"Явления природы. Термометр. Практическая работа "Измерение температуры"
Автор: Иванова Наталья Валерьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 9 имени В.Т.Степанченко
Населённый пункт: г. Ржев
Наименование материала: урок
Тема: "Явления природы. Термометр. Практическая работа "Измерение температуры"
Описание:
Проведение интегрированных уроков в оборудованных, специализированных кабинетах позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, а ведение уроков педагогами–предметниками в начальной школе – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 9 имени В.Т.Степанченко города Ржева Тверской области
Урок окружающего мира
Тема: «Явления природы. Термометр. Практическая работа «Измерение температуры»
УМК «Школа России»
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2016.
Составили:
учитель начальных классов
Смолькова Елена Юрьевна
5elena-smolkova5@rambler ,
учитель физики
Иванова Наталья Валерьевна
fizkab217@yandex.
ru
Цель:
познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и
правилами пользования ими; научить измерять температуру воздуха.
Задачи:
Создать условия для систематизации знаний о временах года и явлениях природы.
Познакомить со значением температуры для всего живого.
Познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять
температуру, записывать показания термометра.
Планируемые результаты.
Предметные:
научатся
выделять и обобщать признаки, явления природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), кратко
характеризовать сезонные изменения;
познакомятся с разными видами термометров, их устройством.
Метапредметные:
личностные УУД -
вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;
самоопределение– проявляют ценностное отношение к природному миру
регулятивные УУД - предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской
деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
познавательные УУД - учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения
задач творческого характера.
коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые
высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Тип урока:
изучение нового материала; урок решения практических задач.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.
Оборудование:
Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра.
Модели индивидуальных термометров
Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.
Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2 класс. 1 часть»
Стаканы с холодной и горячей водой.
Сценарий урока
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы,
приемы, формы
Формируемые УУД
I.
Организационный этап (мотивации к учебной деятельности)
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Проверьте готовность рабочего места к уроку. У кого все в порядке скажите
себе: «Молодец»
Повернитесь друг к другу и подарите улыбку. Тихо садитесь.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Проверка рабочего места.
Коммуникативные :
-планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Личностные:
-самоопределение.
II.
Актуализация знаний
Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование
каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе.
- Ребята, посмотрите и скажите, что у нас за окном?
– Какому времени года соответствует такое состояние
природы?
- Какие времена года вы знаете?
- Дайте характеристику каждому времени года.
- Летом – …. жарко.
Осенью – ….холодно.
Зимой – …… очень холодно.
Весной – ……тепло.
–Все изменения в природе называются природными
явлениями или явлениями природы.
Приводят примеры по
своему времени года.
Продолжают хором.
Речевая
разминка
Работа в парах
Фронтальная
работа
Коммуникативные :
-умение осознанно
строить речевое
высказывание в
устной форме.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с
учителем ставить
новые учебные
задачи.
- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще
относится к природным явлениям.
- Очень многие явления природы связаны со сменой времен
года (сезонов), поэтому они называются сезонными.
Проговаривают правило
по учебнику.
III.
Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно
состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Какое время года сейчас?
- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?
- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую
одежду.
- А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?
- Подумайте, какая характеристика для нас является самой
важной, выбирая одежду, когда выходите из дома.
- С помощью какого прибора определяют степень
нагретости воздуха?
- Какая величина определяет тепло, холодно.
- Какая тема нашего урока?
- Чему вы должны научиться?
- Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью
определять температуру.
- А для чего это надо уметь? (Сможем узнать температуру
воздуха на улице и в классе, определим температуру воды,
тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в
комнате или нет)
- Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей,
животных, растений).
Отвечают на вопросы
Формулируют тему и задачи
урока.
Фронтальная
работа
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
-умение
обмениваться
мнениями, слушать
другого ученика
Личностные:
-оценка своих
поступков, действий,
слов.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с
учителем ставить
новые учебные
задачи
IV.
