"Формирование жизненной компетенции – основа расширения жизненного повседневного опыта и социальных контактов"
Автор: Гудзиева Светлана Анастасиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №15
Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование жизненной компетенции – основа расширения жизненного повседневного опыта и социальных контактов"
Описание:
Материал из опыта работы по обучению и развитию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях перехода на ФГОС, реализации на практике Конституционного права на школьное образование для каждого ребенка вне зависимости от тяжести нарушения в развитии.
Выступление на педсовете № ___ от «_____» _____________ 2016г
Учителя начальных классов ГБОУ школы №15
г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края
Гудзиевой С.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ – ОСНОВА РАСШИРЕНИЯ
ЖИЗНЕННОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ОПЫТА И СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА.
«Мы живем так, как можем, а они живут так,
как мы им поможем, ведь жизнь этих детей
в наших руках»
С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образовании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой
совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных
общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере
образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В соответствии с требованиями ФГОС в школе организовано обучение учащихся 1
класса. В 2016-2017 учебном году в 1 классе нашей школы обучается 8 учащихся, из них 6
учащихся имеют статус «ребенок-инвалид». По рекомендации районной ПМПК,
результатам наблюдения и диагностики специалистами школы 4 учащихся обучаются в
классе, 4 учащихся обучаются индивидуально на дому.
В сентябре в рамках школьного ПМПК специалистами школы: учителем-логопедом,
учителем-дефектологом, педагогом-психологом было проведено подробное обследование
уровня развития, состояния готовности к обучению учащихся 1 класса. Данные
обследования помогли установить, что все дети, обучающиеся в 1 классе, наряду с общим
для них состоянием, имеют одно или несколько локальных или системных нарушений: 2
ребенка с расстройствами аутистического спектра, 3 учащихся с расстройством
эмоционально-волевой сферы, 1 ребенок с микроцефалией головного мозга, у 2 имеются
нарушениями эндокринной системы, 1 ребенок с атрезией пищевода, 1 ребенок с
эпилепсией, 1 – с иммунодефицитом, врожденным пороком сердца, 1 учащийся с
заболеванием опорно-двигательного аппарата, у некоторых детей имеются текущие
соматические заболевания, которые значительно осложняют их обучение и развитие.
На основании рекомендации районной ПМПК и проведенного обследования
выявлен уровень особых образовательных потребностей и определена программа обучения
для каждого учащегося. Таким образом, образование учащихся 1 класса в нашей школе
ведется по двум вариантам обучения, предусмотренным ФГОС:
5 учащихся обучаются по 1 варианту адаптированной основной
общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями ),
3 учащихся, интеллектуальное развитие которых не позволяет освоить 1 вариант
АООП, получают образование по 2 варианту адаптированной общеобразовательной
программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития. Для каждого учащегося этой группы разработана специальная
индивидуальная программа развития (СИПР)
В структуре обоих вариантов стандарта «академический» компонент редуцирован за
счет расширения компонента «жизненной компетенции».
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения
и воспитания, максимально приспособленной к потребностям обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и ограничивающей их взаимодействие с окружающим
миром требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных
социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, как в учебной, так и
в воспитательной работе через реализацию рабочих программ по предметам и внеурочной
деятельности.
В соответствии с ФГОС формирование жизненных компетенций выходит на первый
план, а академический компонент является дополнением.
Под «жизненной компетенцией» принято понимать совокупность знаний, умений,
навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни, способность их реализации в
повседневной жизни для достижения личных целей. Формирование жизненной
компетенции идет за счет развития доступных ребенку базовых навыков коммуникации,
социально-бытовой адаптации.
До поступления в школу детские дошкольные учреждения регулярно посещало 2
учащихся, 1 ребенок посещал детский сад периодически, остальные учащиеся были
практически изолированы от социума в силу имеющихся ограничений по состоянию
здоровья и физического развития. Таким образом, имеющийся жизненный опыт был
ограничен рамками общения внутри семьи. Особенности здоровья и физического развития
ребенка являются предпосылками нарушения его взаимодействия с окружающим миром,
социумом, культурой, поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение
способствует положительной коррекции, успешной адаптации и передаче социального
опыта.
