Актуальность проблемы.
Проблема адаптации первоклассника в школе с каждым годом
становится более актуальной. Многие дети до школы не посещают детский
сад, поэтому затруднено их общение со сверстниками. Некоторые ребята
имеют ряд хронических заболеваний, а это приводит к быстрому утомлению,
головным болям.
К сожалению, многих родителей больше волнует вопрос, накормить
и одеть ребенка, чем то, что происходит у него в школе.
Одному школьному психологу справиться со всеми трудностями
адаптации учащихся сложно, поэтому участие классного руководителя
просто необходимо.
IV. Заключение
стр. 7-8
V.
Библиография
VI.
Приложение
стр. 9
2.
Цели и задачи
Главной целью является создание условий для безболезненной
адаптации ребенка к условиям школы. Для этого необходимо поставить
перед собой следующие задачи:
1.
Осуществить принятие каждого ребенка таким, какой он есть.
2.
Строить обучение с учетом его индивидуальных особенностей.
3.
Формировать положительную мотивацию к школе.
4.
Проводить коррекционно- развивающую работу средствами
педагогической технологии.
И. Психолого- педагогическая характеристика младшего школьника.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом
обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до
9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и
психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность
систематического обучения в школе.
Для мышления детей 6-7 лет характерны следующие особенности:
•
ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия,
мышление становится внеситуативным;
•
усвоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения
мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
•
детские вопросы выступают показателем развития любознательности
и говорят о проблемности мышления ребенка;
•
складываются предпосылки таких качеств ума, как
самостоятельность, гибкость, пытливость.
Внимание ещё носит непроизвольный характер. Состояние
повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде,
эмоциональным отношением к ней.
Воображение постепенно приобретает произвольный характер:
ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать.
Данный возраст- период, когда эмоции, чувства господствуют
над всеми другими сторонами жизни ребенка. Для семилетнего ребенка,
переживающего кризис семи лет в большей мере характерны
манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное
пояснение.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее
ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого
периода являются необходимым основанием, на котором выстраивается
дальнейшее развитие ребенка, как активного субъекта познаний и
деятельности.
III. Школьная дезадаптация.
1.
Уровень адаптации
Поступление в школу требует определенного уровня развития
мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения.
Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:
1) Показатель интеллектуального развития- несет в себе
информацию об уровне развития высших психических
функций, о способности к обучению.
2)
Показатель эмоционального развития- отражает уровень
эмоционально- экспрессивного развития ребенка, его
личностный рост.
3)
Показатель сформированности коммуникативных навыков.
4)
Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
« Результаты исследований Г.М. Чуткиной показали, что исходя из
уровня развития каждого из перечисленных показателей, можно
выделить три уровня социально- психологической адаптации к школе.
А. Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе,
предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал
усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом;
решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания,
объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля;
проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе ( всегда
готовится ко всем урокам),
общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в
классе благоприятное статусное положение.
Б. Средний уровень адаптации.
Ученик положительно относится к школе, её посещение не
вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал,
усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает
типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий,
поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен
только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные
поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
В. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;
нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает
фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; к урокам
готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические
напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; общественные
поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких
друзей не имеет.
Фактически это уже показатель « школьной дезадаптации».
2. Причины дезадаптации.
Согласно определению, сформированному В.В. Коганом,
«школьная дезадаптация- психогенное заболевание или психогенное
формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и
субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную
активность ученика». С этим понятием связывают отклонения в школьной
деятельности- затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти
отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными
нервно- психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у
которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией,
органическими расстройствами, физическими дефектами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по
мнению Г.И. Чуткиной, связана с характером семейного воспитания. Если
ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы»,
он и в новую социальную общность- школу- входит с трудом.
Помимо понятия « школьная дезадаптация» в литературе
встречаются термины « школьная фобия», « школьный невроз», «
дидактогенный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в
беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказа посещать уроки.
Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в
волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании
плохого в отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов,
сверстников.
В случаях дидактигенных неврозов травмирующей является в
первую очередь сама система обучения. В современной школе, как правило,
деятельность учителя имеет очень мало соприкосновений с деятельностью
ученика, в то время как совместная деятельность является наиболее
эффективным способом передачи опыта и знаний. Цели учителя и ученика
изначально расходятся: учитель должен учить, ученик должен учиться, т.е.
слушать, воспринимать, запоминать.
Учитель остается в позиции «над» школьником, и, порой, не
осознавая этого, подавляет инициативу учащегося, его познавательную
активность, столь необходимую учебной деятельности.
Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может
быть чрезмерное переутомление и перегрузка, само поступление в школу-
переломный момент в жизни ребенка.
