Система индивидуального оценивания достижений учащихся " Портфолио"
Автор: Медведева Галина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского Муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: РТ г. Зеленодольск
Наименование материала: статья
Тема: Система индивидуального оценивания достижений учащихся " Портфолио"
Описание:
Портфолио ‒ это современная эффективная форма оценивания результатов, средство накопительной оценки достижений учащихся.
Система индивидуального оценивания достижений учащихся
« Портфолио»
В целях планового перехода к реализации президентской инициативы
«Наша новая школа», направленной на введение федеральных
государственных образовательных стандартов общеобразовательных
учреждениях, наша школа № 11 с 2010 года работает по введению новых
ФГОС начального общего образования
.
Издавна наша школа славилась своими традициями, которые уходят
глубокими корнями к тому времени, когда профессионалы высокого класса,
мастера своего дела, знающие и умеющие, закладывали прочный фундамент
начальной школы.
Учителя нашей школы шаг за шагом принялись осваивать механизмы
внедрения ФГОС, в котором очень верно определено – воспитанию
первостепенное значение. Наша рабочая группа изучила концепцию,
создание и условия реализации ФГОС, определила изменения и дополнения в
образовательной системе школы, разработала сводную программу изменений
и дополнений, систему оценивания, разработала портфолио учащихся. Все
участники ФГОС прошли курсы повышения квалификации, где получили
необходимые знания и практический материал, помогающий ОУ выполнить
поставленную перед ним задачу.
Больше всего мы переживали, как введение ФГОСов воспримут родители,
станут ли они нашими союзниками. Но первое же родительское собрание в
августе показало, что опасения напрасны: сомневающихся нет! Сегодня наши
родители получают консультации социального педагога
‒
они наши
помощники во всём.
Система оценивания в нашей школе, разработанная как «Система
внутришкольного психолого - педагогического мониторинга»
Все основные характеристики системы оценки результатов обучения
(основные подходы к разработке инструментария, характеристики
проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.)
определяются основными целями и задачами, направленными на получение
объективной информации о функционировании системы образования.
Систему оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в
соответствии с целями и объектами оценки:
оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся
(состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения
получения определенного уровня образования), коррекции
индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую
ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных
предметов;
оценка уровня образовательных достижений класса, школы с целью
оценки деятельности учителей или школы и усовершенствования
процесса преподавания и обучения.
Одной из наиболее ярких форм оценивания достижений и возможностей
учащихся является создание и ведение школьного портфолио, которое
демонстрирует усилия ребёнка и включает в себя визитную карточку, карту
интересов ребёнка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах
школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ,
фотографии, дипломы, грамоты.
Портфолио ‒ это современная эффективная форма оценивания результатов,
средство накопительной оценки достижений учащихся.
Портфолио вводится с целью
объективного
фиксирования
индивидуальных достижений школьников, коллекция работ и результатов
учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в
различных областях.
Портфолио не только является современной эффективной формой
оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для
успешной социализации.
Введение портфолио может повысить образовательную активность
обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что в том
числе делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны
старшеклассников более достоверным и ответственным.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов,
оценка предметных, метапредметных и личностных результатов,
индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения
образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не
существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить
себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по
оформлению. Каждому из родителей была предоставлена информация по
организации помощи ребенку в сборе материалов портфолио .
( Приложение 1)
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика
начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои
достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел,
документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и
сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не
только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности:
творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой
деятельности.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением
портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он
взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Надо стараться с самого
начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал
определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы
неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений,
формирование личного отношения к полученным результатам и осознание
своих возможностей.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует
повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию
индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации
дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и
пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и
всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной
деятельности или творческой работе, а не его результат.
Безусловно, работа проделана огромная, но предстоит сделать значительно
больше, и результатом этого труда, мы уверены, станет воспитание человека
третьего тысячелетия: стремящегося к активному жизненному горизонту,
умеющего рационально использовать своё время и проектировать будущее,
развивающего здоровый и безопасный образ жизни, способного к активному
финансовому поведению.
Приложение
Советы взрослым по организации помощи ребёнку
в сборе материалов портфолио:
1. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования портфолио как
копилки его успехов.
2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать о пересмотре
достижений, помогать в систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять
копилку успехов.
3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную
сторону.
4. Привлекайте самого ученика к планированию конкретных учебных задач и анализу
успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным
результатам.
5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей,
возможностей и индивидуальных особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни
с кем сравнивать!
6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и
заменять их по желанию.
ПАМЯТКА
Структура портфолио
1.Раздел "Мой портрет"
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях,
носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти
информацию о том, что она означает.
" Моя семья " - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой
рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же
можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно
чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения " - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно
написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных
заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы
" - небольшие заметки о любимых школьных
предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с
названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя
в нём что-то важное и нужное для себя.
2. Раздел "Портфолио документов"
- предметные олимпиады- школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.
- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;
-конкурсы и мероприятия, организованные управлением образования муниципального
района Республики Татарстан;
- документы и их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными
проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими
работами.
Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на
тему.
3.Раздел "Портфолио работ".
- исследовательские работы и рефераты;
- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы.
- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа,
дается ее краткое описание;
- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре.
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если
выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо
предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также
итоговые аттестационные ведомости.
4.Раздел "Портфолио отзывов"
включает в себя характеристики отношения обучающегося к различного вида
деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками
системы дополнительного образования.
Может быть представлен в виде тестов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе,
рекомендательных писем.
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает
положительную оценку
педагогом его стараний.