В начале учебного года главная проблема учащихся класса заключалась в
нарушении связи с окружающим миром, бедности контактов со сверстниками и
взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных
ценностей. Процесс адаптации был затруднен тем, что у учащихся отсутствовал опыт
учебного поведения, мотивация, была значительно снижена способность усвоения
общественного опыта, трудности в общении друг с другом. Часто наблюдалось состояние
тревожности, различные невротические проявления, самоагрессия. Вступая в различные
контакты с учителем, сотрудниками школы, одноклассниками, дети не умели слушать друг
друга, правильно построить адекватное речевое высказывание, допуская ошибки в его
правильности, точности, логичности, уместности, отсутствовали навыки использования
речевого этикета, принятого в обществе. Поначалу дети настороженно относились друг к
другу, не хотели уступать в мелочах, делиться, чувствовалась отчужденность и
равнодушие, каждый хотел, чтобы внимание учителя доставалось только ему. Особые
затруднения вызвало у меня формирование первоначальных навыков учебного поведения,
организация учебной деятельности.
Свою работу я начала с того, что попыталась стать для каждого учащегося не только
учителем, дающим определенные учебные знания, но и мудрым наставником, терпеливо и
заботливо направляющим в осуществлении взаимодействия друг с другом, другом,
который всегда готов прийти на помощь, понять и принять ребенка таким, каков он есть.
Постаралась создать атмосферу уюта и защищенности, чтобы каждый, приходя в класс,
делал это без страха, напряжения, тревожности, с желанием. Постаралась создать в
детском коллективе такие условия пребывания, чтобы каждый ребенок смог почувствовать
свою значимость и нужность, чтобы ему захотелось строить общение друг с другом,
дарить друг другу внимание и заботу. Совместные игры, внеклассные занятия, праздники,
родительские уроки, творческая деятельность помогли сдружить детей. Кропотливо, шаг
за шагом стараюсь учить детей быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться
за помощью и принимать ее не только от учителя, но и друг от друга, родителей. С первых
же дней у нас появились свои классные традиции и ритуалы, помогающие познакомить
детей с культурой поведения, воспитывать хорошие привычки.
Главным показателем успешности такой работы является то, что у детей появилось
желание посещать школу, находиться в коллективе, теперь, приходя в школу после
выходных, дети признаются, что соскучились друг за другом. Ребята стали не только
взаимодействовать друг с другом, но и общаться с другими детьми вне класса, посильно
принимать помощь специалистов, принимать участие в классных и общешкольных
мероприятиях (заседания клуба «Диалог» для детей-инвалидов, праздник осени, на
празднике, посвященном Дню матери первоклассники исполнили танец для мам, не
побоявшись выступить перед большой аудиторией). Частыми гостями в классе стали
учащиеся, обучающиеся на дому, они с удовольствием принимают участие во внеурочной
деятельности, совместных играх.
Из опыта работы в школе пришла к выводу, что для формирования жизненных
компетенций у учащихся младшего школьного возраста могут быть использованы
различные формы и методы работы, которые являются органической частью учебного и
воспитательного процесса.
Особые образовательные потребности задаются спецификой развития и
возможностей здоровья учащихся и определяют особую структуру построения учебного
процесса, поэтому в учебный план в 1 классе включены учебные предметы, играющие
важную роль в становлении основ гражданского самосознания, формировании основ
умения учиться и способности к организации своей деятельности, овладению социально-
бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
При разработке рабочих программ по учебным дисциплинам особое внимание
мной было уделено практико-ориентированной направленности освоения содержания
учебного материала, способствующей овладению различными доступными средствами
коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей, проявлению социально значимых мотивов учебной
деятельности, формированию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, формированию положительных нравственных качеств и
свойств личности.
Работая с данным классом, все коррекционно-развивающее обучение и воспитание
я строю с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, зоны ближайшего
развития и постепенным усложнением обучающего материала и снижением помощи
взрослого. Обучая детей учебным дисциплинам, я стараюсь показать жизненную
значимость и практическую необходимость, дать элементарные знания и представления о
различных объектах окружающей их жизни, научить их практически правильно и по
возможности самостоятельно пользоваться этими объектами.
На мой взгляд, наиболее способствуют формированию жизненных компетенций
уроки речевой практики, мира природы и человека, ручного труда, изобразительного
искусства.
На уроках речевой практики я даю учащимся первоначальные представления об
использовании речи в процессе общения, расширяю арсенал языковых средств,
необходимых для вербального общения, знакомлю с диалогической речью, учу с помощью
языковых средств выражать свои мысли и намерения, помогаю овладевать нормами
речевого этикета. Все знания, получаемые учащимися при выполнении упражнений,
моделировании речевых ситуаций, способствуют социальной адаптации и реабилитации.
Ребята с удовольствием участвуют в ролевом обыгрывании речевых ситуаций по заданию
учителя с использованием этикетных слов и выражений в соответствии с собственными
речевыми возможностями: формулирование просьбы, желания, собственного намерения.