Ряд авторов ( Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Кагон) считают,
что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в
учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по
поводу этих промахов и отношений.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным
испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый
ребенок:
•
режимные трудности;
•
коммуникативные трудности со сверстниками;
•
проблемы взаимоотношений с учителем;
•
проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Таким образом, школьная адаптация- процесс перестройки
познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер ребенка при переходе
к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность
такой перестройки зависит от уровня развития интеллектуальных функций,
эмоционально- волевой сферы, сформированности коммуникативных
навыков, незрелость какой- либо из указанных сфер является одной из
причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.
3. Корректионно- развивающая работа с младшими школьниками.
Одним из важных направлений в моей работе является развитие
мотивационной сферы детей. Это повышает эффективность их адаптации.
Такая работа может проводиться как в виде познавательно- обучающих
занятий ( которые вызывают интерес к обучению, открывают перед ребенком
мир знаний), так и в виде « больших» игр ( организованной игровой
деятельности).
1. Работа на уроке.
Я включаю в уроки упражнения и задания
Н.Локаловой. Зачем использую? Повышается интерес учащихся к урокам,
возникает устойчивая положительная мотивация, возрастает уровень
самосознания, более адекватной становится самооценка.
При проведении занятий следует учитывать следующие моменты:
1.
Очень важно, чтобы объяснении все ученики правильно поняли
задание, поэтому если понадобится, то стоит объяснить 2-3 раза.
2.
Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового
материала, где это обусловлено инструкцией.
3.
Учащиеся при выполнении заданий следует представлять как
можно больше самостоятельности. После выполнения задания
следует обязательно обсудить всем классом ответы.
Приведу пример нескольких занятий.
Урок психологического развития учащихся в 1-м классе.
Задачи урока. Развитие умения точно и правильно называть предметы.
Развитие слуховых ощущений.
I. Вводная часть
Создаем хорошее настроение: « Улыбнись!», « Скажите добрые слова
друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие
слова на букву «А» (
аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский,
авторитетный, активный и др.)
Выполняем упражнение мозговой гимнастики « Перекрестные
движения» ( активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к
усвоению знаний).
Под музыку дети выполняют перекрестные координированные
движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться
можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами
во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть
активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться
к усвоению новых знаний.
II. Основная часть
Задание 1. «Назови предметы».
Ученики по очереди называют все предметы, которые их окружают в
классе. Затем по заданию учителя называют слова на темы : « Овощи»,
« Мебель», «Одежда», « Посуда», « Растения», «Магазин».
Задание 2. «послушай тишину».
Комната немного затемнена для обострения слуховых ощущений. В
тишине ученики слушают отдельный шум или звук, на который раньше не
обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя.
Задание 3. «Узнай по звуку».
Дети узнают различные предметы ( карандаш, линейка, книга, ложка,
монета) по звуку, которые те издают при постукивании или при падении.
Более сложный вариант: дети, закрыв глаза, должны узнать человека
по голосу, звуку шагов.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
IV. Заключение
Результатом психологической адаптации ребенка к школе является:
1.
Перемена социальной позиции ( из дошкольника он превращается в
ученика).
2.
Смена ведущей деятельности ( ребенок должен контролировать свое
поведение, стабильно держать активное внимание на уроке).
3.
Важным фактором выступает его социальное окружение: учитель, класс,
семья.
4.
Формирование произвольности в поведении ребенка.
Библиография
1.Бугрименко Е.А., Венгер А.Л « Готовность детей к школе» Томск. Пеленг,
1992
2.Выготский Л.С « Вопросы детской психологии» СПб: Союз, 1997
3.Игровые методы в обучении и воспитании. М., 1992
4.Истратова О.Н., Эксакусто Г.В « Справочник психолога начальной школы»
Ростов- на- Дону, «Феникс», 2004
5.Локалова Н., газета « Начальная школа», № 36, 1998
6.Мухина В.С. « Шестилетний ребенок в школе». Книга для учителя. М.,
1990
VI. Приложение.
Сценарий игры « Волшебная поляна»
Ведущий заходит в класс и предлагает детям немного поиграть.
Проводится тематическая игра- разминка: « Угадай животное».
Ведущий : Здравствуйте, ребята. Давайте поиграем в игру « Угадай
животное». Нам нужно выбрать водящего, которому предстоит угадывать,
каких животных вы изображаете. Все должны представлять разных
животных. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать?
Дети высказывают свои предложения. Ведущий должен подвести
детей к выводу, что надо договориться друг с другом о том, кто какое
животное будет изображать.
Ведущий. Водящий будет выходить из класса, а вы в это время
должны договориться, кто какое животное изображает.
