Напоминание

"Деление с остатком"

Автор: Артюхова Светлана Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа села Ома"

Населённый пункт: село Ома, Ненецкий автономный округ

Наименование материала: Технологическая карта урока математики

Тема: "Деление с остатком"

Описание:

Урок позволяет познакомить учащихся с приемом деления числа с остатком, формировать практические навыки деления числа с остатком, продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта, закреплять умение внетабличных случаев деления и умножения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=4793

Опубликовано 14.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока

Предмет
Математика
Класс
3
Тема
Деление с остатком
Место и роль урока

в изучаемой теме
Первый урок по теме
Цель
Познакомить с приемом деления с остатком и научить применять полученные знания на практике
Задачи
1
.Образовательные:
• Познакомить учащихся с приемом деления числа с остатком; • Формировать практические навыки деления числа с остатком; • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта; Закреплять умение внетабличных случаев деления и умножения. 2
.Развивающие:
• Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий; • Развитие культуры речи и эмоций учащихся. 3.
Воспитательные:
• В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, • наблюдательности и любознательности, • развитию познавательной активности, формированию навыков работы в парах;
Планируемые

результаты

Предметные:
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач; - умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств сё осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями сё реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формируемые УУД

Личностные:
формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
Регулятивные:
формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
Познавательные:
развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать, решать задачи, соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - принимать точку зрения другого ; - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Приёмы,

используемые на

уроке
Создание проблемной ситуации, сравнение, поиск информации, комментирование, чтение, анализ, беседа, рассказ, поиск ответов на поставленные вопросы, работа в тетради
Формы обучения
Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах
Тип урока
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Основные понятия
Остаток, деление с остатком
Межпредметные

связи
Литературное чтение, музыка, окружающий мир.
Ресурсы
учебник «Математика» 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др. презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка электронное приложение к учебнику карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы демонстрационный наглядный материал
Технологии
Системно-деятельностный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии
Технология урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

момент

Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». • 1-2 минуты; • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение детей в деятельность; • выделение содержательной области. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? - Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям. - Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Выбирают смайлик, соответствующий своему настроению.
детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу. Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.) - Познавательным, увлекательным, интересным.
II. Актуализация

знаний.

Цель:
повторение изученного
Устный счет
Работа с интерактивной доской: 1. Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) 2. Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет
материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1. 4-5 минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт внуку? (54 : 9 = 6) 3. Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46) - Как считали? 4. Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) 5. Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36) -Выполняя это задание, какими знаниями пользовались? - Раскладывали первый множитель на разрядные слагаемые и умножали сумму на число. - Таблицей умножения, увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз Учащиеся выделяют указанные числа.
работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка

учебной задачи.

Цель:
обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. - Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся? - Расскажите, что вы знаете о делении? - Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных: 10:5 9:3 48:4 50:2 15:2 - Какие знания пригодились для выполнения задания? Какие два способа использовали для деления двузначного числа на однозначное? - Вы смогли полностью выполнить задание? - Почему? В чём было затруднение? - Каким способом воспользуемся для деления? Попробуйте разложить делимое на разрядные слагаемые. -Деление - При делении числа называются: делимое, делитель, частное. -Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. - Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное. - Разложение делимого на сумму разрядных слагаемых, и на сумму удобных слагаемых. - Нет - 15:2 ( в примере 15:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) (10+5):2-не делятся
- Попробуйте разложить делимое на удобные слагаемые - Какая проблема возникла? - Как выйти из этой ситуации? (7+8):2-тоже невозможно выполнить деление - Не можем разделить 15на2 - Найти другой способ деления.
IV. «Открытие

нового знания»

(построение

проекта выхода из

затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель:
решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин; • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной --А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.
Эксперимент 1:
-
Предлагаю такую ситуацию - у меня

лежит стопка из 15 тетрадей, я её отдаю Насте и

предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

- Попробуем.

- Разделили?

- Делаем вывод.

Сколько получит каждый?(по 7)
-
Все ли тетради разделили? (нет)
-
Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась?

(потому что делили поровну)
-
Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток)

Давайте запишем это выражение.

-Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов

записывать так: 15 : 2 = 7 (ост. 1)

(учитель проговаривает)

-Сколько разделили без остатка?(14) Почему? Что важно

знать при делении? (таблицу умножения)

-Так сколько раз по 2 содержится в 15? (7 ост. 1)
-
Попробуйте прочитать это выражение, используя

названия компонентов.
-
Так какая тема урока? (Деление с остатком)
-
На доске высвечивается тема урока:

исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов. -
Деление с остатком
-
Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с

остатком? (нет)
-
ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:
-
Научиться выполнять действие деление с

…………..

Физминутка
Определяют цель: научиться выполнять деление с остатком. -Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов. - Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. -Ромбики считаем-дружно приседаем. -Сколько точек до черты, столько раз подпрыгни ты.



V. Первичное

закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель:
проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми Работа с электронным приложением учебника - Где можно найти информацию по теме урока? 1. Работа с учебником на стр.26 №1-2
Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось,

почему получился такой остаток,
А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) (карточки с алгоритмом розданы детям)
Памятка

Как разделить число с остатком.
1. Находим наибольшее число, которое можно разделить - В учебнике (Страница учебника высвечивается на экране) Дети читают новый материал и выполняют задания.
символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. на делитель без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.
VI.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.
Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий
Цель:
каждый для себя должен сделать вывод о том, что он Работа с электронным приложением к учебнику Выполняются задания 1-2
уже умеет. • 4-5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII.Рефлексия

деятельности (итог

урока).
– Какую цель ставили в начале урока? - Как думаете, достигли ли цели? - Необходимо ли вам это новое открытие? - Найти другой способ деления

Цель:
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты; • Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в - Для чего? - Достигли мы поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке (На доске плакат со словами, дети подходят и ставят свою фотографию у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока). 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! - Для того, чтобы уметь делить с остатком
громкой речи .


Яндекс.Метрика