Напоминание

"Крылатые выражения"

Автор: Конкина Галина Геннадьевна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ СОШ №4

Населённый пункт: Пензенская область город Никольск

Наименование материала: внеклассное занятие по русскому языку 4 класс

Тема: "Крылатые выражения"

Описание:

Дети знакомятся с понятием"крылатые выражения", учатся употреблять в речи слова из разных языковых стилей

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4531

Опубликовано 22.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


"Крылатые выражения"

Цели:
 познакомить детей с крылатыми выражениями;  научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;  указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;  развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи;  воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность. . ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент:
Мимическая гимнастика: Прозвенел звонок Начинается урок! Встаньте прямо. Распрямитесь. Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. Тихо за парты садитесь.
2. Синтез слов. Повторение.
- Соберите из отдельных букв слова-понятия Экран - Как данные понятия связаны м/у собой? (Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.) - Верно! Ориентируясь на схему, расскажите, какие “правила предложения” вы знаете.
3. Введение в тему занятия:
- Молодцы! Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от сочетания слов. Как называются такие предложения мы сегодня узнаем.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

Задание 1.
Прочитайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить? Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку. – Что означает это выражение? Выражение употреблено в прямом или переносном значении? – Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте? – Как вы понимаете? Ребята, выражения, употребленные в переносном значении это особые выражения называются крылатые выражения. Почему так называются? Куда летят крылатые выражения? Как думаете?
Задание 2.
А теперь задание Я читаю стихотворение. Найдите крылатые выражения. Запишите в тетрадь. Что они обозначают? За окном едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава. Другой, засучив рукава. – Какое здесь крылатое выражение? – Когда его употребляют? Оказался молодцом, Смог, осилить ношу Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу. – Какое здесь выражение? – Когда употребляют?
Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость. Лампу, плащ или шляпу, И веревку, и тряпку. Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде. – Какое здесь выражение? – Когда употребляется? В русском языке немало крылатых выражений, которые нельзя разрывать, вместе они имеют одно целостное значение, а друг без друга они это значение утрачивают. Например, надо сказать, что мы встали очень рано. Для этого используется выражение (может быть, вы знаете какое?) чуть свет. Если скажем только одно из этих слов, выражения со значением очень рано не получится. Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос. Попробуйте объяснить происхождение этого слова. Иначе фразеологизмы называют фразеологическими оборотами в научной литературе можно встретить другое название этих словосочетаний: идиомы.
Экран
Дошли фразеологизмы до нас благодаря трудам великого человека В.И. Даля в истории науки о русском языке прославился, как собиратель слов, устойчивых сочетаний слов. Создал « Толковый словарь живого великорусского языка» Но существуют словари крылатых выражений или фразеологизмов, под редакцией разных авторов Показываю словари 5) Из истории оборотов (доклады). Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Послушаем сообщения ребят на тему «Фразеологизмы» Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие. Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение. Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде. Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это
выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”. 6) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы. Из каких сказок появились такие выражения?  Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка)  Кому корешки, а кому вершки. ( Мужик и медведь)  Битый небитого везет. ( Лиса и волк )  По щучьему велению. ( По щучьему веленью ) – Как вы понимаете эти обороты? Ребята, а как вы думаете, можно ли во фразеологизме поменять местами слова? Почему нельзя? ( Значение фразы становится непонятным) А для чего в речи употребляем фразеологизмы? ( Делают нашу речь яркой, выразительной, эмоциональной.) В нашем классе проведено анкетирование на тему « Фразеологизмы моей семьи и нашего класса» Я проанализировала результаты. Внимание, на экран! 7) Игра “Пантомима”. Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем.  Реветь в три ручья.  Уши развесить.  Пальчики оближешь.  Спать с открытыми глазами. 8) Игра « Отгадай фразеологизм»
Экран

9. Объясни фразеологизм
Экран
10. Сочинение рассказов. – Сочините небольшой рассказ, используя крылатые выражения. - Сердце ушло в пятки - Быть на седьмом небе - Ломать голову - Номер не пройдет 11) Кроссворд.
По горизонтали:
Назови, одним словом: 1. Морочить голову... (обманывать) 3. В час по чайной ложке... (медленно) Закончи фразу: 2. Нем как ...(рыба) 3. Голоден как... (волк)
По вертикали:
Назови одним словом: 1. Рукой подать ... (близко) 2. Во весь дух ... (быстро) Закончи фразу: 3. Хитер как ... (лиса) 4. Труслив как ... (заяц)
IV. Итог.
– С какими выражениями мы познакомились? – Можно ли их понимать в прямом смысле?

V. Оценки.
– Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Я решила наградить всех участников очень дорогими ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокамеры, автомобиль BMW и другие, любезно представлены фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет. – Попались на удочку? – Что, уши развесили? А если серьёзно, то………….


Яндекс.Метрика