"Внедрение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе"
Автор: Аленевская Светлана Валерьевна
Должность: заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 122 с углублённым изучением иностранных языков" г.Перми
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Внедрение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе"
Описание:
В статье представлены материалы из выступления на городской презентационной площадке "Метапредметный подход в начальной школе". Рассматриваются основные подходы к применению технологии РКМ на уроках литературного чтения в начальной школе.
«Внедрение технологии развития критического мышления
на уроках литературного чтения»
(из материалов выступления Аленевской С.В., заместителя директора по УВР, учителя
начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 122
с углублѐнным изучением иностранных языков» г. Перми
на городской презентационной площадке
«Метапредметный подход в начальной школе»)
Народ, который думает на один год вперѐд - выращивает хлеб.
Народ, который думает на 10 лет вперѐд - выращивает сад.
Народ, который думает на 100 лет вперѐд - выращивает молодое поколение.
Предлагаю начать наш разговор с использования для кого-то обычного, а для кого-то
необычного в своей практической деятельности приема «Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмѐте для своей
педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
Вопросы, которые встают перед каждым учителем, перед каждым из нас:
•
Как учить детей без принуждения?
•
Как помочь им раскрыть свои возможности?
•
Как сделать предмет интересным для всех?
•
Как дать стимул к обучению?
•
Как достичь нового качества образования?
Я тоже задаю себе эти и другие вопросы: А как научить учащихся самостоятельно
находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи
и уметь акцентировать на первом? Как развить такие базовые качества личности, как
рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?
Внедряя в свою работу технологию «Критического мышления через чтение и письмо»
можно найти ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам
задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового?
Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Современного
ученика
чрезвычайно
трудно
мотивировать
к
познавательной
деятельности в условиях обширного информационного пространства современности.
Скорее всего, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде
всего,
критического.
«Человек
репродуцирующий»
–
понятие
устаревшее
и
неинтересное в современном мире.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли,
тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с
критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как
абсолютно
верные.
Критическое
мышление,
т.е.
творческое,
помогает
человеку
определить
собственные
приоритеты
в
личной
и
профессиональной
жизни.
Предполагает
принятие
индивидуальной
ответственности
за
сделанный
выбор.
Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует
умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия
своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной
деятельности.
Таким
образом,
умение
мыслить
критически
помогает
человеку
сократить
количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает
наши шансы на успех.
Технология
критического
мышления
представляет
собой
систему
стратегий,
объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо
от
конкретного
предметного
содержания.
В
ходе
работы
в
рамках
этой
модели
учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений,
строить
умозаключения
и
логические
цепочки
доказательств,
выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Роль
учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать как
на
уроках
русского
языка,
так
и
на
уроках
литературного
чтения,
математики,
окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности.
Технология
РКМ
–
универсальная,
«надпредметная»
технология,
открытая
к
диалогу
с
другими
педагогическими
подходами
и
технологиями.
Это
четкая
структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели, это подход,
не являющийся способом украшения урока через использование игровых приемов,
групповых форм работы, частой смены деятельности.
Критическое
мышление
–
это
один
из
видов
интеллектуальной
деятельности
человека,
который
характеризуется
высоким
уровнем
восприятия,
понимания,
объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление - мышление самостоятельное, начинающееся с постановки
вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление - это точка опоры для
мышления
человека,
это
естественный
способ
взаимодействия
с
идеями
и
информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на
жизненный
личный
опыт.
В
этом
и
есть
отличие
критического
мышления
от
мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает
продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта,
внешних норм и правил. Провести четкую границу между критическим и творческим
мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка
для
развития
творческого
мышления,
более
того,
и
критическое
и
творческое
мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
представляет
собой
целостную
систему,
формирующую
навыки
работы
с
информацией
в
процессе
чтения
и
письма.
Она
направлена
на
то,
чтобы
заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую
активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для
осмысления нового материала и, наконец, помочь ему
творчески переработать и
обобщить полученные знания.
Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,
идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая
мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Урок, проводимый с использованием технологии РКМ, строится в соответствии с
технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом
уроке можно обращаться к РКМ и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов . Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия
позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или
проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной
деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной
теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и
речь
преподавателя,
и
видеоматериал)
ученик
начинает
размышлять
по
поводу
конкретного
материала.
