Письменная и устная речь – это две формы
речевой функции
Устная речь
Письменная речь
Звуковое оформление
языка
Графическое оформление
языка
Процесс письма
Речедвигательный
анализатор
Речезрительный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
Двигательный
анализатор
Отличия письменной речи
от устной
1.
Дополнительные средства выражения значений
языка
2.
Устная речь формируется первой, а письменная
является надстройкой над уже созревшей устной
речью.
3.
Устная речь развивается в процессе практического
общения ребёнка со взрослым , а овладение
письменной речью требует обучения,
последовательного осознания всего процесса
письма.
Специфические операции, входящие в процесс письма
Анализ звукового состава слова,
подлежащего записи
2. Уточнение звуков
1.Определение последова-
тельности и количества
звуков
Перевод фонем в графемы
«Перешифровка» зрительных схем букв в кинети-
ческую систему последовательных движений
Причины возникновения
нарушений письма
П
а
т
о
г
е
н
н
ы
е
ф
а
к
т
о
р
ы
Органические
причины
Функциональные
повреждения г.м.
внутренние и внешние
Н
а
с
л
е
д
с
т
в
е
н
н
ы
е
ф
а
к
т
о
р
ы
Неречевые симптомы
Неврологические
нарушения, нарушение
познавательной
деятельности, памяти,
восприятия, внимания,
моторики, зрительно-
пространственных
ориентировок и.т.д.
Ошибки на уровне
предложения
Симптомы дисграфий
О
ш
и
б
к
и
н
а
у
р
о
в
н
е
с
л
о
в
а
Дисграфия –
это частичное нарушение процессов письма,
проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках,
обусловленных несформированностью высших
психических функций,
участвующих в процессах письма.
Речевые симптомы
Ошибки на уровне буквы
Механизмы
дисграфий
Классификация
дисграфий
дисграфия
Недостаточность
слуховых
дифференцировок
Неправильное
произношение
звуков
Нарушение
языкового анализа и
синтеза
Недоразвитие грам.
строя речи
Несформирован-
ность зрительно-
пространственных
функций
Артикулярно-
акустическая
На основе нарушения
фонемного распознавания или
акустическая
На почве нарушения
языкового анализа и
синтеза
Аграмматическая
Оптическая
Артикуляторно-акустическая дисграфия
- это
дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в
письме»
МЕХАНИЗМ
Ы
Неправильное
произношение
звуков в речи
Несформированность
фонематических
представлений
Нарушение слуховой
дифференциации
Проявляется
в заменах или
отсутствии звуков
в устной речи
Проявляется в смешениях,
заменах, пропусках букв,
которые соответствуют
смешениям в устной речи
1.
Коррекция
звукопроизнош
ения
Коррекционная работа при
артикуляторно-акустической дисграфии
2.Развитие фонетического слуха и
фонематического
восприятия
Коррекционная работа при акустической
дисграфии
Развитие фонетического слуха и фонематического
восприятия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Проявляется в искажениях
структуры: слова (и слога) -
проуски согласных и
гласных букв, перестановки
букв, вставки букв, пропуски,
добавления, перестановки
слогов
Проявляется в искажениях структуры
предложения – слитное написание
слов (предлоги), раздельное написание
слов (приставки и корни слов), несоблю-
дение границ предложения, написание
всех слов в предложении слитно
Коррекционная работа при дисграфии на
почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
1. Развитие языкового анализа и синтеза
2. Развитие слогового анализа и синтеза
3. Развитие фонематического анализа и синтеза
принцип поэтапного «пошагового» формирования
фонематического анализа и синтеза
Шуба
[шуба] – 2сл., 4б., 4зв.
1 2 3 4 5
е
Коррекционная работа при
аграмматической дисграфии
1. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Оптическая дисграфия
Проявляется в искажённом
воспроизведении букв на письме
Проявляется в заменах и смешениях
графически сходных букв
Коррекционная работа при оптической
дисграфии
Развитие зрительно-пространственных функций:
зрительного гнозиса,
зрительного мнезиса,
зрительного анализа и синтеза,
пространственных представлений.
