Оглавление :
1.Введение
2.Классификация основных групп РДА
3.Клиническая картина
4.Где же учиться ребенку с аутизмом?
5.Зарубежный опыт работы с детьми страдающими аутизмом
6.Обучение по программе ТЕАССН
7.Литература
Введение
Слово аутизм происходит от латинского autos – сам и означает отрыв от
реальности отгороженность от мира.
Аутизм - тяжелая аномалия
психического развития ребенка, характеризующаяся главным образом
нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью,
перверсией интересов, стереотипностью деятельности.
Один из
определяющих и диагностически важный признак заболевания - появление
симптомов в возрасте до 2,5-3 лет. Аутизм встречается редко, у 2-4 детей из
10 .000; у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. По данным
психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55-60 % случаев
встречается УО, у 15-20 % наблюдается легкая интеллектуальная
недостаточность и только 15 % имеют нормальный интеллект. Под аутизмом
в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление
уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако,
может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она
оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана
и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным
недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами
или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения,
порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте).
Историческая справка
Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским
психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением
напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни.
Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их
неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать
эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом -
улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные
предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало.
Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не
соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не
служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись
малейшим изменениям окружающей обстановки.
Полагают, что дети с
аутизмом рождались и в древние времена. Подтверждение тому - легенды и
сказания о заколдованных, «подмененных» детях. Если говорить о научных
изысканиях, то следует отметить, что уже в конце 19 века появились
отдельные упоминания о детях со стремлением к уходу и одиночеству.
Настоящий всплеск изучения проблемы аутизма относится к 40-70 гг 20 века,
когда вышло огромное количество научных работ, описывающих природу
аутизма, характерную симптоматику, способы лечения, были даны первые
определения этого понятия. Основополагающими работами стали труды
Каннера, именно поэтому в психоневрологии период максимального интереса
к этой необычной патологии назван каннеровским. Широкой общественности
аутизм стал известен и интересен после выхода в свет фильма «Человек
дождя», с точки зрения медицины, точно сыграл больного аутизмом.
Причины развития детского аутизма
В настоящее время точные причины аутизма не установлены. Однако
очевидно, что такие нарушения могут быть вызваны целым рядом
вредоносных факторов, влияющих на развитие ребенка до, во время и после
рождения. Существуют разные взгляды на происхождение и причины
развития раннего детского аутизма. До сих пор существует теория об
эмоциональной холодности материи в раннем детстве, или наоборот слишком
большой эмоциональности. Более того, современные методы исследования
выявили множественные признаки недостаточности центральной нервной
системы у аутичных детей. Поэтому в настоящее врёмя большинство авторов
полагают, что ранний аутизм является следствием особой патологии, в основе
которой лежит именно недостаточность центральной нервной системы. Был
выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной
локализации. В наши дни идут интенсивные исследования по их проверке, но
однозначных выводов пока нет. Известно только, что у аутичных
детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них
нередко проявляются и нарушения биохимического обмена. Эта
недостаточность может быть вызвана широким кругом причин , генетической
обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными
нарушениями. Она может также оказаться результатом органического
поражения центральной нервной системы в результате патологии
беременности и родов, последствие нейроинфекции, рано начавшегося
шизофренического процесса. Американский исследователь Э. Орниц выявил
более 30 различных патогенных факторов, которые способны привести к
формированию синдрома Каннера. Аутизм может проявиться вследствие
самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного
склероза.
Классификация основных групп РДА.
О.С. Никольской выделены
четыре основные группы РДА.
Основными
критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия
с внешней средой и тип самого аутизма.
У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II - ее
отвержения, III - ее замещения и IV сверхтормозимости ребенка окружающей
его средой.
Клиническая картина
В целом, можно выделить
основные черты, присущие детям всех групп в
той или иной степени: аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное»
одиночество ребенка, снижение способности к установлению
эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.
Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия
взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении
ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других
людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей
проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм
нарушает развитие отношений со сверстниками; стереотипность в
поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные,
привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в
обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность
однообразными действиями — моторными и речевыми: раскачивание,
потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же
звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же
манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению,
одной темой в рисовании, разговоре;
1.
психическое развитие асинхроннично
, разные стороны психики
развиваются не синхронно (например: высокий уровень интеллекта и
отсутствие навыков самообслуживания);
2.
особая характерная задержка и нарушение развития речи
, прежде
всего — ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым
данным даже в половине случаев это может проявляться как аутизм.
Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они тоже не
используются для коммуникации: так, ребенок может увлеченно
декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за
помощью к родителям даже в самых необходимых случаях.
Характерны эхолалии (немедленные или повторения услышанных слов
или фраз) отставание в способности правильно использовать личные
местоимения: ребенок может называть «ты», «он», по имени,
обозначать свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать
пить» и т. д.). Даже если такой ребенок формально имеет хорошо
развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой»
фразой, то она тоже носит характер штампованности «попугайности»,
«фонографичности». Он не задает вопросов сам и может не отвечать на
обращения к нему, т. е. избегает речевого взаимодействия как такового.
Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более
общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует
также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание
необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи;
5. раннее проявление указанных расстройств (у с-ма Канара - до 1 года, у
с-ма Аспергера до 2-3 лет), что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, по
мнению специалистов, речь идет не прогрессе, а скорее об особом раннем
нарушении психического развития ребенка.
Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется
проявлениями отрешенности, с неспособностью к формированию общения,
неспособностью к осознаванию посторонних персон и неодушевленных
предметов (явлениями протодиакризиса), отсутствием подражания, реакций
на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с
"симптомами тождества". Для них характерно господство влечений,
противоположные желания, аффекты, представления, в поведении
отсутствует единство и внутренняя логика.
Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание
взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, взгляд мимо, взгляд, с
преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика
угловатая, движения неритмичные, "закостенелые", или неточные с
тенденциями моторных стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на
цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню. Речь,
обычно, не направлена к собеседнику, в периоде речи отсутствует экспрессия,
жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий.
Произношение звуков самое разное — от правильного до неправильного.
Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного
переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу.
Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству.
Экспрессивная речь разлипается с отставанием. В речи часты фразы-штампы,
мутизм. Фраза обычно краткая: ассоциации разрыхлены, имеет место
смещение мыслей, исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных
форм, фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и
синтаксического строя речи. Речь может быть правильной и косноязычной,
лепетной.
Где же учиться ребенку с аутизмом?
Обучение в существующих видах специальных образовательных
учреждений и в массовых школах встречается в нескольких вариантах.
«Вынужденная интеграция»: неподготовленный к обучению в коллективе
аутичный ребенок помещается в среду, не готовую его понять и принять.
Результат почти всегда оказывается неудачным: даже если ребенка не
отторгают сразу, пребывание в классе становится очень трудным, а чаще
всего невыносимым. Негативный опыт общения вызывает тяжелые
невротические реакции, которые наслаиваются на базальные
коммуникативные проблемы, и в конечном итоге трудности коррекционной
работы возрастают.
В некоторых случаях этот путь возможен, но при определенных условиях:
1.Предварительная специальная подготовка к обучению ребенка в условиях
класса;
2.Достаточный уровень осведомленности педагогов об аутизме, их
способности адаптировать детский коллектив к совместному обучению с
аутичным ребенком.
3.Относительно негрубые аутистические расстройства.
4.Активная позиция семьи.
На основе индивидуального сопровождения.
Сопровождение осуществляет специально подготовленный педагог –
дефектолог, то есть в классе работают два учителя. Принципиально хороший
вариант, но у него нет кадрового,
нормативно – правового и методического
обеспечения. Этот вариант, к сожалению, является очень дорогостоящим, и
даже экономически развитые страны не могут себе позволить содержать
второго учителя за государственный счет.
Индивидуальное обучение в массовой школе или в том или ином виде
специальных (коррекционных) образовательных учреждений встречается
довольно часто, но отличается крайне низкой эффективностью из-за
отсутствия адекватных индивидуальных коррекционных программ,
недостаточного количества часов и неподготовленности преподавателей к
работе с таким контингентом. «Школы-близнецы», специальные отделения
или классы при школах других видов. В этом
случае интеграционный
процесс осуществляется наиболее мягко, гибко и регулируемо.Такой вариант
широко распространен за рубежом. Введение его в России наталкивается на
те же – нормативно-правовые, организационные, финансовые и кадровые
проблемы.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с
аутизмом необходимы для подготовки детей к обучению в массовых школах и
других видах специальных школ, а также для обучения. Воспитания и социо-
культурной интеграции тех детей с аутизмом, для которых интегративное
обучение по тем или иным причинам оказалось невозможным.
Предпринимаемые нередко попытки адаптировать существующие
программы, учебные планы и условия обучения на начальных этапах
коррекции и особенно в случае тяжелых и осложненных форм в принципе
ошибочны, так как при аутизме (даже при высоком интеллекте ребенка) на
первом плане должны быть не так называемые академические
знания, а
коммуникативные навыки, «обучение жизни», развитие «жизненной
компетенции».
Особенности аутизма таковы. Что аутичного ребенка нужно учить всему: от
самообслуживания и навыков опрятности до профессионального поведения и
умения провести досуг. Спонтанно овладение этими навыками если и
произходит, то искаженно и с большим опозданием. Что усугубляет
асинхронию развития, часто вызывает невротические расстройства. Таким
образом, развитие воспитания и обучения детей с аутистическим спектром
расстройств сдерживается многими факторами, но прежде всего отсутствием
нормативно-правовой базы. Закон о специальном образовании нужен как
можно быстрее, но при этом он не должен быть непрофессиональным,
исходно неудовлетворительным. В отсутствие каких-либо установленных
нормативов, в условиях, когда спрос на коррекцию аутизма многократно
превышает предложение, неизбежно появление неквалифицированной
помощи, которая может нанести вред ребенку.
За последние 5 -10 лет появились положительные сдвиги, проблема аутизма
стала известной среди специалистов и в обществе в целом. Появилась
специальная литература, посвященная этой проблеме, предлагаются
различные подходы медикаментозной и психолого-педагогической помощи.
