Напоминание

"Явления природы. Термометр. Практическая работа "Измерение температуры"

Автор: Иванова Наталья Валерьевна

Должность: учитель физики

Учебное заведение: МОУ СОШ № 9 имени В.Т.Степанченко

Населённый пункт: г. Ржев

Наименование материала: урок

Тема: "Явления природы. Термометр. Практическая работа "Измерение температуры"

Описание:

Проведение интегрированных уроков в оборудованных, специализированных кабинетах позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, а ведение уроков педагогами–предметниками в начальной школе – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4360

Опубликовано 06.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.Т.Степанченко города Ржева Тверской области
Урок окружающего мира

Тема: «Явления природы. Термометр. Практическая работа «Измерение температуры»
УМК «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2016. Составили: учитель начальных классов
Смолькова Елена Юрьевна
5elena-smolkova5@rambler
,
учитель физики
Иванова Наталья Валерьевна
fizkab217@yandex. ru

Цель:
познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять температуру воздуха.
Задачи:
 Создать условия для систематизации знаний о временах года и явлениях природы.  Познакомить со значением температуры для всего живого.  Познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра.
Планируемые результаты.

Предметные:
 научатся выделять и обобщать признаки, явления природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), кратко характеризовать сезонные изменения;  познакомятся с разными видами термометров, их устройством.
Метапредметные:

личностные УУД -
вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость; самоопределение– проявляют ценностное отношение к природному миру
регулятивные УУД
- предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные УУД
- учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера.
коммуникативные УУД
– учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Тип урока:
изучение нового материала; урок решения практических задач.
Методы обучения:
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование:
Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров Слова
шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.
Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2 класс. 1 часть» Стаканы с холодной и горячей водой.

Сценарий урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД
I.

Организационный этап (мотивации к учебной деятельности)
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Проверьте готовность рабочего места к уроку. У кого все в порядке скажите себе: «Молодец» Повернитесь друг к другу и подарите улыбку. Тихо садитесь. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. Проверка рабочего места.
Коммуникативные
: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные:
-самоопределение.
II.

Актуализация знаний
Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. - Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. - Ребята, посмотрите и скажите, что у нас за окном? – Какому времени года соответствует такое состояние природы? - Какие времена года вы знаете? - Дайте характеристику каждому времени года. - Летом – …. жарко. Осенью – ….холодно. Зимой – …… очень холодно. Весной – ……тепло. –Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. Приводят примеры по своему времени года. Продолжают хором. Речевая разминка Работа в парах Фронтальная работа
Коммуникативные
: -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:

-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. - Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Проговаривают правило по учебнику.
III.

Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - Какое время года сейчас? - Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? - В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. - А как, находясь дома, можно определить, во что одеться? - Подумайте, какая характеристика для нас является самой важной, выбирая одежду, когда выходите из дома. - С помощью какого прибора определяют степень нагретости воздуха? - Какая величина определяет тепло, холодно. - Какая тема нашего урока? - Чему вы должны научиться? - Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. - А для чего это надо уметь? (Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет) - Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений). Отвечают на вопросы Формулируют тему и задачи урока. Фронтальная работа
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика
Личностные:
-оценка своих поступков, действий, слов.
Регулятивные:

-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

IV.

Физминутка

V.

Первичное усвоение новых знаний
Основной целью этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. (Учитель физики) - Для характеристики нагретости воздуха, воды, почвы или тела, какие слова использовали? - Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой. //Термин дан на доске без понятия.//
-Тем

пература — физическая величина,

характеризующая степенью нагретости чего-то.
В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть. - При помощи какого прибора можно точно измерить тем - пературу? (При помощи термометра.) - Как вы думаете, что такое термометр? (
Прибор для

