Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Путешествие в космос»
Учитель: Ларионова Людмила Владимировна.
Цель:
ознакомить учащихся с исследованиями человечества в области космоса.
Задачи:
1.Сформировать научное представление о Солнце как типичной звезде, показать значимость солнечно-земных связей;
2.Учить понимать основные законы природы, воспринимать пространственные отношения, ориентироваться в элементарных сведениях по
астрономии (космос, небесные тела: звёзды, планеты Солнечной системы);
3.Формировать образное мышление, творческое воображение, расширяя их кругозор за счёт введения более широкого природоведческого
материала, научных гипотез, любопытных фактов.
Оборудование:
1)
презентация;
2)
проектор, интерактивная доска;
3)
папки-портфолио у каждой группы с материалами по теме исследования;
4)
карточки с вопросом по теме исследования;
5)
звёзды для награждения по номинациям;
6)
звёздочки жёлтого и зелёного цвета у каждого ученика.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Организационный момент (приветствие гостей)
Эмоциональный настрой.
Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
Видеоклип, тихая музыка
Слайд №1.
II. Самоопределение к деятельности. (Учитель формулирует цель урока и
устанавливает тематические рамки).
(на фоне музыки)
- Наш мир чрезвычайно разнообразен. Сегодня мы с вами подведем итоги работы над
проектом «Путешествие в космос?»
Вселенная вызывает у человека тревогу и восхищение, для ученого — она тайна,
а для поэта — вдохновение. Слово «космос» по-гречески означает «все на свете».
Сегодня мы окунемся в удивительный мир космоса, в его удивительные загадки и
парадоксы. Человека всегда поражал и изумлял беспредельный мир небесных светил,
рассеянных повсюду вокруг нас. Он всегда стремился представить в своем сознании
грандиозность Вселенной, почувствовать биение ее пульса.
2.
Постановка учебной задачи
- Несколько уроков мы с вами посвятили изучению наверное самого неизвестного,
необыкновенного и уникального предмета окружающего нас мира. Еще в древности
мудрецы умели предсказывать по звездам, наблюдать за небесными светилами.
Современная наука далеко впереди и многие сведения о нашей вселенной мы получили
благодаря полетам в космос.
-Сегодня на уроке мы проверим ваши знания по данной проблеме, а для начала
повторим все то, что нами было изучено.
Деление класса на группы.
Коммуникативные –
планирование
сотрудничества с
одноклассниками
Регулятивные –
волевая
саморегуляция
3.
Актуализация знаний
А) Задание: Соедините понятие с его определением.
Астрономия
Вселенная
Телескоп
Земля
Орбита
Луна
Ю.Гагарин
Н. Армстронг
Солнце
Ближайшая к нам звезда
Совершил первый полет в космос
Астронавт, высадившийся на Луну
Путь движения планет
3-я планета в Солнечной системе
Естественный спутник Земли
Прибор для наблюдения звездного неба
Наука, изучающая Вселенную
Бесконечное пространство
Работа в группах,
обсуждение , выбор варианта
ответа
Коммуникативные –
определение функций
участников
Общеучебные – поиск
и выделение
необходимой
информации,
Логические –
построение
логической цепи
рассуждения
Б)
-
Зачем люди летают в космос?
- Для того, чтобы более полно ответить на этот главный вопрос, мы разбились на
группы, и каждая группа получила задание собрать как можно больше информации по
своему вопросу.
(Учитель прикрепляет на доску вопросы, над которыми работали группы.)
-«Галактика» 1 «творческая мастерская» – «Исследователи» (выступление ребят)
Презентация индивидуальных
учебных проектов
Учащиеся могут задать
вопросы , высказать мнение о
предложенном материале
Самооценка и оценка
одноклассниками
представленных работ
Регулятивные –
оценка своей
деятельности
Познавательные –
поиск, представление
необходимой
информации ,
представление ее с
помощью ИКТ
средств
Выступление учащихся с индивидуальным домашним заданием
.
Тема: Галактики
1.
В какую Галактику входит наша Солнечная система?
(Млечный путь).
2.
Что расположено в центре нашей Галактики?
(Черная дыра)
3.
Какими бывают Галактики?
(Эллиптическими, спиральными и неправильными)
4.
Кто открыл Закон «разбегания Галактик»?
(Эдвин Хаббл)
5.
Есть ли разумная жизнь в других галактиках?
(На этот вопрос пока нет ответа).
-«Животные в космосе » - 2 «творческая мастерская» – «Аналитики»
-«Кто они – первооткрыватели космоса?»- 3 «творческая мастерская» - «Историки»
-«Зачем человек поднимается в космос?» - астрономы
- « Вопросы по проверке знаний ». –«творческая мастерская» - «Эксперты»
Так что же такое космос? Как связан человек с космосом? На эти и другие вопросы
вы сможете найти ответы, работая в центрах активности.
Повторим правила работы в центрах:
Желаю вам работать активно, сосредоточено, чтобы уложиться во времени. После
каждой выполненной работы вы должны каждый оценить свою деятельность:
интересно
полезно
Повторим правила работы в группах.
— Не перебивать друг друга
— Помогать друг другу
— Правила «трех», если что-то не понятно, спроси у трех товарищей, а только потом
у учителя
.
4.
Открытие детьми нового знания
Работа по карточке. Анализ представленного материала.
Рассмотрите схему.( Солнечная система по Птолемею)
- Что вы можете сказать о представлениях Птолемея о Солнечной системе?
-От чего зависели данные выводы.
- Совпадает ли эта схема с современной схемой Солнечной системы?
Работа в группах (обсуждение
и защита своих суждений)
Высказывания учащихся
Коммуникативные –
планирование
сотрудничества с
одноклассниками
Регулятивные –
волевая
саморегуляция
Познавательные –
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого характера
Логические – анализ
объектов, синтез,
построение
логической цепочки
рассуждений
Физминутка.
5.
Практическая работа
Проверка знаний. Экзамен. Принимают экзамен приглашенные на урок учителя.
Вопросы:
1.
Что такое Солнечная система? Сколько планет в Солнечной системе? . Назови их
по порядку от Солнца. Расскажи о понравившейся тебе планете.
2.
Что такое космос? Как образовалась Вселенная? Расскажи об изучениях космоса
в древности.
3.
Что такое космос? Расскажи как изучают космос в современном мире.
4.
Расскажи о первых полетах в космос. Почему первой в космос отправили
собаку?
5.
Расскажи все, что ты знаешь о Солнце.
6.
Какие небесные тела ты знаешь? Расскажи о них.
7.
Возможна ли жизнь на Марсе? Расскажи все , что ты знаешь об этой планете.
8.
Что такое Солнце? Можно ли жить на Солнце? Как люди используют энергию
Солнца?
9.
Что такое Луна? Опиши лунное затмение.
Дети в паре выбирают билет с
заданием и после небольшой
подготовки дают ответ любому
педагогу, присутствующему на
уроке
Коммуникативные –
планирование
сотрудничества с
одноклассниками
Регулятивные –
волевая
саморегуляция
Познавательные –
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого характера
6.
Рефлексия деятельности
-Заполните звездный паспорт. Напишите на обратной стороне звезды , что вам
понравилось больше всего в данной теме.
Регулятивные –
оценка своей
деятельности
Моя оценка по теме «Космос»
Учитель:
Познавательные –
рефлексия действий ,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности