Напоминание

"Право читателя на интерпретацию текста. Мифы и легенды Древней Греции"

Автор: Аленевская Светлана Валерьевна

Должность: заместитель директора по УВР, учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ СОШ № 122 с УИИЯ

Населённый пункт: г.Пермь

Наименование материала: методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе (программа Л.В.Занкова)

Тема: "Право читателя на интерпретацию текста. Мифы и легенды Древней Греции"

Описание:

Представленный материал является разработкой урока литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления для учащихся 4 класса.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=481

Опубликовано 13.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Урок литературного чтения 4 класс (программа Л.В.Занкова) Право читателя на интерпретацию. Мифы и легенды Древней Греции. «Яблоки Геспирид». Цели урока:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной культуры; содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифов с помощью выразительных средств и приёмов; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
Развивающие:
способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей.
Оборудование:
 учебник литературного чтения Н.А.Чураковой, 4 класс;  раздаточный материал (рабочие листы);  проектор, ноутбук;  муляжи яблок (возможно использование натурального продукта)


Применяемые технологии
- ТРКМ, развивающего обучения, информационно-коммуникативная, игровая. Ход урока:
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников
Организационный момент Стадия вызова Актуализация и обобщение знаний Верите ли вы, что знаете то, что ничего не знаете? Верите ли вы, что будете после сегодняшнего урока знать больше, чем знаете? Верите ли вы, что наш труд сегодня будет не напрасен? Я предлагаю вам закрыть глаза и попробовать определить, что за предмет у вас появится в руках. Предмет можно понюхать, потрогать, даже попробовать. Какие ваши предположения? Какие ассоциации вызвал у вас этот предмет? Довольно – таки обычный предмет – яблоко. Расскажите, что вы знаете о яблоках, яблонях. Дети с закрытыми глазами передают друг другу яблоко, пытаясь определить предмет на вкус, запах, ощупь Фрукт, разные сорта, полезный, связан с
учащихся Прием «Ассоциация» Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством вызова устойчивого интереса к рассматриваемой теме. Прием «Мозговая атака» Формулировка вопросов, на которые учащимся хотелось бы получить ответы
Яблочный спас- 19 августа
. С этого дня разрешалось есть яблоки. Существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблочко в раю. В этот день вокруг церквей ставили столы с плодами, которые после благословения священником, жертвовались в пользу нищих. Отсюда появилась поговорка «На второй Спас и нищий яблочко съест». Давайте мы попробуем поиграть в игру «Верите - не верите»: 1. Яблоко – всем фруктам фрукт. Верите ли вы, что яблоко является калорийным продуктом? (В среднем яблоке примерно 80 калорий). 2. Верите ли вы, что самая длинная полоска кожуры составляла 52 метра? (факт: Кати Мадисон 16 октября 1976 г. В Рочестере, Нью-Йорк срезала полоску кожуры с яблока длиной 52 метра). 3. Верите ли вы, что цветы яблони могут менять свой цвет? (Большинство цветов яблок сначала розовые, а потом, когда открываются, они постепенно становятся белыми). 4. Верите ли вы, что яблоки нужно употреблять в пищу ежедневно? (Специалисты рекомендуют ежедневно употреблять 2-3 чашки яблочного сока или съедать 2-4 яблока) 5. Верите ли вы, что количество семечек в яблоке зависит от здоровья дерева? (Здоровье дерева и сорт яблок влияют на различное количество семечек в яблоке) 6. Верите ли вы, что яблоко может весить больше килограмма? (Самое тяжелое яблоко в мире весило 1,3 кг) 7. Верите ли вы, что яблоко могло помочь ученому сделать открытие? (По легенде, на голову ученого Ньютона упало яблоко, после чего он открыл закон всемирного тяготения) Чтобы бы вы еще хотели узнать о яблоках, яблоне? народными праздниками (Яблочный спас), встречается в сказках Где произрастает, как используется
