Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: "Изменение глаголов по числам"
Описание:
Технологическая карта урока русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС по Образовательной системе "Перспектива". Задания и упражнения подобраны по теме "Экология".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского
муниципального района Республики Татарстан
Методическая
разработка
урока
русского
языка
во 2
классе
Тема
урока
«
Изменение
глаголов
по
числам
»
(Образовательная система «Перспектива»)
Урок разработала: учитель начальных классов
Валиуллина Гулия Хасаншиевна,
МБОУ «СОШ № 7»
1
Тема
Изменение глаголов по временам.
Тип урока
урок открытия новых знаний
Учебно-методический
комплект
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М.,
«Просвещение», 2015 год.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение»,
2015 год.
Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива» 2 класс авторов Л.Ф.Климановой,
Т.В.Бабушкиной. М., «Просвещение». 2015 год.
Дидактическая цель
Провести наблюдение за изменением глаголов по временам, актуализировать знания о глаголе, научить
изменять глаголы по временам, активизировать словарный запас учащихся и обогащать его глаголами
и существительными тематических групп, в частности по экологической теме.
Задачи на урок:
1.Личностные
формировать учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу
и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
2.Метапредметные
- познавательные
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать с
информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате
совместной работы.
- регулятивные
учить, в сотрудничестве с учителем, ставить новую учебную задачу; принимать и сохранять учебную
задачу.
- коммуникативные
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3.Предметные
развивать умение объединять глаголы по числам и времени, задавать вопросы к каждой смысловой
группе, распределять, находить и писать глаголы на основе их грамматической категории и по
заданным признакам.
Планируемые
результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
2
Проявить толерантность
к сверстникам и интерес
к изучению темы;
активно участвовать
групповой, парной
работе по изменению
глаголов по числам и
временам.
Познавательные: определять признак, по
которому глаголы объ
единяются в
тематическую группу, и обосно вывать своё
мнение;
подбирать глаголы по общему
морфологическому признаку,
формулировать вопрос к каждой группе
глаголов и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
выполнять взаимопроверку
выполненного учебного задания.
Коммуникативные:
формулировать
высказывание, мнение, используя термины,
в рамках учебного диалога
Уметь формулировать вопрос к
глаголу, распределять и
писать глаголы по числам и
временам на основе их
морфологического и
лексического значения,
правильно писать орфограммы
в глаголах.
Основные понятия и
термины
Часть речи, глагол, морфологические и грамматические признаки: число, время
Междисциплинарные
связи
Окружающий мир, экология.
Ресурсы
Демонстрационный материал: Компьютерная презентация Microsoft Office PowerPoint
Дидактический материал: разрезные карточки для работы в парах, в группах; задание на карточках для
самостоятельной работы; кружки с изображением лица для рефлексии, комплект массажных шариков
«Су – Джок».
Интернет- ресурсы: Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива»
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа, экран.
Ход урока
3
Структура урока
(серия учебных ситуаций)
Деятельность учителя
(характеристики)
Деятельность
учащихся
(характеристики)
Формируемые УУД
I
.Организационный момент.
Скажем «Здравствуйте!» руками.
Скажем «Здравствуйте!» кивками
Скажем «Здравствуйте!» гостям –
Станет радостно всем нам!
Минутка чистописания
Кто знает, какой сегодня день? Составьте из
данных букв слово ( День экологов,
Международный день экологических
знаний ) Объясните значение слова? Чтобы
стать экологом, надо знать многое, в том
числе и русский язык . Сегодня для вас
представилась возможность проверить
знания и получить новые.
Чем занимаются экологи? Прочитайте на
слайде: Экологи изучают состояние
экологии, выясняют причины загрязнения
окружающей среды, контролируют
работу заводов, защищают природу.
Выпишите из текста слова, обозначающие
только действия предметов.
Словарно-орфографическая работа.
