ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных школ.
Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно
стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность,
быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы,
технологии должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования
– обеспечения максимально благоприятных условий для самореализации любого
учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, в том числе и учащегося с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях,
они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе.
Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить
толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.
Соответствовать этому требованию позволяет инклюзивное образование, которое
стало законодательно закреплённым институтом, имеющим все необходимые
компоненты.
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед
коллективом ОО возникают следующие задачи:
• создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех
учащихся;
• помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации;
• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры
педагогов, учащихся, родителей.
Организация совместного обучения очень разных детей требует от учителя перестройки
методов и тактики. Это и есть основа инклюзивного образования.
Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, – создать
оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в
инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной
деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи:
1. Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать
специальные образовательные условия.
2. Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей
конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха,
зрения, опорно-двигательной системы, когнитивной сферы.
3. Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта,
формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей
каждого из детей.
4. Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной
работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям
обучающихся.
5. Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и
дидактических материалов
6. Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки
учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
7. Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения
ответственности.
Представленные задачи показывают, что работа учителя в инклюзивном классе
специфична и требует освоения новых профессиональных умений.
На помощь педагогу, осваивающему азы инклюзии, приходят специальные
технологии.
1.
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса.
2.
Технология, направленная на развитие социальной компетенции детей.
3.
Технология оценки результатов учебной деятельности.
4.
Технология взаимодействия учителя и специалистов психолого-
педагогического сопровождения.
5.
Технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных
детей (Н.Н. Зубарева, И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина)
Технологии инклюзивного образования
1. Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает
разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим
возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы. Учет
индивидуальных особенностей можно осуществить, если объединить детей в группы по
схожим признакам.
Основные формы занятий , зависят от количества участников процесса:
1. Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом.
2. Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют
друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы
товарища.
3. Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение,
оценка работы, выступление.
4.Фронтальное обучение всего класса.
Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке,
учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в
работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности,
поведения, коммуникации.
Учитель должен понимать следующее:
1. При организации индивидуальной работы на уроке – выполнения задания на карточке,
индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ
«быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками.
2. Взаимное (парное) обучение считается одним из ведущих технологий
инклюзивного образования в школе. Это ситуация, когда один ученик учит другого под
наблюдением учителя.
Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно
происходить постепенно.
Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу также носит постепенный и
последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы
на уроке будет ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное
принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д.
Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных,
общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном
коллективе.
2. Технология, направленная на развитие социальной компетенции детей.
Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование
жизненных навыков или социальных компетенций (навыков взаимодействия,
взаимопомощи, продуктивной деятельности и т. д).
Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно
выделить три типа:
1. Прямое обучение социальным навыкам;
2. Организация групповых видов активности;
3. Формирование социальных навыков через подражание.
При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей правильному
поведению через правила и примеры. Перед тем как дети приступают к работе, учитель
может обсудить в классе правила взаимодействия детей друг с другом. Очень важно
научить детей договариваться о правилах, если возникает конфликтная ситуация.
Учителям и специалистам, работающим в инклюзивном классе необходимо знать:
следующее:
1. Правила должны быть просты и понятны ребенку и не противоречить друг другу.
2. Правила нельзя вводить длинным списком.
3. Одновременно можно принять в классе одно–два правила. Следующие можно
вводить только после того, как усвоены уже принятые правила.
4. Ребенок лучше усваивает правило, когда контролирует другого человека, будь то
взрослый или ребенок.
5. Если правило нарушил взрослый человек, это следует отмечать так же, как если его
нарушил ребенок.
6. Надо хвалить учащихся за выполнение правил. Ребенок обязательно должен
получать положительные подкрепления своей деятельности.
При организации групповых видов активности учитель:
1. планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному
социальному взаимодействию;
2. выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных
сверстников);
3. контролирует и корректирует групповую активность.
Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение
детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для
подражания другим детям.
Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно.
3. Технология оценки результатов учебной деятельности
Одним из ключевых вопросов при разработке и реализации адаптированной
образовательной программы является проектирование методов и форм оценки
результатов учебной деятельности особого ребенка в инклюзивном классе.
Важнейшими показателями эффективной работы учителя и специалистов психолого-
педагогического сопровождения будет положительная динамика развития ребенка,
прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной
компетентности.
При этом содержание оценки «движения» ребенка в определенный период времени
напрямую связано с теми задачами, которые поставили учитель, родители и
специалисты сопровождения при разработке индивидуальной образовательной
программы.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом
интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения
используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое,
промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может
быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями
оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и
критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и
учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
В каждом конкретном случае учитель сообщает ребенку, по какому критерию будет
оцениваться работа, а также сообщает эти критерии тьютору и родителям.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и
процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в
контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и
процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся
особенностей его собственного процесса обучения.
Наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом) используется также
самооценка и самоанализ обучающихся.
4. Технология взаимодействия учителя и специалистов психолого-
педагогического сопровождения.