Побуждение учащихся к активной работе на уроке Прием «Инсерт» Перед вами текст. Я предлагаю вам прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести на полях разметку текста. V – это я знал + - это новое для меня ! – этим я удивлен * - это было интересно ? – не понял, есть вопрос (см. Приложение 1) Что для вас оказалось новым, еще неизвестным о яблоне, яблоках? Что нового узнали?  Скромная и тихая скандинавская богиня Идунн – владелица волшебной корзины, наполненной яблоками юности. Ими она потчует богов и те полны сил и цветущей красоты. Никогда не пустеет ее корзина. Яблоки молодости – предмет зависти великанов, и однажды они похитили корзину. Но яблоки пришлось вернуть (скандинавские мифы).  Яблоня, яблоко во многих мифах связаны с раем или райским садом. Старое название яблони «серебряный сук» происходит от поверья, что яблоки растут на серебристых ветвях и обладают свойствами бессмертия. Считают, что яблоками могут питаться души умерших.  Только души праведников и героев попадали в необыкновенные яблоневые сады древнегреческого рая. Где, применительно к литературе, мы можем встретить информацию о яблоне и яблоках? Докажите текстом. Дети делятся впечатлением по прочитанному тексту …Много легенд и мифов создано у разных народов о яблоне и ее плодах… О золотых «молодильных» яблоках рассказывают и русские народные сказки, так же как и сказки других славянских народов. В скандинавской мифологии хранительницей золотых «молодильных» яблок выступает вечно юная богиня Идунн («Обновляющая»)…
Что же это за сорт яблок – «молодильные»? Вспомните, где лично вы в литературе встречали упоминание о яблоках, яблонях? Приведите примеры. Символом чего во всех перечисленных вами произведениях выступает яблоко? Предположения детей Сказки  «Иван-царевич и серый волк» («молодильные» яблоки клюет Жар-птица, перо которой открывает мир приключений, в котором можно добыть все блага жизни: коня, богатства, красавицу-жену)  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» («… увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек»)  «Гуси-лебеди»  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина («И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблочко летит…Соку спелого полно, так свежо и так душисто, будто медом налилось! Видно семечки насквозь…»)  «Крошечка Хаврошечка» - символ вечной молодости, бессмертия («молодильные» свойства) - плод дерева жизни, достатка
Сказки бывают разных типов. Вспомните, на какие типы можно распределить все сказки? Мы обозначили, что яблоко встречается как в сказках, так и в мифах. Сказки какого типа близки к мифу? В чем разница между сказками и мифами? Кто был создателем мифов, сказок? Что же появилось раньше – миф или сказка? Докажите. Человек создавал мифы потому, что жил в постоянном общении с природой, пытался приручить стихию, опираясь на жизненный опыт. Ему нужны были объяснения. Человек считал, что природа – живое существо. Человек через мифы пытался осознать свое место среди земных и божественных сил. Многие выражения, пришедшие к нам из мифов, стали носить устойчивый характер - т.е. фразеологизмы. Перед вами задача: определить значение фразеологических оборотов (см. Приложение 2) Как вы думаете, какие из фразеологизмов тесно связаны друг с другом? - символ соблазна Сказки о животных, бытовые, волшебные Волшебные Миф рассказывает о происхождении мира, о деяниях богов и героев, объясняет явления природы, происхождение мира. Сказка – вымысел, это история, волшебная или бытовая. Сказки близки людям. В мифы люди верили. И то, и другое – произведения устного народного творчества, созданные при помощи фантазии народа. Предположения детей. Работа в паре. Дети соотносят фразеологические обороты с их значениями.
Почему? Кто такой Геракл? Какого его происхождение? Ревнивая Гера перехитрила Зевса, который ожидал от Алкмены сына – будущего великого героя, которому суждено было повелевать над всеми родственниками, ведущими свой род от Персея, сына Зевса. Гера взяла с Зевса клятву, что повелевать будет тот, кто родится в роду Персеидов первым, ускорила роды у одной из женщин, и родился слабый, больной Эврисфей. Геракл родился позже, Гера преследовала его с рождения. Какое отношение имеют яблоки Гесперид к Гераклу? Почему Геракл вынужден был совершать подвиги? Гера преследовала Геракла, наслала на него безумие. Геракл в бешенстве убил своих детей. В ужасе и раскаянии удалился он в изгнание и спросил оракула из Дельф, что ему делать. Оракул велел служить Эврисфею 12 лет, после чего Геракл смог бы обрести бессмертие. Тогда же Геракла назвали Гераклом, что обозначало «благодаря Гере» (до этих событий Геракла звали Алкидом). Мы говорим, что Геракл – это герой мифов. А кто такой герой? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова и найдем статью, раскрывающую значение слова «герой» (с толковым словарем работает кто-либо из пожелавших учащихся). Яблоки Гесперид, Геркулесов подвиг, Геркулесовы столпы, Авгиевы конюшни. Все относятся к одному герою мифов – Гераклу. Геракл – греческий герой мифов, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Это один из подвигов, который Геракл вынужден был совершить. Он был наказан за убийство своих детей. Ответы детей понятие герой как: 1. Человек, совершающий подвиги, не обычный по своей храбрости, доблести,
Прием Логическая цепочка» Еще одно определение понятия «герой» дает нам Гаспаров в книге «Занимательная Греция»: Герой – сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделен сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия. Можно ли назвать Геракла героем? Докажите. Итак, сегодня на уроке мы говорим об одном из подвигов Геракла. Это миф «Золотые яблоки Гесперид». Предположите, что бы вы могли узнать из этого мифа о Геракле? Прежде чем работать с текстом мифа, хочу предложить вам попробовать на мгновение представить, что мы сами являемся авторами мифа. Давайте попробуем выстроить последовательность событий в сюжете (см. Приложение 3). Правильность ваших суждений вы сможете проверить тогда, когда перед вами откроется текст мифа. Одним из пунктов вашего плана является встреча Геракла с Нереем. Кто это? Как вы его себе представляете? Давайте посмотрим, как изображают Нерея авторы мультипликационного фильма. Как вы думаете, почему Геракл обращается за советом к Нерею? самоотверженности 2. Главное действующее лицо литературного произведения Да, он является героем. 1. Сын богов Зевса и Алкмены. 2. Наделен необычными способностями, силой. 3. Вступает в борьбу и побеждает чудовищ в 12 подвигах. Дети работают группами с рабочими листами, после обсуждения у них получается план текста. Так как текст учащимися не прочитан, в ходе составления плана возникают ошибки, которые ребята смогут определить по ходу работы с текстом мифа.
Осмысление прочитанного (непосредственный контакт с новой информацией: текст мифа, отрывки из мультипликационного фильма, анализ, интерпретация полученной информации) Прием «Чтение с остановками» Почему Нерей превращается именно в такую цепочку? Стоящая перед Гераклом задача – добыть яблоки Гесперид, не была легкой. Ваша задача – попробовать восстановить текст мифа, подобрав точные значения из синонимичного ряда прилагательных (см. Приложение 4). Для того чтобы вы могли определить правильность работы ваших групп, я предлагаю вам обратиться к тесту мифа и прочесть его. С каких слов началось знакомство героев? Зачитайте их. В чем заключается труд Атланта? Возможно ли это? Небо на плечах держать невозможно не из-за его тяжести, а потому что оно нетвердое. Но многие народы и древние греки верили, что небо – это твердый купол. Они считали Землю плоской, как блюдо. И держали это «блюдо» слоны, киты, огромная черепаха. Миф отражает древнейшее представление греков о строении мира. Они верили, что, если титан не будет поддерживать небо, оно упадет и уничтожит все живое на земле. Найдите слова и выражения, подчеркивающие полное физическое напряжение всех сил Геракла, пока он держал небесный свод. Как Атлант решил обмануть Геракла? Почему? Как герой перехитрил титана? В результате групповой работы учащихся получаем продукт – отрывок из текста мифа о встрече Геракла с Атлантом, держащим на своих плечах небо. Работа учащихся с текстом мифа. Выборочное чтение. «Напряг все свои силы»; согнулся под тяжестью; мускулы вздулись, как горы; пот покрыл все тело о напряжения; нечеловеческие силы Атлант предложил отнести яблоки, а сам хотел бросить Геракла с ношей. Геракл согласился подержать
Давайте еще раз обратимся к мультипликационному мультфильму м посмотрим, как создатели представили нам сцену встречи Атланта и Геракла. Как вы думаете, почему Эврисфей не берет у Геракла яблоки Гесперид? Что же происходит с яблоками потом? Почему яблоки должны были оставаться в садах дочерей Атланта? Почему Геракл говорит о том, что «Мудрость дороже молодости»? Почему этот подвиг был самым трудным подвигом Геракла? Какие качества Геракла сделали его величайшим из героев греческой мифологии? Качества, которые выражают мифы через героя, помогают понять ценности народы, что именно им, народом, ценилось во все века. Я хочу вам предложить подвести итог сегодняшнего разговора и создать небо, но попросил Атланта, чтобы тот помог накинуть шкуру на плечи Геракла. Эврисфею нужны на самом деле не яблоки, а гибель Геракла. Геракл мог взять яблоки себе, но он отдает этот символ бессмертия, тем самым этот подвиг должен вернуть Геракла на Олимп, где он снова сможет занять достойное место среди богов. Бессмертие ему не нужно, он приобрел мудрость, познал жизнь во встречах. Гераклу нужно было дойти до конца света, там власть других законов, физической силой там не добиться победы. Мужество, храбрость, стойкость, выносливость, настойчивость, уважение к воле богов, смекалка, ум, мудрость.
Рефлексия синквейн на основе одного из терминов по теме урока (см. Приложение 5). Яблоко Геракл миф Творческая работа в группах

