
Родина.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной
культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту
любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству».
В федеральных государственных образовательных стандартах нового
поколения говорится о том, что результат образования – это не только знания
по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной
жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать
целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и
разнообразии природы, народов, культур, религий. Детство и юность самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
Детям младшего школьного возраста трудно представить город в целом,
поэтому в 1 классе знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а
именно, со школы. Организовала обзорную экскурсию по школе,
познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала
о труде людей, работающих в школе. После экскурсии обсудили, то, что
увидели дети, что им больше всего понравилось и удивило.
Первый урок – урок Знаний в 2014 году во 2 «Б» классе был посвящён малой
родине. Перед ребятами была поставлена проблема, на которую нужно было
ответить в конце урока: является ли Липецкая область и город Елец для нас
всех, живущих в Ельце, малой Родиной? Пахомов Ростислав с помощью
своей презентации показал положительные моменты в нашем городе и
обратил внимание на недостатки. Магомедова Карина прочитала стихи
собственного сочинения.
Улицы старинные
У родного города.
На соборе празднично
Купол светит золотом.
Здесь валяют валенки,
Кружева плетут.
О героях-воинах
Память свято чтут.
Небеса просторные
Над рекой Сосной.
Я люблю свой город,
Мой Елец родной!
Автор: Магомедова Карина
Итогом такого огромного труда стало изготовление белых голубей – символа
мира с пожеланиями от ребят своим близким. Хочу обратить внимание на то,
что каждый год, 1 сентября на Уроке Мира мы создаём свой маленький
проект: 1 класс – маленькие ладошки на шаре, символе Земли; 2 класс –
голуби Мира; 3 класс – красивая птица павлин.
Я убеждена, что работу по патриотическому воспитанию нужно с создания
для детей уютной атмосферы.
В классе у нас всегда уютно, чисто. Это говорит о том, что дети бережно, с
любовью относятся к своему маленькому пространству.
Каждый день для ребенка в школе должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства
привязанности к родному классу, школе, родной улице, родной семье
начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать
более сложное образование – чувство любви к Родине, своему Отечеству.
С таких, казалось бы, обычных вещей и начинается привитие любви к своему
маленькому школьному миру, любви к окружающему.
Неоценима и велика роль матери. Для ребенка она - близкий друг. К.Д.
Ушинский писал: «Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Человек, любящий свою мать, никогда не предаст свою страну».
С этими словами обучающиеся познакомились на открытом уроке
литературного чтения «Наше Отечество» К.Д.Ушинского.
Подчеркивая роль женщины, мы не забываем о Дне Матери и празднике 8
Марта. Каждый год, совместно с родителями, проводим праздник «Славим
женщину, чьё имя – мать!», «Моя мама самая, самая…» Во время праздника
проявляется много эмоций, как со стороны родителей, так и со стороны
детей. Эмоциональные переживания надолго оставляют след в душе
обучающихся младших классов и вносят лепту в патриотическое
воспитание, учат уважению к женщине-матери. Не забываем и про День
Защитника Отечества, принимали участие в смотре строя и песни, заняли 1
место.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет и пример взрослых.
Работая над проектом «Профессии в моей семье» Ряполов Степан выяснил,
что его бабушка умеет плести кружева и раньше работала кружевницей. Он с
большой гордостью рассказывал о профессии кружевницы, показывал
коклюшки, образцы кружева.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо
прививать детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к
Отчизне». Ребята моего класса получили задание расспросить своих
родителей, бабушек, дедушек о своих родственниках – участниках войны,
тружениках тыла. Такие занятия позволяют подвести учеников к пониманию,
что мы победили потому, что любили свою Отчизну. Родина чтит своих
героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях
улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и мемориалы. Пахомов
Ростислав, готовясь к проекту «Улицы моего города», совершил экскурсию и
выяснил, именами каких героев названы улицы нашего города.