Учитель является полноправным участником междисциплинарной команды специалистов,
осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи,
других участников образовательного процесса.
Основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психолого-
педагогический консилиум (ППк).
Учитель обращается с запросом к специалистам ППк, которые проводят углубленное
обследование ребенка и составляют предварительные рекомендации для его
эффективного обучения. После чего специалисты рекомендуют родителям обследовать
ученика в рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и получить
рекомендации по организации для него специальных образовательных условий. Эти
рекомендации – официальный документ для родителей и школы, на основе которого ППк
более детально будет планировать образовательный процесс.
Далее специалисты разрабатывают индивидуальную образовательную программу
(ИОП), в основу которой может быть положена адаптированная образовательная
программа, разработанная для обучения определенных категорий детей.
Исходя из личного опыта работы, хочу подробнее остановиться на следующей
технологии, которую считаю необходимо вводить при работе в инклюзивном классе.
5. Технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей
(Н.Н. Зубарева, И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина)
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования,
его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ . Профессия
тьютора приобретает здесь особое значение. Далеко не каждый педагог может выполнять
функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность
предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка),
достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии,
хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д»
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики
заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного
процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации
школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию
у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.
В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также
называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный
воспитатель, поддерживатель. На практике тьюторами работают специальные педагоги
(логопеды, дефектологи и т.д), педагоги без специального образования, психологи,
студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с
особенностями развития.
Цели и задачи в работе тьютора.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в
среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение
множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и
организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других
мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной
среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания
единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы,
формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление
затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала,
с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные
физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами.
Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с
ребенком.
В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов,
работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний
о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную
подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях
инклюзивного образования.
Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов,
специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на
каждом этапе образовательного процесса.
Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных
специалистов. Именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком,
отслеживает динамику.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс
обучения.
Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный
процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является
необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса
социализации.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в
деятельности ребенка с ОВЗ.
«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна
нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в
которой находится ребенок с особенностями развития»
. (Карпенкова И.В. Тьютор в
инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод.
пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с
развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению
со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
В школах, где инклюзия уже прижилась и дает положительные результаты,
действуют различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними
тьютор может выполнять три совершенно разные организационные задачи
(Карпенкова
И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития:
Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010):
1) Тьютор –
персональный сопровождающий ученика с особенностями
развития .
По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в российские школы, на
сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного
класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот,
имеет соответствующее специальное образование.
Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее
уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по
очереди выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот
момент, когда подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более
легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом.
От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к
возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что
излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен
подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников,
но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика
находится под контролем тьютора.
Например, тьютор может говорить ученику, сколько слов записать с доски,
направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент
лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Таким образом, тьютор как бы
берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и
адаптируя ребенка к обучению в классе.
2) Тьютор –
помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется
учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах,
собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину класса во время выполнения
задания учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора.
3) Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских
школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно
считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями
развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но
ребенку с особенностями развития – в большей степени.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников
образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при
необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает
сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ,
посещающего ОУ.
Тьюторство в начальной школе . С.В.Дудчик полагает, что тьюторское сопровождение
есть эффективное средство развития и стимулирования интереса младшего школьника,
считывающее этапы развития и компонентный состав познавательного интереса.
Особенностью младшего школьного возраста является наличие большого числа
стихийных познавательных интересов, из которых младший
школьник делает выбор. Эти стихийные интересы не отличаются глубиной и
устойчивостью. Сопровождение младшего школьника подразумевает такое
взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого последний, реализуя свой
познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает
компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.
На этапе начальной школы главным является поддержать интерес ребенка к
образованию. Задачи тьютора – выявление и фиксация познавательного интереса
младшего школьника; выявление связанных с ним индивидуальных проблем; обучение
младших школьников способам работы с познавательным интересом; предоставление
рекомендаций о способах получения необходимой информации; организация учениками
презентации полученных результатов; совместный анализ способов и ресурсов,
использованных во время работы; обучение учащихся навыкам рефлексии своей
деятельности.
Тьютор работает с детскими вопросами и поиском ответов на них, считая их очень
важными для ребенка не только сегодня, но и в дальнейшем.
Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей
документации:
Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
Дневник наблюдений за ребенком.
Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения,
отслеживать динамику развития ребенка.
Таким образом, инклюзивное образование сегодня с полным правом может
считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. В связи с
тем, что инклюзивное образование гарантирует создание необходимых условий для
получения качественного обучения и воспитания любого ребенка с учетом его
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, оно становится
все более привлекательным для родителей детей с особыми возможностями здоровья.
Поэтому они все чаще приводят детей в общеобразовательные школы.
Создание безбарьерной школьной среды, адекватной особым образовательным
потребностям наших учеников с ОВЗ, позволяет сохранить и укрепить их физическое и
психологическое здоровье, способствовать формированию у них универсальных
учебных действий: личностных, метапредметных, регулятивных и коммуникативных,
что соответствует требованиям новых Федеральных государственных стандартов.