Задание 2. Определи значение фразеологизмов, соедини линией значение с фразеологизмом
пальма первенства крайняя запущенность, загрязненность Геркулесов подвиг неискренне восхищаться Олимпийское спокойствие граница, предел, последняя черта чего-либо петь дифирамбы трудно достижимое действие Авгиевы конюшни дело, требующее усилий Геркулесовы столпы сильный ужас яблоки Гесперид сохранение полной невозмутимости и уверенности в себе Панический страх бесспорное преимущество
Задание 2. Определи значение фразеологизмов, соедини линией значение с фразеологизмом
Дамоклов меч дело, требующее усилий Сизифов труд граница, предел, последняя черта чего-либо кануть в Лету тяжелая, бесполезная, изнурительная работа Геркулесов подвиг сплетение обстоятельств Ахиллесова пята нависшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту, реальная угроза яблоки Гесперид не оставить упоминания о себе Геркулесовы столпы слабое, уязвимое место Гордиев узел трудно достижимое действие
Задание 2. Определи значение фразеологизмов, соедини линией значение с фразеологизмом
метать громы и молнии достаток, богатство Геркулесов подвиг трудно достижимое действие ящик Пандоры ощутить прилив вдохновения яблоки Геспирид дело, требующее усилий рог изобилия огромный, иногда неосуществимый объем труда нить Ариадны эмоционально выговаривать, неистовствовать взлететь на Геликон источник несчастий, великих бедствий Титанический труд путеводная нить
Задание 3. Выстрой последовательность событий
Встреча с Нереем Хитрость Геракла Что стало с яблоками Битва с Антеем Обман Атланта Очередное задание Встреча с Атлантом