Отгадайте загадки, напишите отгадки:
а) Белые горошки на зелёной ножке
Проверяет готовность
класса к уроку, пишет на
доске образцы
чистописания: Ээ Ээ Ээ
Ээ Лл Гг Оо Ии Кк Оо Яя
Слайд № 2
Эмоционально
настраивает детей о
том, что.
(Слайд «День эколога»
Учитель обеспечивает
мотивацию выполнения
задания.
Слайд № 3
Слайд № 4 проверка.
Слайды № 5 - № 8
Дети желают друг
другу удачи.
Дети проверяют
готовность к уроку.,
записывают число,
буквы для
чистописания:
Дети читают слово
ЭКОЛОГИЯ
и объясняют значение
слова, что это наука о
сохранении нашего
дома под названием
Земля. Записывают
слово, подчеркивают
орфограммы.
Ответ: Экологи
изучают, выясняют,
контролируют,
защищают.
ЛУУД: формировать
учебно-познавательные
мотивы
КУУД: формировать умение
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
4
б) Прячет цветок сладкий медок.
И в названии мёд таится. Узнаёте?
в)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький ...
г)
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
- Что объединяет эти слова?
Экологи давно бьют тревогу о том, что
надо сохранить для будущего все
первоцветы, а именно…
Учитель читает загадки.
Отгадки иллюстрируются
слайдом презентации.
Фронтальный опрос
Дети пишут:
Ландыши, медуница,
подснежник,тюльпан
.
Дети отвечают: это
первоцветы, весенние
цветы.
Дети отвечают, что это
ландыши.
II.Этап мотивации и целеполагания.
Для того, чтобы определить цель нашего
урока, надо повторить всё, что вы знаете о
о глаголе. Заполните схему № 1 «Глагол»
на розовых листах.
Работа в группах:
1-6 группы:
Глагол –
это часть речи
.
Обозначает
действие предмета
.
Отвечает на вопросы:
что делать?
Что сделать? Изменяется по числам.
Например, ….
(Приложение 1.)
Учитель контролирует
работу групп, помогает
при необходимости четко
сформулировать ответ,
благодарит за работу.
Слайд № 9 –
проверка знаний по схеме
Дети читают схему,
обсуждают и
дописывают
недостающие слова и
сверяют написанное по
слайду.
ЛУУД: формировать
учебно-познавательные
мотивы; учебно-
познавательный интерес к
новому материалу и
способам решения новой
языковой задачи;
РУУД: учить в
сотрудничестве с
товарищем по классу
решать учебную задачу,
развивать толерантность
5
Проверка: на слайде.№ 9
Физминутка «Дрозд»
Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос,
у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки
аленькие.
Мы с тобой два друга. Любим мы друг
друга!
На 1 вопрос отвечают те, кто ниже ростом.
На 2 вопрос отвечают те, у кого волосы
темнее.
Экологи напоминают о том, что птицы
дрозды тоже находятся в опасности и
занесены в Красную книгу.
Целеполагание.
Работа в парах.
Посмотрите на слайд и скажите: К какому
предложению можно добавить слово
СЕЙЧАС? На какой вопрос отвечает этот
глагол? К какому предложению можно
добавить слово ВЧЕРА ?
В лесу расцветают ландыши.
В лесу расцвели ландыши.
Попробуйте сформулировать тему урока.
- Кто догадался, чему мы будем учиться на
уроке?
- Правильно! Сегодня мы будем учиться
Учитель задаёт вопросы:
На какие вопросы
отвечают глаголы ед.ч.
?
На какие вопросы
отвечают глаголы мн.
числа?
Организует выполнение
работы и обсуждение в
парах.
Фронтальный опрос.
Слайд № 10 – про
ландыши.
Дети встают парами и
повторяют движения и
после выполняют
задания учителя в
парах.
Самооценка
деятельности
Дети отвечают: к 1
предложению, потому
что действие
происходит в
настоящее время.
Слово ВЧЕРА
относится ко 2
предложению.
Дети говорят: будем
учиться изменять
глаголы по вопросам:
что делает? Что
делал?
