Тема: Музыка весны.
Цель: Познакомить произведениями Г.Свиридова и В. Моцарта.
Планируемые результаты:
Предметные – повторить ранее изученные на уроке произведения, различать их
по характеру, настроению; выражать свое отношение к музыкальным произведениям,
его героям; вслушиваться в звуки природы.
Личностные – самостоятельное определение и высказывание своего мнения;
эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в музыке; положительное
отношение к музыкальным занятиям; уважения к чувствам и настроениям другого
человека.
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке; знать
последовательность своих действий на уроке; планировать свою работу в соответствии
с поставленной задачей.
Коммуникативные – отвечать на вопросы учителя; работать в коллективе, уметь
оформлять свои мысли в устной форме; воспринимать музыкальное произведение и
мнение других людей о музыке; принимать участие в групповом музицировании;
контролировать свои действия в коллективной работе; исполнять со сверстниками
музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции.
Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать
новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы,
используя информация, ранее полученную на уроке.
Оборудование: презентация, аккордеон, мультимедийная система.
Музыкальный материал:
1. Бетховен «Веселая. Грустная».
2. Чайковский «Новая кукла».
3. Чайковский «Болезнь куклы».
4. Кабалевский. «Три подружки. Злюка».
5. Кабалевский. «Три подружки. Плакса».
6. Кабалевский. «Три подружки. Резвушка».
7. Книппер. «Полюшко-поле».
8. Галиев «Шайбу, шайбу».
9. Шаинский «Вместе весело шагать» - караоке.
10. Газизов «Осенний дождь».
11. Свиридов «Дождик».
12. Моцарт. «Времена года. Весна. Гроза».
13. Плотникова. «О той весне».
Ход урока.
Содержание урока
УУД
Вход детей в класс
Звучит «Веселая. Грустная» Л.Бетховена
1.Актуализация.
Музыкальное приветствие.
- Как называется произведение, прозвучавшее в начале урока?
(Веселая. Грустная.)
Слайд 1
- Назовите композитора? (Л. Бетховен)
- Какие чувства вызывает это произведение?
- На уроках мы слушали пьесы и пытались определить, что
выражает музыка.
Слайд 2
- Что может выражать музыка? (Чувства, мысли, настроение,
характер).
- Что выражает музыка в произведении «Веселая. Грустная.»?
- Сейчас мы поиграем в игру «Угадай мелодию». Вы должны
определить название и композитора произведения. И что выразила
музыка.
Слайд 3
Слушание: «Новая кукла».
- Как называется произведение? (Новая кукла)
- Кто написал музыку? (П.И. Чайковский)
- Что почувствовали, слушая произведение?
- Послушайте следующий музыкальный фрагмент.
Определите название.
Слушание: «Болезнь куклы».
- Какие чувства вызвала музыка?
- Почему композитор назвал пьесу «Болезнь куклы»?
- Следующее произведение. Как называется произведение.
Что выразила музыка?
Слайд 4
Слушание: «Три подружки». «Злюка».
Слушание: «Три подружки». «Плакса».
Слушание: «Три подружки». «Резвушка».
- Что же может выражать музыка? (настроение, мысли,
чувства, характер).
- Мы знаем, что музыка может не только выражать, но еще
она может изображать.
Личностные,
коммуникативные
Слайд 5
- Что может изображать музыка? (движение, звуки природы).
- Послушайте музыкальное произведение, определите
название и композитора.
Слайд 6
Слушание: «Полюшко-поле», Лев Константинови Книппер.
- Как называется произведение, назовите композитора.
- Что изобразила музыка?
- Какое средство музыкальной выразительности использовал
композитор, чтобы показать приближение и удаление конницы?
(динамику)
Слайд 7
- Следующее произведение.
Слушание: «Шайбу, шайбу».
- Что изобразила музыка в этом произведение. (игру в хоккей)
- Предлагаю немного отдохнуть и совершить небольшое
путешествие.
Речевая разминка:
Слайд 8
Распевание
Слайд 9
Исполнение песни «Вместе весело шагать».
- Какое настроение вызвала у вас эта песня?
- Что мы делали? (шагали).
- Что изображает музыка? (движение)
- Послушайте еще одно музыкальное произведение, что
изображает музыка? («Осенний дождь, Роберт Газизов)
Слайд 10
2.Постановка цели урока
- Музыку осени мы с вами послушали.
