Напоминание

"Толерантность, игра "Терпи-Мы!""

Автор: Межова Татьяна Геннадьевна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МОБУ "СОШ №16"

Населённый пункт: Красноярский край, г.Минусинск

Наименование материала: Конспект занятия

Тема: "Толерантность, игра "Терпи-Мы!""

Описание:

Игра "Терпи-Мы!" - для работы с детьми младшего школьного возраста и учащихся с ЗПР. Цель: проявить творческую активность в разрешении жизненных ситуаций, "отыгрываемых" или моделируемых в игровом процессе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4544

Опубликовано 23.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Межова Татьяна Геннадьевна, педагог-психолог МОБУ «СОШ №16» мастер-класс по теме: Выступление Неблагоприятное положение детей с задержкой психического развития в среде сверстников рождает у них ряд гиперкомпенсаторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем возрастном интеллектуальном уровне, в частности на игре, дающей больше шансов на успех. Таким образом, игровые интересы этих детей определяются не только незрелостью эмоциональной сферы, но и вторично закрепляются неуспехом в школьной деятельности. Все это усугубляет нарушения адаптации этих детей к школьным условиям, способствует их невротизации, в более старшем возрасте – и нарушению поведения. Мы считаем, что игровая терапия – большое по силе психологического воздействия средство работы с детьми, имеющими ЗПР, мощный инструмент развития. Игра окружает детей повсюду. Игра может дать ключ для того чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку с ЗПР узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. Игра является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств для детей с ЗПР, так как игра для них является ведущим видом деятельности. Представленные подходы игровой терапии рассматривают игру главным образом в ее терапевтической (целительной) функции, в "прикладном" аспекте, не делая попыток вскрыть природу игры. Несомненно, самый значительный вклад в понимание
сущности игры, ее роли в психическом развитии ребенка был сделан выдающимися отечественными психологами Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтьевым. Именно их работы показали социальный характер игры, закономерности ее развития и структур, обнаружили "пограничный", переходный характер игры, основные противоречия игровой деятельности, открыли особое содержание детской игры. Работы этих ученых показали, что игра уникальна и никакие другие виды деятельности не могут выполнить ее роль в психическом развитии ребенка, поскольку игра является социокультурной формой жизни детей на определенном этапе развития. Чрезвычайно важно, что работы Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина позволяют вскрыть внутренние противоречия игры, которые заключены в ней как в особом виде деятельности. Эти противоречия связаны с пограничным характером игры. Игра возникает па границе двух миров — мира детей и мира взрослых — и является пространством, где пересекаются эти два мира, т.е. соединяет их. С этим связано
первое противоречие
игры, которое заключается в том, что ребенок в игре занимает двойную позицию — он становится "взрослым", но при этом остается ребенком. Кроме того, игра находится на границе мира воображаемого (в игре всегда присутствует воображаемая ситуация) и мира реального (игровые действия реальны, так же как реальны и партнеры по игре). При этом ребенок находится одновременно в двух мирах. Очень выразительно описывал эту особенность игры Л. С. Выготский: "Ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий" . Из этого вытекает
второе

противоречие
игры, которое состоит в том, что игровые действия реальны, но осуществляются в воображаемой ситуации.
Третье противоречие
обусловлено структурой игры: игра — это свободная спонтанная деятельность, по осуществляемая по правилам. С нашей точки зрения, внутренние противоречия, которые заключены в игре, соотносимы с противоречиями и конфликтами внутреннего мира ребенка. Это позволяет в игре выносить их вовне, что и создаст терапевтический потенциал игры.
Основная цель применения игровой терапии -
помочь детям с задержкой психического развития выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачи игровой терапии в работе с детьми с задержкой