Ведущий в начале игры помогает детям договориться, а затем
участники пытаются делать это самостоятельно. Хорошо, если все желающие
побывают в роли водящего.
Ведущий. Вы очень хорошо справились с заданием, сумели
изобразить разных животных. Как вы думаете, животным нравится жить в
лесу? Почему?
Дети по очереди высказывают свое мнение.
Ведущий. Давайте представим, что сегодня у нас появилась
возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем. Но, чтобы оказаться в
лесу, нам надо проделать путь, на котором будут встречаться различные
препятствия, и их нужно суметь преодолеть. Вы готовы ? Тогда в путь.
Встаньте все в колонну по одному за таким-то.
Называется имя ребенка. Желательно, чтобы он был бойким и
сообразительным.
Ведущий. Сейчас вы змейкой пойдете по воображаемой тропинке. По
дороге вам будут встречаться различные препятствия, которые я буду
называть. Задача водящего решить, как это препятствие можно преодолеть,
сказать нам об этом и показать его движения, преодолевая препятствие. По
моему хлопку все останавливаются, водящий становится в хвост змейки и
водящим становится тот, кто оказался первым в колонне.
В ходе этой игры дети передвигаются из класса во второе игровое
помещение - зал или тренинговый кабинет. Если класс небольшой и все дети
могут побывать в роли водящего, количество препятствий должно
соответствовать числу участников игры. Во время игры можно использовать
музыкальное сопровождение. Хорошо если музыка подобрана в соответствии
с преодолеваемым детьми препятствием. Этот игровой этап заканчивается,
когда дети входят в зал.
Ведущий. Наконец- то мы с вами попали в лес и оказались около
волшебной поляны. Давайте присядем и немного отдохнем. Устройтесь
поудобнее, закройте глаза и попытайтесь представить, как может выглядеть
волшебная поляна. Ее со всех сторон окружает лес или с одной стороны она
плавно переходит в поле... ( Пауза). Какой именно лес растет около полянки ?
( Пауза). Большая ли ваша поляна, что есть на ней ? {Пауза.) Посмотрите, что
за цветы там растут, есть ли холмики, отдельные кусты... Может быть, на ней
есть съедобные ягоды? {Пауза.)
Чтобы детям было легче представлять поляну, можно включить
спокойную музыку из серии « Звуки природы».
Ведущий. Я медленно считаю до пяти, на счет «пять» все открывают
глаза и рассказывают, какую вы сумели увидеть поляну.
Дети (по желанию) рассказывают о том, что им удалось представить.
Ведущий. Каждый из вас сумел увидеть свою волшебную поляну,
чем- то ваши поляны похожи, но чем-то и отличаются. А сейчас давайте
попробуем все вместе нарисовать на листах бумаги нашу поляну.
Постарайтесь, чтобы все могли принять участие в процессе. Попробуйте
договориться друг с другом, кто что будет рисовать и в каком кусочке листа.
Дайте возможность каждому нарисовать на поляне то, что он хочет.
Дети рисуют на одном большом листе. В это время звучит спокойная
музыка. Желательно, чтобы использовалось то музыкальное сопровождение,
которое помогало детям представлять поляну. Ведущий может помогать
некоторым детям договориться, если возникает такая необходимость. При
выполнении данного задания можно увидеть, каким образом
взаимодействуют дети, кто испытывает проблемы и выборе места для
рисунка, не знает, что рисовать, четко обозначает границы в рисунке и не
позволяет другим нарушать их.
Ведущий. Заканчиваем рисовать. Можно пройтись и посмотреть,
какая получилась поляна. Если кому-то что-то непонятно, можно задать
вопросы тому, кто это нарисовал.
Детям дается несколько минут для того, чтобы внимательно
рассмотреть рисунок и задать друг другу вопросы.
Ведущий. Посмотрите ещё раз, у нас получилась красивая и
необычная поляна. Вот на такой прекрасной поляне мы можем сегодня
пожить. Как вы думаете, что нам в первую очередь понадобиться для жизни
на поляне ?
Дети высказывают свои предложения. Задача ведущего, если дети не
догадаются, привести их к выводу, что нужны дома.
Ведущий. Правильно, для того чтобы жить на поляне, нам
понадобится дома. Сейчас вам предстоит их построить. Все вы, наверное,
знаете, что у каждого дома есть основа, или, как говорят строители,-
фундамент. Вам предстоит заложить фундамент своих домов. Для этого вы
получите простыню и выберете то место на поляне, где вам хочется строить
дом. На выбранном месте надо расстелить простыню.