Некоторые из ошибок
Смешение букв при чтении и письме по
оптическому сходству
б
–
д
,
п
–
т
,
E
–
З
,
а
–
о
,
и
-
у
Ошибки, связанные с нарушением
произношения (пишет так как говорит)
(шапка)
Смешение фонем. Чаще смешиваются
- гласные;
- согласные парные звонкие и глухие;
- свистящие и шипящие
о
–
у
,
ё
–
ю
(дупло)
ц
–
ч
-
щ
Пропуски букв
Персеверации (застревание)
Неумение передавать мягкость.
блка
(белка)
(За домом росла малина).
(солить)
(везёт)
Я
-
дисграфик
?
Это
тест
для
всех
от
мала
до
велика
,
кто
хочет
знать
,
находится
ли
он
в
группе
риска
.
Результат:
•
Если ребенок дал неправильных
ответов более 30%, то это говорит о
риске возникновения дислексии и
дисграфии.
•
Сверьте свой результат…
Единые требования к занятиям с учениками-
логопатами
На уроке в классе и на логопедическом занятии
необходимо:
всесторонне развивать личность учащегося-логопата;
обучение должно носить воспитывающий характер;
учитывать возрастные особенности детей;
осуществлять индивидуальный подход на фоне
коллективной деятельности;
предъявлять программные требования с учетом
возможных специфических (речевых) ошибок;
учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с
этим подбирать доступный материал;
добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
широко использовать наглядность, игровые приемы.
Рекомендации логопеда учителю
Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-
логопатам.
При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию
звука (как он произносится), особое внимание уделять детям,
которые не могут правильно произносить эти звуки.
Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки,
стихотворения с контрольными звуками.
Следить за правильным произношением звуков детей-
логопатов,
Давать упражнения на развитие фонематического слуха,
предупреждая этим возникновение дисграфии.
Контролировать посещение детьми с дефектами речи
логопедических занятий.
Упражнения, позволяющие
устранить нарушения письма
Формы работы по
исправлению нарушений
письма:
•
Словарные, слуховые,
зрительные диктанты.
•
Тексты с пропущенными
буквами, деформированные
предложения.
•
Составление предложений
по данным словосочетаниям,
по опорным словам
•
«Слово рассыпалось» -
составление слов из
разрозненных букв
Игротека «Исправляем дисграфию»
2.
Каждый день пишите короткие диктанты
карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка,
и он будет делать меньше ошибок (что очень
воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте.
Просто метьте на полях зелёной ручкой (ни в коем
случае не красной!). Затем давайте тетрадь на
исправление ребёнку. Малыш имеет возможность
не зачеркнуть, а стереть свои ошибки, написать
правильно. Цель достигнута: ошибки найдены
самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в
прекрасном состоянии.
Лексико-грамматический
анализ
Журналисты
Какое число я задумала?
Жители леса спешат на добычу.
5
Кто самый внимательный?
Только легкий
ветерок качает
вершины
сосен.
вершины
Слоговой анализ и синтез
Только гласные
Шифровальщики
Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов
составить слово, обозначающее часть речи:
Учительница, дорога,
кимоно, пение, пастила,
гостеприимство.
При-ла-га-тель-но-е
Выдели ударный слог и
составь предложение.
БЕЗ
красота
Голова без ума – пустая сума.
У дома лужа.
Фонематический анализ и синтез
Узнай, кто ты
Из первых звуков сложи слово.
Муха, остров, лужа,
одежда,
день, ель, цирк. (картинки)
Молодец
Слово-загадка
К . . . . . .
Развитие пространственного восприятия
зрительного внимания, закрепление образа букв
Трансформирование букв
И в Ш
Т в П
Найти недостающий элемент
буквы.
Выписать только прописные
буквы
Придумать, на что похожи
буквы