Физминутка
V.
Первичное усвоение новых знаний
Основной целью этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
(Учитель физики)
- Для характеристики нагретости воздуха, воды, почвы или
тела, какие слова использовали?
- Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела
характеризуют температурой.
//Термин дан на доске без понятия.//
-Тем
пература — физическая величина,
характеризующая степенью нагретости чего-то.
В
течение года, месяца, недели, даже в течение дня
температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на
жизнь растений, животных и человека. Одни живые
существа могут жить только в тепле, другие переносят
суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха
некоторые растения и животные могут погибнуть.
- При помощи какого прибора можно точно измерить тем
-
пературу? (При помощи термометра.)
- Как вы думаете, что такое термометр? (
Прибор для
измерения температуры.)
(Учитель физики)
1
. Запись на доске: терм о метр
В переводе с греческого: тепло мера
Слово термометр ввел голландец К. Дреббель в 1636 г.
Однако идея прибора, который если не измерял температуру,
Запись определения
учащиеся записывают в
рабочую тетрадь (стр.20)
Фронтальная
работа
Познавательные:
- умение извлекать
нужную
информацию;-
перерабатывать
полученную
информацию из
учебных пособий,
жизненного опыта и
новых знаний на
уроке;
- наблюдать и делать
выводы;-
дополнение и
расширение
имеющихся знаний;
Коммуникативные:
- участвовать в
диалоге по теме
(учитель – ученик;
ученик – ученик);
- приводить свои
примеры из
жизненных ситуаций;
Регулятивные :
прогнозируют
результаты уровня
усвоения изучаемого
материала.
то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому
Галилею. В 1592 г. он при
думал термоскоп,
представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд
наливалась вода (примерно до половины), кото
рая при
нагревании перемещалась к гор
лышку. Температуры
сравнивались по вы
соте подъема столбика воды в
термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термо
метр
изготовил немецкий физик Г. Фарен гейт в 1709 г., а в 1714 г.
— ртутный. Почти два века люди пользовались этими
термометрами, пока не перешли на шкалу Цель
сия, ту, по
которой сегодня измеряет темпе ратуру почти весь мир. Эта
шкала впервые появилась в 1742 г. Ее автор — шведский
физик и астроном А. Цельсий.
2. Ознакомление с устройством термометра
.
- Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру
воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс
Цельсий в 1742 году.
- Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус,
деления.)
- Правильно. В
корпусе
термометра есть шкала,
на ней
нанесены деления и числа, а в трубочке
подкрашенная
жидкость или ртуть.
//На доску рядом с моделью термометра вывешиваются
таблички с названиями частей термометра//
Рассматривают термометры.
Работа ведется по схеме и
моделям термометров.
Учащиеся находят шкалу и
трубку, наполненную
жидкостью, внимательно
рассматривают шкалу
Регулятивные:
осуществляют
пошаговый контроль
своих действий,
ориентируясь на
показ движений
учителя, а затем
самостоятельно
оценивают
правильность
выполнения действий
- Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт
температуры. Значения выше нуля записываются со знаком
плюс + 10
⁰
, значения ниже нуля записываются со знаком
минус - 10
⁰
. Читать такую температуру можно по-разному.
Формулировка нового знания:
Конец столбика жидкости в
трубке указывает на число градусов.
- Назовите части термометра.
- Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов
тепла, а ниже 0 - количество градусов холода.
- Но шкалы все-таки отличаются. Почему?
- Каждое деление шкалы соответствует одному градусу.
- По кажите друг другу один градус, а я пройду между
рядами, проверю, а затем проведем опыты.
3.Виды термометров.
- Посмотрите на этот термометр. Что видите? (На нем нет
значений ниже нуля)
- Это термометр для измерения температуры воды. Почему
на нем нет значений ниже нуля? (Потому что, наверное, вода
замерзает.)
- А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым
она измеряет вам температуру. Чем он отличается?
(Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще
значение 37 красным цветом выделено, жидкость странная)
- Это термометр для тела. В нем вместо жидкости
использована ртуть. У живого человека температура не
Работа в парах
может быть ниже 35 градусов и выше 41.
- Какая температура у здорового человека считается
нормальной? А если человек заболел? Вот почему она
выделена на шкале красным цветом.
Формулировка нового знания:
Разными термометрами
измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
-
Части термометра: стеклянная трубка, наполненная
жидкостью и шкала. На шкале каждое деление
соответствует одному градусу.
Запись в рабочей тетради
(стр.22 зад.1)
VI.
Первичное осмысление и закрепление
Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Практическая работа: «Принцип работы термометра»
(Учитель физики)
- Мы познакомились с устройством термометра и
принципом его работы.
//Комнатный термометр прикреплен к доске.//
- Как могло произойти, что два одно
классника, посмотрев
на один и тот же тер мометр в одно и то же время, увидели
разные показания температуры?
(У них разный рост.)
- Необходимо правильно смотреть на тер
мометр. Глаза
должны быть на том же уров
не, где находится столбик
жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас
дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять
Два ученика разного роста
выходят к доске и снимают
показания термометра.
Получены разные
результаты.
Познавательные:
- научатся выделять и
обобщать признаки,
явления природы
(дождь, снег, град,
туман, гроза и др.),
кратко
характеризовать
сезонные изменения.
Коммуникативные:
-признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь свою,
излагать своё мнение
и аргументировать
свою точку зрения и
показания температуры? (Подставить стул.)
- Я предлагаю провести эксперимент. Опустите термометр в
стакан с горячей водой. Что вы заметили?
- Почему движется жидкость по трубочке термометра?
- При нагревании все вещества расширяются. Цветная
жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её
удлиняется. На этом основана работа термометра.
- А почему жидкость останавливается?
- Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше
значения нуль, потому что вода была теплая. Так же
определяется и температура воздуха.
- Я предлагаю провести ещё один эксперимент. Вот здесь, в
стакане вода из-под крана. Опустите термометр. Посмотрим
на термометр.
- Можно сказать, что она упала? В каком значении
применим это слово «упала»? (опустилась вниз.)
Формулировка нового знания.
Чем выше поднялась
подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух,
горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух
холодный.
Выполнение практической
работы.
Дети работают в паре и
производят опыт по
измерению температуры
горячей и холодной воды.
Результаты эксперимента
заносят в рабочий лист
(Прил.№1)
Работа в парах
оценку событий
VII.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.
Блиц – опрос.
-С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?
- Каким прибором её можно измерить?
Фронтальная
работа
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и
точностью выражать
- Какие виды термометров вы знаете?
-Что измеряют с помощью комнатного (уличный,
медицинский, комнатный) термометра?
- Как устроен термометр?
- В каких единицах измеряется температура?
- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?
- При какой температуре замерзает вода?
- Как ты оденешься, если на термометре +20
⁰
, +5
⁰
?
- Когда мы говорим мороз: - 20
⁰
или -2
⁰
?
- Для кого важна температура?
- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям
термометра, который установлен под прямыми лучами
солнца?
- Мы познакомились с новой характеристикой погоды -
температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы,
тела. Её измерить можно с помощью специального прибора
- термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные,
медицинские.
- Дома вместе со взрослыми проведите измерения
температуры воздуха в своей комнате и во дворе, результат
запишите в рабочую тетрадь (стр. 22)
(Учитель начальных классов)
- Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как
определить температуру.
- Кто из вас теперь уверенно сможет определять
Отвечают на вопросы.
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности.
Соотносят цель
и результаты
свои мысли.
Личностные:
самоопределение
температуру и работать с разными термометрами? (Дети
поднимают руки)
- Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным
знаниям?
- Похвалите себя, пожмите друг другу руки.