измерения температуры.)
(Учитель физики) 1 . Запись на доске:
терм о метр

В переводе с греческого: тепло мера
Слово термометр ввел голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, Запись определения учащиеся записывают в рабочую тетрадь (стр.20) Фронтальная работа
Познавательные:
- умение извлекать нужную информацию;- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы;- дополнение и расширение имеющихся знаний;
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
Регулятивные :
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому Галилею. В 1592 г. он при думал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), кото рая при нагревании перемещалась к гор лышку. Температуры сравнивались по вы соте подъема столбика воды в термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термо метр изготовил немецкий физик Г. Фарен гейт в 1709 г., а в 1714 г. — ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цель сия, ту, по которой сегодня измеряет темпе ратуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г. Ее автор — шведский физик и астроном А. Цельсий. 2. Ознакомление с устройством термометра . - Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году. - Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.) - Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. //На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра// Рассматривают термометры. Работа ведется по схеме и моделям термометров. Учащиеся находят шкалу и трубку, наполненную жидкостью, внимательно рассматривают шкалу
Регулятивные:
осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий
- Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10 ⁰ , значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10 ⁰ . Читать такую температуру можно по-разному. Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов. - Назовите части термометра. - Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 - количество градусов холода. - Но шкалы все-таки отличаются. Почему? - Каждое деление шкалы соответствует одному градусу. - По кажите друг другу один градус, а я пройду между рядами, проверю, а затем проведем опыты. 3.Виды термометров. - Посмотрите на этот термометр. Что видите? (На нем нет значений ниже нуля) - Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? (Потому что, наверное, вода замерзает.) - А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? (Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено, жидкость странная) - Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не Работа в парах
может быть ниже 35 градусов и выше 41. - Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом. Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
-
Части термометра: стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала. На шкале каждое деление соответствует одному градусу. Запись в рабочей тетради (стр.22 зад.1)
VI.

Первичное осмысление и закрепление
Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Практическая работа: «Принцип работы термометра»
(Учитель физики) - Мы познакомились с устройством термометра и принципом его работы. //Комнатный термометр прикреплен к доске.// - Как могло произойти, что два одно классника, посмотрев на один и тот же тер мометр в одно и то же время, увидели разные показания температуры? (У них разный рост.) - Необходимо правильно смотреть на тер мометр. Глаза должны быть на том же уров не, где находится столбик жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять Два ученика разного роста выходят к доске и снимают показания термометра. Получены разные результаты.
Познавательные:
- научатся выделять и обобщать признаки, явления природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), кратко характеризовать сезонные изменения.
Коммуникативные:
-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
показания температуры? (Подставить стул.) - Я предлагаю провести эксперимент. Опустите термометр в стакан с горячей водой. Что вы заметили? - Почему движется жидкость по трубочке термометра? - При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра. - А почему жидкость останавливается? - Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха. - Я предлагаю провести ещё один эксперимент. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Опустите термометр. Посмотрим на термометр. - Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? (опустилась вниз.) Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный. Выполнение практической работы. Дети работают в паре и производят опыт по измерению температуры горячей и холодной воды. Результаты эксперимента заносят в рабочий лист (Прил.№1) Работа в парах оценку событий
VII.

Рефлексия деятельности (итог урока)
Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Блиц – опрос. -С какой характеристикой погоды познакомились на уроке? - Каким прибором её можно измерить? Фронтальная работа
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
- Какие виды термометров вы знаете? -Что измеряют с помощью комнатного (уличный, медицинский, комнатный) термометра? - Как устроен термометр? - В каких единицах измеряется температура? - Какую температуру называют плюсовой? Минусовой? - При какой температуре замерзает вода? - Как ты оденешься, если на термометре +20 ⁰ , +5 ⁰ ? - Когда мы говорим мороз: - 20 ⁰ или -2 ⁰ ? - Для кого важна температура? - Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца? - Мы познакомились с новой характеристикой погоды - температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора - термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские. - Дома вместе со взрослыми проведите измерения температуры воздуха в своей комнате и во дворе, результат запишите в рабочую тетрадь (стр. 22) (Учитель начальных классов) - Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру. - Кто из вас теперь уверенно сможет определять Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты свои мысли.
Личностные:
самоопределение
температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки) - Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям? - Похвалите себя, пожмите друг другу руки.


Яндекс.Метрика