Дети отвечают:
Действие происходит
в настоящий момент.
ПУУД: развивать умение
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель
РУУД: учить в
сотрудничестве с учителем
ставить новую учебную
задачу
ПУУД: работать с
информацией: производить
анализ, обобщение,
классификацию и делать
выводы в результате
совместной работы.
ЛУУД: формировать
способность к толерантному
отношению к
одноклассникам.
6
изменять глаголы по вопросам.
Работа по учебнику Упр. 131, стр. 95 .
Прочитайте текст. Когда происходит
действие?
- На какой вопрос отвечают глаголы?
- По каким вопросам надо изменить
глаголы?
-Спишите 2 первых предложения. Гремел
гром. Лил дождь. Сквозь дождь глядело
солнце. На небе появилась разноцветная
радуга.
Измените текст, чтобы действие произошло
в будущем.
На какой вопрос отвечают глаголы
будущего времени?
Уточняет понимание
учащимися
поставленных целей
урока.
Следит за
самостоятельным
выполнением упражнения,
помогая тем, кто не
приступил к выполнению.
Глаголы отвечают на
вопрос: что делает?
Ответ: Надо изменить
по вопросам: что
делал?
Что делало? Что
делала?
Дети: Прогремит гром.
Будет лить дождь.
Сквозь дождь
выглянет солнце. На
небе появится
разноцветная радуга.
Дети: на вопросы что
сделает? что будет
делать?
III Этап Открытие новых знаний и
способов действий
Работа в парах (Приложение 2)
РАБОТА ПО СЛАЙДУ . № 11
Обсудите в группах вопрос: как ещё
изменяются глаголы? Заполните схему.
Учитель подводит к тому,
что
Парная работа.
Проверка по слайду 3 11 :
Организует работу с теми,
кто выполнил задание.
Чтение в группах,
обсуждение.
Делают вывод: Глаголы
изменяются по
временам.
Дети распределяют:
Дети проговаривают:.
ПУУД: работать с
информацией: производить
анализ, обобщение,
классификацию и делать
выводы в результате
совместной работы.
КУУД: формировать умение
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности;
учитывать разные мнения и
7
Работа в тетради и на доске
Измени слова так, чтобы получилось
прошедшее время: Эти предмет порхает,
садится, перелетает, опыляет. О ком мы
можем так сказать?
Порхает –
Садится –
Перелетает –
Опыляет -
Физминутка.
Массаж рук с помощью массажного
шарика Су – Джок.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба с подниманием рук)
Вдруг мы видим: у куста
Учитель подводит к тому,
что с помощью глаголов
можно угадать предмет.
Контролирует
добросовестность
выполнения массажа рук.
Дети отвечают, что
это бабочки.
Дети записывают:
Бабочка порхала,
садилась, перелетала,
опыляла.
Дети самостоятельно
массажируют ладони,
кисти рук, пальцы
Дети выполняют
движения в
зависимости от текста
физминутки..
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
ЛУУД: формировать
способность к сохранению
своего здоровья через
добросовестное выполнение
упражнения.
8
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в дупло кладём.
(Наклоны вперёд, руками коснуться пола,
выпрямиться, поднять руки вверх.)
IV
Этап актуализации новых знаний
Работа в группах по карточкам с текстом
на экологическую тему.
1-3 группы
:
№ 1 Определите время глаголов.
1)
Настал июль. Дождь освежил поля,
луга и леса. (__________)
2)
Но гроза несет и беду. От удара
молнии гибнут растения, птицы и
звери. (_________)
3)
На помощь придет авиация.
Крылатые машины сохранят лес от
огня. (________)
4-6 группы: то же самое
V.Этап первичного закрепления.
Самостоятельная работа по карточкам
по вариантам: (Приложение 2)
1 вариант:определи время глаголов: н.в.,
п.в., б.в..
Организует групповую
работу, выслушивает
ответы.