Решающую роль в создании и развитии системы обучения, воспитания,
лечения, социальной защиты лиц с аутизмом должно сыграть государство,
другой реальной силы, способной это сделать сейчас, в России нет. Одной из
попыток решения задачи помощи людям страдающим аутизмом, в
негосударственном секторе, стала работа Общественного фонда помощи
детям с особенностями развития «Отцы и дети», осуществляющего свою
деятельность в Санкт – Петербурге с 1991 года. Именно в эти годы искренняя
заинтересованность группы психологов в применении своих знаний дала
толчок для поиска тогда еще новых, неизведанных форм психологической
помощи аутичным людям. Практическая помощь в этом фонде
осуществляется круглогодично. За годы работы, сотрудниками накоплен
огромный опыт работы с детьми страдающими аутизмом. В течении учебного
года работает центр психологической помощи детям – аутистам и членам их
семей. В летний период действует специальный туристический лагерь
«Онега», в котором проводится очень важная интегративная работа с детьми
– аутистами и их здоровыми сверстниками.
Хочется надеяться, что положительный опыт работы с детьми страдающими
аутизмом будет востребован государством и что на эту проблему обратят
внимание в обществе.
Зарубежный опыт работы с детьми страдающими аутизмом
За рубежом набольших успехов в области социально – бытовой
реабилитации детей с аутизмом достигли сторонники поведенческой терапии,
усилия которых направлены на формирование независимости и
самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить
два крупных направления в рамках поведенческой терапии: оперантное
обучение и обучение по программе ТЕАССН. В основе Оперантного
обучения лежат исследования бихевиористов, оно направлено на тренинг
социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их
последующим объединением(I.Lovaas).Бихевиористский подход заключается
в составлении индивидуальной программы для каждого ребенка. В ходе
обучения, обязательна регулярная диагностика динамики выполнения
ребенком программы, с целью возможной коррекции в той части, в которой
наблюдаются положительные сдвиги в поведении ребенка. Основной задачей
программы является необходимость максимального приближения аутичного
ребенка к возможностям обучения обычных детей. Ребенок без отклонений в
развитии учится всегда и везде: утром, днем, вечером, в выходные и на
каникулах. Он наблюдает и учится подражать большому количеству людей, в
том числе и сверстникам. Аутичные дети, в силу имеющихся особенностей
развития, не способны обучаться таким же образом. Для достижения
оптимальных результатов в их обучении и коррекции, важно, чтобы
взрослые, занимающиеся с аутичным ребенком, были обучены заполнять все
жизненное пространство ребенка в школе, дома и в свободное время.
Основная нагрузка по внедрению программы обучения ложится на тщательно
подготовленных специалистов, а также родителей, членов семьи. На
начальном этапе внедрения программы, основная часть времени тратится на
обучение ребенка подражанию. На способности к подражанию и
основывается бихевиористский подход. Навыки имитации и наблюдения
открывают возможность обучаться, наблюдая за тем, как учатся другие детив
дошкольном учреждении и школе. Занятия по программе проводятся в
течении 40 часов в неделю, включая посещение школы в течении 6 – 12
месяцев. Снижение интенсивностиповеденческой терапии значительно
снижает достигнутый уровень.
Обучение по программеТЕАССН
(TreatmentandEducationofAutisticandrelatedCommunicationhandicappedChildren
– Лечение и обучение детей. Страдающих аутизмом и нарушениями
общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного
человека с помощью зрительной организации внешней среды. Первичный
акцент также делается на формирование способности ребенка оставаться на
своем месте и сосредоточиться на задании. Подобное поведение называется
рабочим, т.к. является необходимой предпосылкой для самостоятельной,
независимой от взрослого деятельностью аутичного ребенка. Следует,
однако, отметить, что хотя специалисты, работающие по программе
ТЕАССН, считают, что зрительная организация среды уменьшает
зависимость ребенка от взрослого, существует опасность зависимости от
организованной ситуации. Попадая в неорганизованную среду, ребенок
может оказаться беспомощным. Но не смотря на это, полезный опыт
разработчиков программы ТЕАССН мог бы помочь в решении проблемы
социальной адаптации людей с РДА у нас в стране. Наиболее эффективной
для работы с аутичными детьми в настоящее время является метод холдинг
терапии. Основной функцией холдинг терапии, обуславливающей ее
эффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом,
является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая
обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется в
достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью. Данный
вывод сделан на основании данных этологического направления в
психологии и коррекционной практики, ориентированной на формирование
аффективной сферы аутичного ребенка. Действенность холдинг терапии
обусловлена тем, что она активизирует 3 уровня аффективного развития:
актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатывает
психологический механизм экспансии (качели), связанный с переживанием
опасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с
матерью. Конечно, невозможно слепое заимствование американских методик
обучения в силу культурных различий. Необходима адаптация методик, в
рамках традиционного российского подхода эмоциональной коррекции
раннего детского аутизма.
Литература:
1.
Гришина А.К. « Аутичный ребенок. Знакомство и установление
Контакта».
2.
Никольская О.С. « Особенности обучения Аутичный детей».
3.
Пыринец Л.В. « Обучение детей страдающих аутизмом».