Напоминание

"Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины".

Автор: Прокофьева Галина Витальевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СШ №12 г.Ельца"

Населённый пункт: Липецкая область, город Елец

Наименование материала: статья

Тема: "Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины".

Описание:

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, стано¬вятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на ка¬ком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. У каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Ма¬лая Родина.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4258

Опубликовано 22.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины. Прокофьева Г.В. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. У каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения говорится о том, что результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детям младшего школьного возраста трудно представить город в целом, поэтому в 1 классе знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, со школы. Организовала обзорную экскурсию по школе, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в школе. После экскурсии обсудили, то, что увидели дети, что им больше всего понравилось и удивило. Первый урок – урок Знаний в 2014 году во 2 «Б» классе был посвящён малой родине. Перед ребятами была поставлена проблема, на которую нужно было
ответить в конце урока: является ли Липецкая область и город Елец для нас всех, живущих в Ельце, малой Родиной? Пахомов Ростислав с помощью своей презентации показал положительные моменты в нашем городе и обратил внимание на недостатки. Магомедова Карина прочитала стихи собственного сочинения. Улицы старинные У родного города. На соборе празднично Купол светит золотом. Здесь валяют валенки, Кружева плетут. О героях-воинах Память свято чтут. Небеса просторные Над рекой Сосной. Я люблю свой город, Мой Елец родной! Автор: Магомедова Карина Итогом такого огромного труда стало изготовление белых голубей – символа мира с пожеланиями от ребят своим близким. Хочу обратить внимание на то, что каждый год, 1 сентября на Уроке Мира мы создаём свой маленький проект: 1 класс – маленькие ладошки на шаре, символе Земли; 2 класс – голуби Мира; 3 класс – красивая птица павлин. Я убеждена, что работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы. В классе у нас всегда уютно, чисто. Это говорит о том, что дети бережно, с любовью относятся к своему маленькому пространству. Каждый день для ребенка в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному классу, школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к Родине, своему Отечеству.
С таких, казалось бы, обычных вещей и начинается привитие любви к своему маленькому школьному миру, любви к окружающему. Неоценима и велика роль матери. Для ребенка она - близкий друг. К.Д. Ушинский писал: «Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Человек, любящий свою мать, никогда не предаст свою страну». С этими словами обучающиеся познакомились на открытом уроке литературного чтения «Наше Отечество» К.Д.Ушинского. Подчеркивая роль женщины, мы не забываем о Дне Матери и празднике 8 Марта. Каждый год, совместно с родителями, проводим праздник «Славим женщину, чьё имя – мать!», «Моя мама самая, самая…» Во время праздника проявляется много эмоций, как со стороны родителей, так и со стороны детей. Эмоциональные переживания надолго оставляют след в душе обучающихся младших классов и вносят лепту в патриотическое воспитание, учат уважению к женщине-матери. Не забываем и про День Защитника Отечества, принимали участие в смотре строя и песни, заняли 1 место. В патриотическом воспитании огромное значение имеет и пример взрослых. Работая над проектом «Профессии в моей семье» Ряполов Степан выяснил, что его бабушка умеет плести кружева и раньше работала кружевницей. Он с большой гордостью рассказывал о профессии кружевницы, показывал коклюшки, образцы кружева. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне». Ребята моего класса получили задание расспросить своих родителей, бабушек, дедушек о своих родственниках – участниках войны, тружениках тыла. Такие занятия позволяют подвести учеников к пониманию, что мы победили потому, что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и мемориалы. Пахомов Ростислав, готовясь к проекту «Улицы моего города», совершил экскурсию и выяснил, именами каких героев названы улицы нашего города. Два года мои обучающиеся присутствуют на Митинге 9 Мая. Это мероприятие производит на них большое впечатление, вызывает бурю эмоций, гордость за воинов и желание узнавать как можно больше о подвигах своих близких и всего народа в целом. К 70-ю Великой Победы студенты Университета им. Бунина сняли фильм о георгиевской ленточке. Когда мы с ребятами в классе смотрели этот фильм, многие плакали от того, как бывают люди безразличны к окружающим. Также одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Посетили музей игрушки в университете им.
Бунина и музей Романовской игрушки. Все вместе делали кукол, лепили из глины, узнали истории возникновения различных кукол. Акция «Покормите птиц!» Была проведена большая работа: делали кормушки, рисовали плакаты и листовки, которые дети развешивали на улице. Вместе с родителями ходили в лес, развешивали кормушки, раскладывали корм. Постепенно у детей формируется представление о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и прогулок используется на уроках чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители являются активными участниками всех дел в классе. Это и экскурсии, и совместные прогулки и праздники, и уборка в классе и многое-многое другое. Без их помощи и участия не обходится ни одно дело. Любовь к Родине воспитывается на народных традициях. 27 ноября совершили виртуальное путешествие по стране «Хлеба» под девизом «Хлеб – всей жизни голова!», которое относится к серии занятий по патриотическому воспитанию в рамках неурочной деятельности, соответствует основным направлениям воспитательной работы школы. Атмосфера мероприятия не оставила равнодушным ни детей, ни учителей. Ценность проведённой работы состояла в том, что дети узнали, как много труда вложено в одну булку хлеба. Как любовь к Родине помогала выживать в годы войны. Вся работа на мероприятии сплотила ещё больше детей и взрослых, усилило гордость за свой народ, свою Родину. Показала, что всех нас объединяет – краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее. Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, дети стали составлять большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о родном городе. Свое выступление мне хочется закончить «Минуткой тишины», используя прием релаксации. «Минутка тишины» (фонограмма «Пение птиц»). Сядьте удобно. Закройте глаза. Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Вам вдруг захотелось оказаться там. Посмотрите вверх:
на фоне четко виден движущийся тёмный крестик. Это орёл, парящий над скалами… Мгновение — и вы становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко скользите в облаках, плывущих под вами… Далеко внизу видны игрушечные рощицы, маленькие домики в долинах, крохотные человечки, спешащие по делам… Вглядитесь хорошо в эту картину. Рассмотрите её поподробнее… Вокруг себя вы слышите негромкий свист ветра и крики птиц, пролетающих мимо. Вы чувствуете прохладу в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им! Вам не составляет никакого труда достигнуть любой вершины, чтобы стать патриотом своей Родины, своего дела. Выберите себе приглянувшееся местечко и опуститесь на него, чтобы оттуда с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу, у подножия горы… Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения вопросов, которые помогут вам осуществить любые поставленные перед собой цели. Здесь с поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. Взлетите снова и снова, испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Проводите взглядом орла, поблагодарите его за то, что он сделал доступным для вас новое восприятие мира… Вы снова здесь в этой комнате… Вернулись сюда после своего удивительного путешествия… Теперь можно приступать к созиданию чего-нибудь прекрасного, нужного, полезного не только себе самому, но и своей Родине. А Родина- это и твой дом, и твоя школа, и твой город, и всё, что тебя окружает. Таким образом, существует много приёмов, методов, которые позволяют нам воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма. Думаю, что у детей моего класса я смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине.


Яндекс.Метрика