Задание 4. Прочитай. Восстанови текст, подобрав точные значения из синонимичного

ряда прилагательных.

(Неправдоподобная, сомнительная, невероятная, неисполнимая, непосильная,

спорная, неестественная, невозможная, недостижимая, несбыточная)
тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал
(неземной,

возвышенный, вышний, небесный)
свод. Страшно давила тяжесть на
(большущие,

великие, здоровенные, здоровущие, могучие, крепкие, немаленькие, несгибаемые,

сильные)
плечи Геракла. Он согнулся под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но
(адские, невероятные, сверхчеловеческие,

фантастические, неизмеримые, нечеловеческие)
силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлант с тремя золотыми яблоками.
Задание 5. Составь синквейн. Вспомни правила составления синквейна.
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительное) 2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных) 3. Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола) 4. Четвертая строка – предложение из 3-4 слов, показывающее отношение к теме 5. Пятая строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы
1.

яблоко Геракл миф

2.

________________________________________________________________________________

3.

________________________________________________________________________________

4.

________________________________________________________________________________

5.

_________________________________________________________________________________


Задание 2. (Материал для учителя) Определи значение фразеологизмов, соедини линией

значение с фразеологизмом
Панический страх сильный ужас Олимпийское спокойствие сохранение полной невозмутимости, уверенности в себе петь дифирамбы неискренне восхищаться Авгиевы конюшни крайняя запущенность, загрязненность Дамоклов меч нависшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту, реальная угроза Сизифов труд тяжелая, бесполезная, изнурительная работа Ахиллесова пята слабое, уязвимое место Геркулесовы столпы граница, предел, последняя черта чего-либо Гордиев узел сплетение обстоятельств метать громы и молнии эмоционально выговаривать, неистовствовать пальма первенства бесспорное преимущество Геркулесов подвиг дело, требующее усилий ящик Пандоры источник несчастий, великих бедствий яблоки Геспирид трудно достижимое действие рог изобилия достаток, богатство нить Ариадны путеводная нить взлететь на Геликон ощутить прилив вдохновения кануть в Лету не оставлять упоминания о себе Титанический труд огромный, иногда неосуществимый объем труда
Задание 1. Чтение с пометками

Прочитай текст. Произведи разметку текста

V – это я знал

+ - это новое для меня

! – этим я удивлен

* - это было интересно

? – не понял, есть вопрос
Яблоня известна с весьма древних времен. Плоды яблонь использовались человеком в пищу более 5000 лет назад. Яблоня насчитывает до 30 дикорастущих видов и более 16000 сортов. Живет она в природе 50 – 80 лет и более, отдельные экземпляры в садах достигают 120-200 лет. Яблоко – символ здоровья, восстановления жизненных сил. В яблочной кожице до 30% восков, содержащих кислоту. Эта кислота стимулирует работу сердца, оказывает противовирусное и противовоспалительное свойство.
Дикая яблоня – дерево, на которое еще в глубокой древности обратил внимание человек, так как плоды его довольно быстро созревают, легкодоступны и хорошо сохраняются зимой в опавшей листве. Более 4000 лет назад древние греки научились возделывать яблони в садах. Оттуда яблони разошлись сначала по странам Западной Европы, а затем по всему миру. Древние люди вкладывали в образ яблока определенный смысл. Почти идеальная круглая форма связывалась с представлениями о мире, Вселенной, космосе; золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем и молодостью; гладкая атласная кожица, которая скрывает сочный плод - с тайной и богатством: сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. Много легенд и мифов создано у разных народов о яблоне и ее плодах, а дни сбора урожая превратились в праздники. В Древней Элладе, например, яблоко считалось символом любви и посвящалось богине красоты Афродите. Древние германцы верили, что деревья эти пользуются покровительством всех богов – даже молнии их не трогают, и поэтому окружали свои жилища яблоневыми садами. С яблоком ассоциируется здоровье и жизненность, по старой поговорке: «Яблоко на обед – и болезней нет». Цветение яблони символизирует вечную юность и плодородие, а в Китае – мир и красоту. Яблоко поистине следует признать чудеснейшим из фруктов, ибо в нем удивительным образом сконцентрировались самые замечательные символические значения. В древних культурах яблоко рассматривалось как символ весны, расцвета и плодородия. В Китае яблоня - национальный символ мира, а яблоневый цвет – поэтическая эмблема красоты. В мифологии многих народов именно яблоко выступает как символ вечной молодости, долголетия и бессмертия. В кельтской мифологии фигурирует сказочный остров Аваллон, мифический «остров блаженных», затерянный где-то среди далеких «западных островов». На острове проживали прекрасные женщины, угощавшие случайно попадавших к ним мореходов чудесными яблоками бессмертия. В скандинавской мифологии хранительницей золотых «молодильных» яблок выступает вечно юная богиня Идунн («Обновляющая»). Боги, отведавшие ее дарующих бессмертие плодов, навсегда сохраняли силу, молодость и красоту. О золотых «молодильных» яблоках рассказывают и русские народные сказки, так же как и сказки других славянских народов.


Яндекс.Метрика