На уроках «Мира природы и человека» я формирую у учащихся элементарное
представление о живой и неживой природе, простейших взаимосвязях между миром
природы и миром человека, даю установку на безопасный, здоровый образ жизни. Ребята
учатся взаимодействовать с предметами познания в естественных условиях, друг с другом
в процессе решения специально созданных проблемных и учебных ситуациях, игровой
деятельности. Учащиеся учатся вести элементарные наблюдения за природой, делать
простейшие обобщения и выводы, самостоятельно организовывать безопасное поведение в
конкретных условиях во время проведения экскурсий и прогулок.
На уроках изобразительного искусства приобщаю ребят к миру художественной
культуры, учу видеть прекрасное в жизни и в искусстве, знакомлю с элементарными
техниками и приемами изобразительной деятельности: лепкой, рисунком, аппликацией. У
учащихся на этих уроках формируется умение согласовано и продуктивно работать в
группах и самостоятельно. Вместе с формированием определенных умений и навыков
воспитываю у детей эмоциональное отношение к миру, стимулирую возможность
выразить себя как личность. Многообразие используемых материалов и техник позволяет
включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых
техник делает работы детей выразительнее, доставляет им много положительных эмоций.
Огромный потенциал в расширении жизненного повседневного опыта и социальных
контактов обучающихся с нарушениями интеллекта заложен во внеурочной деятельности.
В этом учебном году внеурочная деятельность мною ведется по четырем направлениям:
кубановедение, «Азбука пешеходных наук», «Крепыши», «Чудеса своими руками».
На занятиях по кубановедению знакомлю ребят с природой и общественно-
культурной жизнью земляков в историческом развитии на примере жизни своей семьи,
экскурсий в природу, по местам боевой и трудовой славы, наблюдений. Внеурочная
деятельность по кубановедению создает условия для расширения опыта поведения,
деятельности и общения, творческой самореализации, стимулирует возникновение личного
интереса к различным аспектам жизни, способствует социальному становлению
обучающихся в процессе общения, совместной деятельности в детском сообществе.
На занятиях внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» ребята знакомятся
на практической основе с правилами дорожного движения, идет формирование личности
«безопасного» типа, умеющей применять полученные знания на практике. Через
тренинговые, игровые, проблемные ситуации у учащихся формируются привычки,
установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие безопасную
среду на дороге, в транспорте.
На занятиях внеурочной деятельности «Крепыши» знакомлю ребят с основными
компонентами культуры здоровья и здорового образа жизни, пробуждаю в детях желание
заботиться о своем здоровье, даю установки на здоровое питание, двигательную
активность, готовность самостоятельно использовать навыки личной гигиены, развиваю
потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Творческая деятельность «Чудеса своими руками» способствует накоплению
общекультурного, художественно-эстетического опыта, учит умению видеть прекрасное
вокруг себя. На этих занятиях знакомлю детей с различными техниками и приемами
творческой работы с использованием различных материалов, инструментов и
приспособлений, формирую умение создавать простейшие художественные образы,
стараюсь создать условия для творческой самореализации учащихся в комфортной
развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к
художественной культуре, миру прекрасного. Стараюсь поддерживать и поощрять
стремление учащихся к самостоятельности при выполнении творческих заданий,
воспитывать в детях эстетические чувства, художественный вкус, развиваю умение
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Спустя полгода обучения, мы уже можем видеть определенный положительный
результат: значительно расширился круг социальных контактов, под руководством учителя
учащиеся на практике применяют полученные знания, проявляют интерес к получению
новых трудовых умений и навыков. Есть у нас и свои успехи в учебной деятельности:
успешно формируются навыки учебного поведения и положительная учебная мотивация,
включающая социальные и внешние мотивы, наблюдается положительная динамика в
развитии учебно-познавательного интереса, умение выполнять инструкции учителя,
действия по образцу и по подражанию, ребята адекватно воспринимают свою роль в
школе, принимают соответствующие возрасту ценностные ориентиры, охотно идут на
сотрудничество с учителями и специалистами, работающими в классе, наблюдается
положительная динамика в освоении программного материала по учебным предметам.
Как мы видим, комплексное обучение, развитие, воспитание и коррекция в условиях
ФГОС способствует формированию жизненных компетенций, обеспечивающих развитие
отношений с окружающим миром, овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни и социальных ролях людей и самого ребенка, практическое освоение
норм поведения, соответствующих возрасту.
То, что ученик получает на первых ступенях обучения, остается с ним на всю жизнь.