- А какое сейчас время года? (весна)
- Как вы думаете, с какой музыкой сегодня на уроке будем
знакомиться?
- Как назовем тему урока? (Музыка весны)
Слайд 11 (тема урока)
3. Знакомство с новым материалом.
Слайд 12
- Посмотрите на доску. Я хочу вас познакомить с
коммуникативные
Регулятивные
композитором Георгием Васильевичем Свиридовым.
- Повторим все вместе Георгий Васильевич Свиридов.
- Послушайте пьесу Свиридова, определите характер и, что
изображает музыка?
Слушание: «Дождик», Г. Свиридов.
- Определим характер пьесы.
Слайд 13
- Как прозвучала музыка? (Весело, легко, игриво, подвижно,
звонко).
- Что изобразила музыка?
- Музыка изобразила дождик.
- Мы слушали с вами осенний дождик, каким он был по
характеру? (спокойный, грустный).
- А весенний дождик какой по характеру? (веселый, резвый)
Слайд 14
- Композитор назвал эту пьесу «Дождик».
Слайд 15
- Следующее произведение, которое сейчас прозвучит,
сочинил известный австрийский композитор Вольфганг Амадей
Моцарт.
- Повторим все вместе: Вольфганг Амадей Моцарт.
- Послушайте произведение, определите, что изобразит
музыка, какое время года изобразит музыка, и обоснуйте, почему
вы так решили?
Слушание: «Времена года», «Весна. Гроза». В. Моцарт.
- Что изобразила музыка?
- Какое время года?
- Почему так решили? (пение птиц, гроза, журчание ручейков
и т.д.)
- А какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?
- Музыка всегда звучала одинаково? Что изменялось? (Она
становилась громче и быстрее).
- Правильно, становилась громче. Как называется понятие
громкости в музыке? (динамика).
- Становилась быстрее. Как мы называем скорость в музыке?
(темп).
- Изменялись темп и динамика. Как изменялось настроение
произведения? (оно становилось ярче, живее, веселее).
- Вот какую весну увидел и изобразил в музыке
замечательный австрийский композитор Вольфганг Амадей
Моцарт.
- Ребята, а кто знает, какое очень важное событие для нашей
страны произошло весной несколько десятков лет назад? (День
победы)
- К какой знаменательной дате готовится наша страна в этом
году? (Празднование 70-летие победы)
Слайд 16
- А когда началась война?
- В каком году закончилась?
Слайд 17
- Какого числа мы будем праздновать День победы?
Слайд 18
- Да, скоро 70 лет, как закончилась страшная война. 2 мая
1945 года
наши солдаты воздвигли флаг над Рейхстагом в
Берлине! А какое это было счастье, когда
9 мая 1945 года салют
возвестил об окончании проклятой войны.
- Мы храним память о тех, кто отдал свои жизни за мир на
нашей земле.
- О войне написано много песен.
- Сегодня я вас хочу познакомить с песней, которая
называется «О той весне».
- Послушайте сейчас эту песню и посмотрите фрагменты из
документальных хроник военных лет.
- О чем эта песня? Какие чувства вызывает у вас эта песня?
Слушание: «О той весне», Елена Плотникова.
- Сегодня мы с вами начнем разучивать эту песню.
Разучивание по фразам:
Кино идет –
Воюет взвод.
Далёкий год
На плёнке старой.
Нелёгкий путь –
Ещё чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Её согреем!
Исполнение первого куплета.
4. Итог урока.
- С какими музыкальными произведениями познакомились на
уроке?
- О чем рассказала музыка, что изобразила в пьесе «Дождик»?
- Что изобразила музыка в произведении Моцарта?
- Какие чувства вызвала песня «О той весне».
- О чем эта песня?
5. Домашнее задание.
- Побеседуйте с родителями, узнайте, есть ли в ваших семьях
герои Великой Отечественной войны. Узнайте об их подвигах.
6. Рефлексия.
- Сегодня мы интересного и нового узнали на уроке.
- Посмотрите, на доске изображен нотный стан – домик для
нот. Сколько линеек имеет нотный стан? (5)
- Внизу приклеены разные нотки.
- Кто сегодня все понял на уроке и кому было легко, сейчас
подойдите к доске, возьмите красную нотку и приклейте ее на
пятую линеечку.
- Кому было трудно, кто не все понял, возьмите синюю нотку
и приклейте на четвертую линейку.
- А кому было очень трудно на уроке, приклейте зеленую
нотку на третью линейку.