Напоминание

"Формирование жизненной компетенции – основа расширения жизненного повседневного опыта и социальных контактов"

Автор: Гудзиева Светлана Анастасиевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ школа №15

Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани, Краснодарский край

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование жизненной компетенции – основа расширения жизненного повседневного опыта и социальных контактов"

Описание:

Материал из опыта работы по обучению и развитию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях перехода на ФГОС, реализации на практике Конституционного права на школьное образование для каждого ребенка вне зависимости от тяжести нарушения в развитии.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=5021

Опубликовано 16.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Выступление на педсовете № ___ от «_____» _____________ 2016г Учителя начальных классов ГБОУ школы №15 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края Гудзиевой С.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ – ОСНОВА РАСШИРЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ОПЫТА И СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА. «Мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем, ведь жизнь этих детей в наших руках» С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образовании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. В соответствии с требованиями ФГОС в школе организовано обучение учащихся 1 класса. В 2016-2017 учебном году в 1 классе нашей школы обучается 8 учащихся, из них 6 учащихся имеют статус «ребенок-инвалид». По рекомендации районной ПМПК, результатам наблюдения и диагностики специалистами школы 4 учащихся обучаются в классе, 4 учащихся обучаются индивидуально на дому. В сентябре в рамках школьного ПМПК специалистами школы: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом было проведено подробное обследование уровня развития, состояния готовности к обучению учащихся 1 класса. Данные обследования помогли установить, что все дети, обучающиеся в 1 классе, наряду с общим для них состоянием, имеют одно или несколько локальных или системных нарушений: 2 ребенка с расстройствами аутистического спектра, 3 учащихся с расстройством эмоционально-волевой сферы, 1 ребенок с микроцефалией головного мозга, у 2 имеются нарушениями эндокринной системы, 1 ребенок с атрезией пищевода, 1 ребенок с эпилепсией, 1 – с иммунодефицитом, врожденным пороком сердца, 1 учащийся с заболеванием опорно-двигательного аппарата, у некоторых детей имеются текущие соматические заболевания, которые значительно осложняют их обучение и развитие. На основании рекомендации районной ПМПК и проведенного обследования выявлен уровень особых образовательных потребностей и определена программа обучения для каждого учащегося. Таким образом, образование учащихся 1 класса в нашей школе ведется по двум вариантам обучения, предусмотренным ФГОС:
5 учащихся обучаются по 1 варианту адаптированной основной

общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями
),

3 учащихся, интеллектуальное развитие которых не позволяет освоить 1 вариант

АООП, получают образование по 2 варианту адаптированной общеобразовательной

программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными

нарушениями развития.
Для каждого учащегося этой группы разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР) В структуре обоих вариантов стандарта «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к потребностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ограничивающей их взаимодействие с окружающим миром требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, как в учебной, так и в воспитательной работе через реализацию рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС формирование жизненных компетенций выходит на первый план, а академический компонент является дополнением. Под «жизненной компетенцией» принято понимать совокупность знаний, умений, навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни, способность их реализации в повседневной жизни для достижения личных целей. Формирование жизненной компетенции идет за счет развития доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации. До поступления в школу детские дошкольные учреждения регулярно посещало 2 учащихся, 1 ребенок посещал детский сад периодически, остальные учащиеся были практически изолированы от социума в силу имеющихся ограничений по состоянию здоровья и физического развития. Таким образом, имеющийся жизненный опыт был ограничен рамками общения внутри семьи. Особенности здоровья и физического развития ребенка являются предпосылками нарушения его взаимодействия с окружающим миром, социумом, культурой, поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение способствует положительной коррекции, успешной адаптации и передаче социального опыта. В начале учебного года главная проблема учащихся класса заключалась в нарушении связи с окружающим миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс адаптации был затруднен тем, что у учащихся отсутствовал опыт учебного поведения, мотивация, была значительно снижена способность усвоения общественного опыта, трудности в общении друг с другом. Часто наблюдалось состояние тревожности, различные невротические проявления, самоагрессия. Вступая в различные контакты с учителем, сотрудниками школы, одноклассниками, дети не умели слушать друг друга, правильно построить адекватное речевое высказывание, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, уместности, отсутствовали навыки использования речевого этикета, принятого в обществе. Поначалу дети настороженно относились друг к другу, не хотели уступать в мелочах, делиться, чувствовалась отчужденность и равнодушие, каждый хотел, чтобы внимание учителя доставалось только ему. Особые затруднения вызвало у меня формирование первоначальных навыков учебного поведения, организация учебной деятельности. Свою работу я начала с того, что попыталась стать для каждого учащегося не только учителем, дающим определенные учебные знания, но и мудрым наставником, терпеливо и заботливо направляющим в осуществлении взаимодействия друг с другом, другом, который всегда готов прийти на помощь, понять и принять ребенка таким, каков он есть. Постаралась создать атмосферу уюта и защищенности, чтобы каждый, приходя в класс,
делал это без страха, напряжения, тревожности, с желанием. Постаралась создать в детском коллективе такие условия пребывания, чтобы каждый ребенок смог почувствовать свою значимость и нужность, чтобы ему захотелось строить общение друг с другом, дарить друг другу внимание и заботу. Совместные игры, внеклассные занятия, праздники, родительские уроки, творческая деятельность помогли сдружить детей. Кропотливо, шаг за шагом стараюсь учить детей быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее не только от учителя, но и друг от друга, родителей. С первых же дней у нас появились свои классные традиции и ритуалы, помогающие познакомить детей с культурой поведения, воспитывать хорошие привычки. Главным показателем успешности такой работы является то, что у детей появилось желание посещать школу, находиться в коллективе, теперь, приходя в школу после выходных, дети признаются, что соскучились друг за другом. Ребята стали не только взаимодействовать друг с другом, но и общаться с другими детьми вне класса, посильно принимать помощь специалистов, принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях (заседания клуба «Диалог» для детей-инвалидов, праздник осени, на празднике, посвященном Дню матери первоклассники исполнили танец для мам, не побоявшись выступить перед большой аудиторией). Частыми гостями в классе стали учащиеся, обучающиеся на дому, они с удовольствием принимают участие во внеурочной деятельности, совместных играх. Из опыта работы в школе пришла к выводу, что для формирования жизненных компетенций у учащихся младшего школьного возраста могут быть использованы различные формы и методы работы, которые являются органической частью учебного и воспитательного процесса. Особые образовательные потребности задаются спецификой развития и возможностей здоровья учащихся и определяют особую структуру построения учебного процесса, поэтому в учебный план в 1 классе включены учебные предметы, играющие важную роль в становлении основ гражданского самосознания, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, овладению социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. При разработке рабочих программ по учебным дисциплинам особое внимание мной было уделено практико-ориентированной направленности освоения содержания учебного материала, способствующей овладению различными доступными средствами коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявлению социально значимых мотивов учебной деятельности, формированию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, формированию положительных нравственных качеств и свойств личности. Работая с данным классом, все коррекционно-развивающее обучение и воспитание я строю с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, зоны ближайшего развития и постепенным усложнением обучающего материала и снижением помощи взрослого. Обучая детей учебным дисциплинам, я стараюсь показать жизненную значимость и практическую необходимость, дать элементарные знания и представления о различных объектах окружающей их жизни, научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами. На мой взгляд, наиболее способствуют формированию жизненных компетенций уроки речевой практики, мира природы и человека, ручного труда, изобразительного искусства. На уроках речевой практики я даю учащимся первоначальные представления об использовании речи в процессе общения, расширяю арсенал языковых средств, необходимых для вербального общения, знакомлю с диалогической речью, учу с помощью языковых средств выражать свои мысли и намерения, помогаю овладевать нормами