Проверяет правильность
выполнения по принципу
первенства.
Организует
самостоятельную работу,
консультирует слабых
учащихся, направляет их
работу. Оценивание после
урока.
Дети решают. в 1
группе – пр.в., во 2
группе – н.в., в 3
группе – б.в.
Дети работают
самостоятельно. В
конце карточки ставят
свою оценку. Сдают
вместе тетрадью в
конце урока.
КУУД: формировать умение
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве
ЛУУД:
- знание основных
моральных норм работы в
группе (справедливого
распределения,
взаимопомощи,
ответственности)
ЛУУД: формировать
способность к самооценке
на основе критерия
9
Купили (_____) птичку в клетке,
Но песен та не пела (_____),
Почти совсем не ела (______),
И вскоре заболела!(______)
Мы выпустили(_____) птичку,
И птичка полетела,(_____)
И села (______) на берёзку,
И лишь тогда запела! (________)
Оценка ученика ____ учителя
___________
2 вариант: определи время глаголов: н.в.,
п.в., б.в..
Среди травы растёт (_______) цветок,
Он смотрит (____) утром на восток,
И ловит (_____) яркий солнца свет,
Цветка такого больше нет!
Я любовался (____) долго им,
Что станет (_____) вскоре дальше с ним?
Он будет (______) землю украшать,
Ты не стремись (_______) его сорвать!
Оценка ученика ____ учителя
___________
VI. Этап подведения итогов. Рефлексия.
Учитель вызывает 3
человек для карточек
Н.в..Б.в.,П.в. и
распределяет их по углам.
Остальные ребята берут
карточки и встают в
соответствии с временем
глагола.
Организует фронтальную
Дети распределяются
по временам
успешности учебной
деятельности.
РУУД: учить, в
сотрудничестве с учителем,
ставить новую учебную
задачу
ПУУД: работать с
информацией: производить
анализ, обобщение,
классификацию и делать
выводы в результате
совместной работы.
КУУД: формировать умение
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
10
Игра «Найди своё время»
А теперь посмотрим, как поняли материал
урока. Предлагаю вам сыграть в игру
«Найди своё время»
К какому слову можно отнести ваши
глаголы? Обсудите и скажите.
Подведем итоги .
Оцените свою активность на уроке на
полях тетради при помощи «волшебной
линеечки».
А своё участие на уроке изобразите с
помощью бутона розы.
Если вам понравилось и вы всё
поняли, то путь ваша роза
распустится. А если нет, то пусть
остаётся в бутоне.
- Что нового узнали о глаголе?
- Что надо знать, чтобы правильно
определить время глагола?
- А можно ли нам воспользоваться
проработанным материалом и сделать что-
нибудь хорошее для природы, как это
делают ЭКОЛОГИ?
- Итак, вы стоите перед возможностью
выполнить полезное дело, достойное
экологов.
Домашнее задание :
работу.
Учитель подводит детей к
тому, что каждый может
внести свой вклад, чтобы
сберечь природу.
Учитель благодарит за
работу и поощряет
словесной оценкой самых
активных и инициативных
учащихся.
Учитель подводит детей к
мысли, что природу может
беречь каждый: и
взрослый, и ребенок.
Н.В. : поёт, выводит,
кормит, летает – это
ПТИЦА
Б.В.: сбережёт,
сохранит, посадит,
позаботится.
ЧЕЛОВЕК
П.В.: расцвёл,
раскрылся, вырос,
завял. ЦВЕТОК
Дети дают свои ответы.
Дети оценивают свою
на уроке с помощью
«волшебной линеечки»
ЛУУД: формировать
способность к самооценке
настроения на основе
критерия успешности
учебной деятельности
11
напишите мини - сочинение «Как я берегу
природу»
Приложение 1
ГЛАГОЛ
12
Глагол - это
Отвечает
на вопросы:
Обозначает
Изменяется по
2
13
Ед. ч.
Что дела__т?
Мн. ч.
_Что дела__т?
Например,