Два года мои обучающиеся присутствуют на Митинге 9 Мая. Это
мероприятие производит на них большое впечатление, вызывает бурю
эмоций, гордость за воинов и желание узнавать как можно больше о
подвигах своих близких и всего народа в целом. К 70-ю Великой Победы
студенты Университета им. Бунина сняли фильм о георгиевской ленточке.
Когда мы с ребятами в классе смотрели этот фильм, многие плакали от того,
как бывают люди безразличны к окружающим.
Также одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе
на прогулках и экскурсиях. Посетили музей игрушки в университете им.
Бунина и музей Романовской игрушки. Все вместе делали кукол, лепили из
глины, узнали истории возникновения различных кукол. Акция «Покормите
птиц!» Была проведена большая работа: делали кормушки, рисовали плакаты
и листовки, которые дети развешивали на улице. Вместе с родителями ходили
в лес, развешивали кормушки, раскладывали корм. Постепенно у детей
формируется представление о родном городе, природа становится ближе и
понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство
ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и
прогулок используется на уроках чтения, окружающего мира,
изобразительного искусства, технологии.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания
имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители являются активными
участниками всех дел в классе. Это и экскурсии, и совместные прогулки и
праздники, и уборка в классе и многое-многое другое. Без их помощи и
участия не обходится ни одно дело.
Любовь к Родине воспитывается на народных традициях. 27 ноября
совершили виртуальное путешествие по стране «Хлеба» под девизом «Хлеб
– всей жизни голова!», которое относится к серии занятий по
патриотическому воспитанию в рамках неурочной деятельности,
соответствует основным направлениям воспитательной работы школы.
Атмосфера мероприятия не оставила равнодушным ни детей, ни учителей.
Ценность проведённой работы состояла в том, что дети узнали, как много
труда вложено в одну булку хлеба. Как любовь к Родине помогала выживать в
годы войны. Вся работа на мероприятии сплотила ещё больше детей и
взрослых, усилило гордость за свой народ, свою Родину. Показала, что всех
нас объединяет – краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и
прокладывающая дорогу в будущее.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях,
достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить
положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей
расширился словарный запас, дети стали составлять большие по объему и
более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о
родном городе.
Свое выступление мне хочется закончить «Минуткой тишины», используя
прием релаксации.
«Минутка тишины» (фонограмма «Пение птиц»).
Сядьте удобно. Закройте глаза. Вообразите, что вы стоите у подножия
огромной горы. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные
вершины гор. Вам вдруг захотелось оказаться там. Посмотрите вверх:
на фоне четко виден движущийся тёмный крестик. Это орёл, парящий над
скалами… Мгновение — и вы становитесь этим орлом. Расправив свои
могучие крылья, вы легко скользите в облаках, плывущих под вами… Далеко
внизу видны игрушечные рощицы, маленькие домики в долинах, крохотные
человечки, спешащие по делам… Вглядитесь хорошо в эту картину.
Рассмотрите её поподробнее…
Вокруг себя вы слышите негромкий свист ветра и крики птиц, пролетающих
мимо. Вы чувствуете прохладу в вышине. Какое чудесное ощущение
свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им!
Вам не составляет никакого труда достигнуть любой вершины, чтобы стать
патриотом своей Родины, своего дела. Выберите себе приглянувшееся
местечко и опуститесь на него, чтобы оттуда с недосягаемой высоты,
посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу, у подножия горы…
Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения вопросов, которые
помогут вам осуществить любые поставленные перед собой цели. Здесь
с поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.
Взлетите снова и снова, испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно
надолго запомнится вам.
А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Проводите
взглядом орла, поблагодарите его за то, что он сделал доступным для вас
новое восприятие мира…
Вы снова здесь в этой комнате… Вернулись сюда после своего удивительного
путешествия…
Теперь можно приступать к созиданию чего-нибудь прекрасного, нужного,
полезного не только себе самому, но и своей Родине. А Родина- это и твой
дом, и твоя школа, и твой город, и всё, что тебя окружает.
Таким образом, существует много приёмов, методов, которые позволяют нам
воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма.
Думаю, что у детей моего класса я смогла зародить первые ростки
патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей
семье, своему городу, своей Родине.