речевого этикета. Все знания, получаемые учащимися при выполнении упражнений, моделировании речевых ситуаций, способствуют социальной адаптации и реабилитации. Ребята с удовольствием участвуют в ролевом обыгрывании речевых ситуаций по заданию учителя с использованием этикетных слов и выражений в соответствии с собственными речевыми возможностями: формулирование просьбы, желания, собственного намерения. На уроках «Мира природы и человека» я формирую у учащихся элементарное представление о живой и неживой природе, простейших взаимосвязях между миром природы и миром человека, даю установку на безопасный, здоровый образ жизни. Ребята учатся взаимодействовать с предметами познания в естественных условиях, друг с другом в процессе решения специально созданных проблемных и учебных ситуациях, игровой деятельности. Учащиеся учатся вести элементарные наблюдения за природой, делать простейшие обобщения и выводы, самостоятельно организовывать безопасное поведение в конкретных условиях во время проведения экскурсий и прогулок. На уроках изобразительного искусства приобщаю ребят к миру художественной культуры, учу видеть прекрасное в жизни и в искусстве, знакомлю с элементарными техниками и приемами изобразительной деятельности: лепкой, рисунком, аппликацией. У учащихся на этих уроках формируется умение согласовано и продуктивно работать в группах и самостоятельно. Вместе с формированием определенных умений и навыков воспитываю у детей эмоциональное отношение к миру, стимулирую возможность выразить себя как личность. Многообразие используемых материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, доставляет им много положительных эмоций. Огромный потенциал в расширении жизненного повседневного опыта и социальных контактов обучающихся с нарушениями интеллекта заложен во внеурочной деятельности. В этом учебном году внеурочная деятельность мною ведется по четырем направлениям: кубановедение, «Азбука пешеходных наук», «Крепыши», «Чудеса своими руками». На занятиях по кубановедению знакомлю ребят с природой и общественно- культурной жизнью земляков в историческом развитии на примере жизни своей семьи, экскурсий в природу, по местам боевой и трудовой славы, наблюдений. Внеурочная деятельность по кубановедению создает условия для расширения опыта поведения, деятельности и общения, творческой самореализации, стимулирует возникновение личного интереса к различным аспектам жизни, способствует социальному становлению обучающихся в процессе общения, совместной деятельности в детском сообществе. На занятиях внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» ребята знакомятся на практической основе с правилами дорожного движения, идет формирование личности «безопасного» типа, умеющей применять полученные знания на практике. Через тренинговые, игровые, проблемные ситуации у учащихся формируются привычки, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие безопасную среду на дороге, в транспорте. На занятиях внеурочной деятельности «Крепыши» знакомлю ребят с основными компонентами культуры здоровья и здорового образа жизни, пробуждаю в детях желание заботиться о своем здоровье, даю установки на здоровое питание, двигательную активность, готовность самостоятельно использовать навыки личной гигиены, развиваю потребность в занятиях физической культурой и спортом. Творческая деятельность «Чудеса своими руками» способствует накоплению общекультурного, художественно-эстетического опыта, учит умению видеть прекрасное вокруг себя. На этих занятиях знакомлю детей с различными техниками и приемами творческой работы с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, формирую умение создавать простейшие художественные образы, стараюсь создать условия для творческой самореализации учащихся в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к художественной культуре, миру прекрасного. Стараюсь поддерживать и поощрять
стремление учащихся к самостоятельности при выполнении творческих заданий, воспитывать в детях эстетические чувства, художественный вкус, развиваю умение пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Спустя полгода обучения, мы уже можем видеть определенный положительный результат: значительно расширился круг социальных контактов, под руководством учителя учащиеся на практике применяют полученные знания, проявляют интерес к получению новых трудовых умений и навыков. Есть у нас и свои успехи в учебной деятельности: успешно формируются навыки учебного поведения и положительная учебная мотивация, включающая социальные и внешние мотивы, наблюдается положительная динамика в развитии учебно-познавательного интереса, умение выполнять инструкции учителя, действия по образцу и по подражанию, ребята адекватно воспринимают свою роль в школе, принимают соответствующие возрасту ценностные ориентиры, охотно идут на сотрудничество с учителями и специалистами, работающими в классе, наблюдается положительная динамика в освоении программного материала по учебным предметам. Как мы видим, комплексное обучение, развитие, воспитание и коррекция в условиях ФГОС способствует формированию жизненных компетенций, обеспечивающих развитие отношений с окружающим миром, овладение первоначальными представлениями о социальной жизни и социальных ролях людей и самого ребенка, практическое освоение норм поведения, соответствующих возрасту. То, что ученик получает на первых ступенях обучения, остается с ним на всю жизнь.


Яндекс.Метрика