На
первом
этапе
включаются
механизмы
мотивации,
определяется цель.
Вторая стадия – осмысление . Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию, осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение,
которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков
"v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц,
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого
ученики
получают
новую
информацию,
соотносят
новые
и
имеющиеся
знания,
систематизируют полученные данные.
Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия . Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому
материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма.
Письмо
помогает
не
только
разобраться
в
материале
и
поразмышлять
над
прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на
определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по
определенной
теме.
Учащиеся
выбирают
«верные»
утверждения,
полагаясь
на
собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение
темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать
внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы
выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Составление кластера»
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он
связан с приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера просты. Рисуем модель Солнечной системы: звезду,
планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее
планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У
каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает
большее
количество
информации.
Кластеры
можно
использовать
на
различных
стадиях урока.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на
пары,
посовещаться
и
заполнить
1
графу
таблицы
(это
могут
быть
ассоциации,
конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных
результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для
устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения
темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Узнал
(реализация смысла или
рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о
теме урока?
Формулирование
целей
Соотношение старой и новой
информации
Прием «Написание синквейна»
Синквейн - форма стихотворений по алгоритму.
В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое
пишется по определенным правилам.
Синквейн – быстрый инструмент для рефлексии (резюмировать информацию,
излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких не так – то просто).
Интересно использование синкейнов в качестве средства творческой выразительности.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с
помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение
к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:
Сердце
Горячее, живое
Болит, переживает, любит
Иногда ему очень больно
Жизнь
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии
урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления –
вопросы
по
ходу
чтения,
слушания;
на
стадии
рефлексии
(размышления)
–
демонстрация понимания пройденного.
«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие?
Толстые?
Кто...? Что...?
Когда...? Может...?
Будет...? Могли...?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?
Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие
простого, односложного ответа. (Например: Как пишутся предлоги со словами?)
В
левой
колонке
-
вопросы,
требующие
подробного,
развернутого
ответа.
(Например: Какие трудности существуют в правописании частиц?)
Таблицы
толстых
и
тонких
вопросов
могут
стать
основой
для
исследований,
дискуссий, эссе.
Прием «Пометки на полях»
Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения
учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте
пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с
пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время,
отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику – это я
знал.
Знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания – это новое для
меня.
Знаком
«вопрос»
отмечается
то,
что
осталось
непонятно
и
требует
дополнительных сведений – я не понял, есть вопросы
! – это меня удивило
* – это было интересно.
Вариантов пометок может быть разное количество:
2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+»,»V», «?», «-» (думал
иначе).
Данный
прием
требует
от
ученика
активного
и
внимательного
чтения.
Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с
имеющимися представлениями.
Диагностика сформированности критического мышления
1 уровень (репродуктивный, минимальный, обязательный)
« Знание (терминов, фактов, понятий)
– понимание (интерпретация материала,
составление
схем,
таблиц)
–
применение
(использование
понятий
в
новых
условиях)»
*Прочитайте;
*назовите;
*расскажите.
2 уровень (личностный, максимальный, желаемый)
« Анализ (проведение разграничений между фактами, их причинами и следствиями)
–
синтез
(написание
сочинения,
составление
плана
исследования)
–
оценка
(оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности)»
*Объясните, почему;
* установите причинно-следственные связи;
* оцените мнение и аргументируйте свою точку зрения.
Основные этапы урока с применением технологии РКМ.
1. ВЫЗОВ
- актуализация и обобщение знаний по теме;
- мотивация учащихся к изучению темы;
- побуждение школьников к активной работе на уроке.
2. ОСМЫСЛЕНИЕ
- получение новой информации;
- осмысление полученной информации;
- соотнесение этой информации с уже имеющимися знаниями;
- поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний.
1) Чтение с пометками на полях.
2) Беседа по прочитанному тексту.
3. РЕФЛЕКСИЯ
- закрепление знаний;
- обобщение информации;
- присвоение учеником нового знания;
- формирование у каждого школьника собственного восприятия изучаемого материала
и отношения к нему.
4 . НОВЫЙ ВЫЗОВ
- актуализация и обобщение знаний по теме;
- поддержание и развитие интереса к изучаемой теме;
- пробуждение интереса школьников к творческой работе на уроке и вне урока.