психического развития младшего школьного возраста
 облегчение психологического страдания ребенка;  укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;  развитие способности эмоциональной саморегуляции;  восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»;  коррекция и предупреждение деформации в формировании Я – концепция;  коррекция и профилактика поведенческих отклонений. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современном мире. В настоящее время здоровье детского населения в Российской
Федерации ухудшается, обнаруживается большое количество детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 6% от всего количества детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% - от наследственности, на 20% - от внешней среды и на 50% - от образа жизни человека. Наша задача эти 70% по возможности сохранить и укрепить. Именно из понимания важности включения ребенка в нормальную социальную среду развилась система инклюзивного образования, получившая широкую поддержку общества. Права детей с ОВЗ закреплены в целом ряде международных правовых актов. В связи со сложившейся обстановкой на государственном уровне принят закон о обеспечении реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в адаптированных общеобразовательных программах с учетом их особых образовательных потребностей. Материальное обеспечение школ, неукомплектованность штата школы узкими специалистами, создание безбарьерной среды – главные проблемы российской школы в развитии инклюзии. Основное условие обучения и социализации школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования – это составление АООП (адаптированных основных образовательных программ) и их реализация. Важным условием перехода к инклюзивной форме образования и его успешности является система тьютерского сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Наша школа не исключение и мы тоже имеем детей с особенностями развития.
В категорию детей с Ограниченными Возможностями Здоровья входят:
В последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось понятие здоровьесберегающие технологии, которое предполагает объединение всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.
В своей работе использую программы авторов, умело включивших здоровьесберегающие технологии в пункты реализации ФГОС. Данные программы представлены для групповых занятий при включении учащихся с ОВЗ в группу здоровых сверстников.
1 КНИГА
Для работы с детьми младшего школьного возраста проводятся коррекционно–развивающие занятия по программе Н.П.Слободяник “Я учусь владеть собой”, направленные на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.
2 КНИГА
За основу программы занятий с детьми 5-6 классов взята программа О.В.Хухлаевой “Тропинка к своему Я». Мы подводим детей к тому, что они могут научиться принимать ответственность за свое поведение и осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.
3 КНИГА
Для работы со старшеклассниками используется комплексная коррекционно–развивающая программа для подростков “Фарватер” под редакцией Е.В.Емельяновой. Эти занятия со школьниками направлены на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, профориентации, мотивации к здоровому образу жизни, к отказу от употребления ПАВ. Данные программы рассчитаны на работу с учащимися массовых общеобразовательных школ. Принимая во внимание, что
учащимся с ОВЗ
свойственно снижение познавательных процессов всех уровней мы используем их адаптированные варианты. Материал, предложенный авторами программ, подается в несколько упрощённом виде. Все представленные программы направлены на достижение результатов, заложенных в ФГОС.
Более подробно ознакомиться с требованиями можно в материалах,

предоставленных Ириной Степановной Харченовой, на электронную почту

каждой из школ в папке семинаров по ИНКЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.

В достижении хороших результатов меня выручает принцип:
«Расскажи – и я

забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребенок усваивает

лучше когда делает все сам.

Так
все здоровьесберегающие технологии нацелены на: В своей работе я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий.
Наиболее успешно проводимой и результативной я считаю игротерапию,

т.к. ее возможно использовать для всех категорий детей с ОВЗ.
Каждый вид игры выполняет специфические функции. Выбор игры зависисит от темы занятия, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Какие игры? Это – дидактические игры, развивающие, сюжетно –ролевые, театрализованные, игры – драматизации, ролевые, психогимнастические, конструкторные, подвижные и др. Цель игры – помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Ситуация успеха – это когда результаты оправдывают ожидания. Иными словами ученик должен испытать радость от того, что у его все получилось. Так лучшая помощь будет оказана в опоре на сильные стороны ребенка. Нужно использовать его способности, а не исправлять его слабости. Игра позволяет ближе подобраться к внутренним ресурсам. Для детей важен процесс игры, а не ее результат. В своей работе я применяю игровые оболочки – самый простой, привычный вид психологической игры. Такие игры допускают остановку по ходу, анализ и разбор возникшей ситуации “вне игры”. Причем “игровая оболочка” балансирует на грани игры и тренинга.
Итак, для вас предлагаю часть игры, проводимой с подростками, в рамках знакомства с темой - толерантность.
Сценарий игры – Терпи-Мы! (тема записана на доске)

Обратите внимание друг на друга
. Ваши бейджики неспроста разноцветные. Предлагаю объединиться в группы по цветовому признаку. Сейчас вы перемешались и сидите с малознакомыми или совсем незнакомыми людьми. Так давайте знакомиться!
1.

Энергизатор -3 мин.

У кого не карие глаза, пусть моргнет 1 раз,

А у кого карие, тот 2 раза.

Кто родился не летом, возьмите соседа справа за руку.

Кто любит мороженое, пусть погладит себя по животу и скажет: «Ребята,

давайте жить дружно!»

Кто пьет кофе с молоком и сахаром повернитесь вокруг своей оси.

Кто любит кошек – пусть хлопнет в ладоши, а кто собак – топнет ногой.

У кого хорошее настроение, пусть сядет и скажет: «Красота!», а у кого еще

нет, можем продолжать…

Ведущий.
Посмотрите какие мы все разные! сколько сходства и различий! Каждый из нас неповторим и интересен! И все же у нас очень много общего. Сегодня мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не всегда понимаем. В общем, есть люди свои (кого мы понимаем и принимаем безусловно) и есть как бы чужие. “Могут ли все люди вокруг быть своими?”
Ведущий.
Нет и это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. И поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной. Где-то в теплом океане лежит чудесный остров. И там живет три племени. Островитяне ловят рыбу, собирают вкусные тропические плоды, охотятся. И мы на время превратимся в жителей этого острова в теплом океане.
Ведущий.
Итак, начинается наша история... Она касается всех жителей ваших племен, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Рыбак с большой буквы.

