"Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся начальных классов на уроках"
Автор: Самарина Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №26"
Населённый пункт: городской округ Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся начальных классов на уроках"
Описание:
"Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога". (Профессиональный стандарт педагога)
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения.
Инновационные формы и методы организации деятельности
обучающихся начальных классов на уроках
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает
новые требования к квалификации педагога».
(Профессиональный стандарт
педагога)
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как
в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями
обучения.
В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической
деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от
педагогов умения учить детей способам добывания знаний.
Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием,
и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим
изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе
профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому,
передовому.
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть
эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать
детей, открытым в общении.
Под
инновациями в образовании мы понимаем процесс
совершенствования педагогических технологий, совокупности методов,
приемов и средств обучения.
В педагогической литературе дано большое множество классификаций и
групп инноваций. Мне ближе инновации, направленные на разработку новых
форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации,
направленные на отработку нового содержания образования и новых
способов его структурирования. Моей инновационной деятельностью стали:
технология проблемного урока;
технология работы с портфолио;
интерактивные технологии;
информационные технологии в образовательном процессе
(компьютерные технологии);
технология исследовательско-проектной деятельности учащихся.
Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к
учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что
становится возможным при разрешении возникающих противоречий,
создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности
учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми
знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения
любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и
исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных
проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше
усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли
сами и выразили по-своему. Я не принудительно привлекаю к деятельности,
дети высказывают свои варианты, не боясь ошибки, за которую будут ругать.
Ребёнок получает не готовое знание или понятие, а сам «открывает» его в
процессе решения проблемы. Здесь возникают партнёрские отношения. Я
убедилась, что в этом диалоге знания усваиваются прочнее, я вижу, как они
для многих становятся инструментом саморазвития.
Технология работы с портфолио – это способ фиксирования, накопления
и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает
решать такие педагогические задачи, как формирование учебной мотивации
школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков
рефлексивной и оценочной деятельности. Разделы портфолио для учащихся 1
класса: «Что я хорошо умел делать до поступления в школу»,
«Наблюдения в 1
классе», «Мои первые учебные успехи»,
« Пьедестал успехов», «Лист моих
взаимодействий в 1 классе», «Нарисуй свою семью», «Скажи мне, кто твой
друг?», «Мои друзья»,
учащийся собирает
материал, интересный для него; содержит информацию из любых
источников, рабочие материалы (сообщения по предметам, проекты и т.д.),
достижения (это то, чем учащийся может гордиться).
Учителя начальной школы много работают с портфолио. Однако,
хотелось бы продолжение в 5 классе, чтобы оно не лежало «мертвым»
грузом. Тем более, что в этом году у нас первый выпуск по ФГОС. А ведение
портфолио требование ФГОС.
Интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и
группах.
В своей работе использую групповую работу и
работу в паре.
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах
обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику
групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в
школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых
этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого
материала.
Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма
организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило
меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения:
самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности,
следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная
активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и
самих себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя
контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других
людей.
Информационные технологии в образовательном процессе
(компьютерные технологии).
Очень активной формой работы, используемой в
своей работе, считаю наличие мультимедиа в классе, которое мы охотно
пользуемся на всех уроках, классных часах и внеклассных занятиях. Данный
вид работы очень активизирует работу учащихся, развивает воображение,
нагляден для учащихся со слабо развитым воображением.
В профессиональном стандарте педагога сказано: «Педагог должен
:
Владеть ИКТ-компетенциями». Если раньше было по желанию, то сейчас
каждый педагог должен овладеть данной компетенцией.
Технология исследовательско-проектной деятельности учащихся.
Проектный метод – один из способов реализации детских знаний
наглядным способом. Сегодня работа над проектами входит в содержание
различных учебных дисциплин в программе «Школа России». Темы
проектов и предписания к их выполнению включены непосредственно в
учебники, между тем работа над проектом осуществляется в основном во
внеурочное время. На мой взгляд, удачными проектами в 1 классе стали
проекты: «Моя малая родина», «Моя семья», «Числа в загадках, пословицах,
поговорках, стихах, сказках», «Мой класс и моя школа».
«Моя малая родина» - учащиеся представили фоторассказ о своей
малой родине. В фотографиях и подписях постарались выразить своё
отношение к ней.
«Моя семья» - фоторассказ, презентация о жизни своей семьи.
Учащиеся выразили своё отношение к близким людям, к событиям в жизни
своей семьи.
Проект по математике «Числа в загадках, пословицах, поговорках,
стихах, сказках» выполнили после изучения темы «Числа от 1 до 10».
Ученики вместе с учителем распределили работу над книгой, каждый отвечал
за свою страничку. Книга была представлена классу, родителям.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на
уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески,
способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят
радость, формируют у ребёнка желание учиться
.