Дети по очереди подходят к ведущим, получают простыни, свободно
передвигаются по залу, ищут себе место для строительства дома. Ведущему
важно пронаблюдать, как дети решают расположить свои дома на поляне, чьи
дома окажутся по соседству, а кто поселится один.
Ведущий. Вижу, что все нашли место для своего дома и успели
заложить фундамент. А теперь я прошу зайти в свои дома, устроиться в них
поудобнее, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в собственном
доме. ( Пауза). Постарайтесь прислушаться к себе и понять, хорошо ли вы
себя чувствуете ?
( Пауза). Теперь подумайте и представьте, как можно ваш дом украсить,
благоустроить ? Медленно откройте глаза, сейчас, когда зазвучит музыка, вы
подойдите к столу. На столе лежат разные предметы. Вам надо выбрать
только те, которые необходимы для благоустройства вашего дома. Времени
вам дается немного, как только прозвенит колокольчик, все прекращают
украшать дома и занимают место внутри.
Во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Ведущий
помогает детям распределить между собой предметы, и через 10-15 минут
звонит в колокольчик.
Ведущий. Прошу всех зайти в свои дома. Наступила ночь. Закрыли
глазки, устроились удобно в кроватках. А теперь пытаемся представить, как
изменилась наша полянка с наступлением ночи. ( Пауза). Вокруг тишина.
( Пауза.) Но вот вылетела сова на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал
ежик. {Пауза.) Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь. (
Пауза). Но вот появился первый лучик солнца, и поляна постепенно
наполняется светом. Все вокруг проснулось. (
Пауза.) Мы с вами тоже
проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись. ( Пауза.) Наступило утро.
Во время этого упражнения звучит спокойная, тихая музыка.
Ведущий произносит текст медленно, спокойно, чтобы дети могли
расслабиться и отдохнуть. После последнего предложения начинает звучать
веселая музыка.
Ведущий. Все проснулись и встали. А теперь вы можете пожить
один день на поляне так, как вам хочется. Помните лишь о том, что, когда
прозвенит колокольчик, вы должны будете вернуться в свои дома.
Этот текст ведущий может говорить на фоне веселой музыки. На
данном этапе игры дети самостоятельно выстраивают свою жизнь на поляне.
Ведущий и ассистент наблюдают за ребятами, отслеживая, как дети
проживают день на поляне:
•
каждый сам по себе;
•
общаются ( на поляне или в домах);
•
кто из детей с кем взаимодействует;
•
каков характер взаимодействия.
Продолжительность этого этапа может быть различной в
зависимости от особенностей детей- от 25 до 50 минут. Ведущий звонит в
колокольчик, веселая музыка прекращается. Начинает звучать спокойная
музыка.
Ведущий. Все зашли в свой дом. Наступила ночь. Все ложатся
спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились
удобно в кроватках. А теперь пытаемся вспомнить, как вам жилось на
полянке ?( Пауза.)
Что понравилось?
{Пауза.) Чего не хватало
1{Пауза.) Наступило утро. Все
проснулись.
Расскажите, как вам жилось на лесной поляне? Все ли было
хорошо ?
Последний этап игры можно проводить по - разному: обсуждение
может проходить, когда дети находятся каждый в своем доме или же
взрослые и дети садятся в круг. Ведущий должен сам выбрать наиболее
подходящий для данного класса вариант. В ходе обсуждения дети и взрослые
делятся своими впечатлениями об игре. Рассказывают о том, что им особенно
понравилось и чего, по их мнению, не хватало.
Работа во внеурочное время.
« Соль и перец».
Смешайте немного соли и перца вместе. А затем попросите ребенка
отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки не принесут никого
результата. Секрет в том, что надо потереть ложку о свитер, а затем
подержать её над смесью. Перец очень легкий. И за счет этого статическое
электричество на ложке поднимает его и отделяет ,таким образом от соли.
Это простая и эффективная демонстрация статического
электричества. Для детей это волшебство, связанное с наукой. Для ребят
очевидной разницей между солью и перцем является их цвет. Эта игра
показывает им, что может быть и много других таинственных различий.
« Невидимые чернила»
Один из самых простых невидимок чернил- картофельный сок.
Писать можно спичкой, макая её в сок. Письмо станет невидимым, как только
высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, необходимо подержать его у
огня.
«Волшебная поляна»
Игра разработана для учеников первых классов, проводится во
второй четверти с целью изучения особенностей процесса адаптации.
Основная задача игры: предоставление детям опыта межличностных
взаимодействий в ситуации, предлагающей обмен информацией,
налаживание отношений. Сценарий игры см. в Приложении.
Таким образом, коррекционная работа в начальной школе должна
вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления
и эмоционально- волевой сферы, с развитием мотивации обучения, с
развитием сферы межличностных отношений.