Выбираем Рыбака
Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Рыбаком и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашего племени. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе быть не может, у вас же разные племена, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.
Варианты историй : 2 минуты

Начало первой истории.
Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану, не всегда понимал шутки своих соплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...
Начало второй истории.
Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники...
Начало третьей истории.
Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак очень хотел дружить с другими членами племени, быть равным им во всем. Но его сторонились, старались с ним не общаться. Рыбак казался соплеменникам каким-то не таким... Жители племени покажите без слов, только взглядом, мимикой, жестами свое отношение к Рыбаку.
3. Происшествие на острове.
Что же случилось дальше? На самой высокой горе острова всегда горел костер. Давным-давно вожди всех четырех племен зажгли его от огня своих племенных костров. Островитяне очень берегли его. Они верили, что пока горит огонь Большого костра, между племенами не будет войн, в океане не переведется рыба, все будут здоровы и счастливы. Пламя Большого костра островитяне берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель острова обязан был раз в несколько месяцев дежурить у Большого костра, поддерживая огонь. И вот наступило дежурство нашего Рыбака. Он шел на него спокойно: не в первый раз. “И не в последний”,- думал он про себя. Увы... Во время своего дежурства Рыбак любил лежать у Большого костра и смотреть в ночное звездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми... Так было и в этот раз. Вдруг он увидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в океане. За ней другая, третья...
Начался настоящий звездный дождь. Рыбак вскочил на ноги и стал завороженно смотреть на падающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвести взгляд. Рыбак забыл обо всем...А когда спохватился, было уже поздно. Большой костер погас. Очень быстро весть разнеслась по всему острову. Прибежали к Большому костру жители каждого племени. Смотрят на Рыбака. Да и не только смотрят.
(ПАУЗА).
А что они ему говорят? Как реагируют на происшедшее? Как с Рыбаком обращаются жители своего племени? Постройте свое общение, учитывая характер их отношений. Озвучьте свою позицию по поводу случившегося.
4.Обсуждение в группах
– 2 мин. -Давайте выйдем из роли жителей племени и постараемся описать свои ощущения. Предлагаю ответить на 3 важных вопроса:
Первый вопрос: “Как относятся к тому, кого считают чужим?”
Важно, чтобы участники игры сообща описали агрессивное, неуважительное, недоброжелательное поведение, которое часто встречается по отношению к “чужим”. При этом можно опираться как на конкретный игровой материал, так и на свой жизненный опыт и запас знаний.
Второй вопрос: (К РЫБАКАМ) “Что может чувствовать человек, которого

считают чужим?”
Прежде всего этот вопрос стоит задать тем, кто волею случая играл роль Рыбака. Но очень важно, чтобы на него ответили и другие участники игры.
Третий вопрос: “Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое

отношение к себе?”

НЕТ!!!!

Какие качества личности помогут стать толерантным человеком?
Давайте соберем Рыбаку утешительную корзинку с экзотическими фруктами. Напишите, пожалуйста, на фрукте 1 черту толерантности.
10.упражнение «Лукошко»

Все предложения записываются, выбираются самые лучшие вывешиваются на доске в лукошке и
зачитываются
(последнее крепится слово – единство).
КРАСИВО?!
Люди как фрукты: непохожи внешне и каждый со своим вкусом, но вместе мы очень неплохо смотримся!
15 СЛАЙД Мультфильм «Сила единства»

КОРЗИНКА - ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ИСКУССТВВО ЖИТЬ С

НЕПОХОЖИМИ ЛЮДЬМИ
Как показала практика, представленная система работы с использованием игротерапии эффективна и результативна. Детям легче раскрыться и принять ситуацию в игре и перенести в реальную жизнь, что естественно способствует сохранению и укреплению психологического здоровья улучшению взаимодействия с окружением.
Литература
1. Овчарова Р.В. Игровая коррекция поведения. Игротерапия. Арттерапия // Технологии практического психолога образования. М. ТЦ “Сфера”. 2001. 2. Романов А.А. Игровые задачи как средства коррекции расстройств поведения и эмоций у детей. Дошкольная педагогика. №1. 2003. 3. Коррекционно-развивающая программа для подростков “Фарватер” / Под ред. Е.В.Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с. 4. Махони Т. НЛП. Больше чем гипноз. Настольная книга коммуникатора. Настольная книга любого преподавателя. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 256 с. 5. Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160. 6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010. – 474 с. 7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с. 8. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 400 с. 9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 208 с.


Яндекс.Метрика