Напоминание

"Внедрение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе"

Автор: Аленевская Светлана Валерьевна

Должность: заместитель директора по УВР, учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 122 с углублённым изучением иностранных языков" г.Перми

Населённый пункт: г.Пермь

Наименование материала: статья из опыта работы

Тема: "Внедрение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе"

Описание:

В статье представлены материалы из выступления на городской презентационной площадке "Метапредметный подход в начальной школе". Рассматриваются основные подходы к применению технологии РКМ на уроках литературного чтения в начальной школе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=482

Опубликовано 13.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Внедрение технологии развития критического мышления

на уроках литературного чтения»
(из материалов выступления
Аленевской С.В.,
заместителя директора по УВР, учителя начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 122 с углублѐнным изучением иностранных языков» г. Перми на городской презентационной площадке «Метапредметный подход в начальной школе») Народ, который думает на один год вперѐд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперѐд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперѐд - выращивает молодое поколение. Предлагаю начать наш разговор с использования для кого-то обычного, а для кого-то необычного в своей практической деятельности приема «Верите ли вы …» - Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмѐте для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе? - Верите ли вы, что можно детей научить учиться? Вопросы, которые встают перед каждым учителем, перед каждым из нас: • Как учить детей без принуждения? • Как помочь им раскрыть свои возможности? • Как сделать предмет интересным для всех? • Как дать стимул к обучению? • Как достичь нового качества образования? Я тоже задаю себе эти и другие вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Внедряя в свою работу технологию «Критического мышления через чтение и письмо» можно найти ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Скорее всего, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. «Человек репродуцирующий» – понятие устаревшее и неинтересное в современном мире. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует
умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех. Технология критического мышления представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности. Технология РКМ – универсальная, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели, это подход, не являющийся способом украшения урока через использование игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление - мышление самостоятельное, начинающееся с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:  умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;  пользоваться различными способами интегрирования информации;
 задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;  решать проблемы;  вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;  аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;  способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);  брать на себя ответственность;  участвовать в совместном принятии решения;  выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;  умение сотрудничать и работать в группе и др. Урок, проводимый с использованием технологии РКМ, строится в соответствии с технологической цепочкой:
вызов - осмысление - рефлексия.
Практически на любом уроке можно обращаться к РКМ и работать с учениками любого возраста. Первая стадия –
вызов
. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:  актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;  вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;  сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;  побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель. Вторая стадия –
осмысление
. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:  получить новую информацию, осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями;  искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно. Третья стадия –
рефлексия
. Здесь основным является:  целостное осмысление, обобщение полученной информации;  присвоение нового знания, новой информации учеником;  формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы. В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Составление кластера»
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”. Правила построения кластера просты. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока. Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации
Прием «Написание синквейна»
Синквейн - форма стихотворений по алгоритму. В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Синквейн
– быстрый инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких не так – то просто). Интересно использование синкейнов в качестве средства творческой выразительности. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например: Сердце Горячее, живое Болит, переживает, любит Иногда ему очень больно Жизнь
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие?

Толстые?
Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...? По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Как пишутся предлоги со словами?) В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании частиц?) Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием «Пометки на полях»
Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу. Маркировочные пометки:  Знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику – это я знал.
 Знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания – это новое для меня.  Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений – я не понял, есть вопросы  ! – это меня удивило  * – это было интересно. Вариантов пометок может быть разное количество: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+»,»V», «?», «-» (думал иначе). Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Диагностика сформированности критического мышления
1 уровень (репродуктивный, минимальный, обязательный) «
Знание
(терминов, фактов, понятий) –
понимание
(интерпретация материала, составление схем, таблиц) –
применение
(использование понятий в новых условиях)» *Прочитайте; *назовите; *расскажите. 2 уровень (личностный, максимальный, желаемый) «
Анализ
(проведение разграничений между фактами, их причинами и следствиями) –
синтез
(написание сочинения, составление плана исследования) –
оценка
(оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности)» *Объясните, почему; * установите причинно-следственные связи; * оцените мнение и аргументируйте свою точку зрения.
Основные этапы урока с применением технологии РКМ.
1.
ВЫЗОВ
- актуализация и обобщение знаний по теме; - мотивация учащихся к изучению темы; - побуждение школьников к активной работе на уроке. 2.
ОСМЫСЛЕНИЕ
- получение новой информации; - осмысление полученной информации; - соотнесение этой информации с уже имеющимися знаниями; - поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний. 1) Чтение с пометками на полях.
2) Беседа по прочитанному тексту. 3.
РЕФЛЕКСИЯ
- закрепление знаний; - обобщение информации; - присвоение учеником нового знания; - формирование у каждого школьника собственного восприятия изучаемого материала и отношения к нему. 4
. НОВЫЙ ВЫЗОВ
- актуализация и обобщение знаний по теме; - поддержание и развитие интереса к изучаемой теме; - пробуждение интереса школьников к творческой работе на уроке и вне урока.


Яндекс.Метрика