ИКТ на уроках.
Изменения в
Российском образовании и преобразования в обществе требует от
школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни
не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их
приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной
ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны
даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно
добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Современные технологии мультимедиа (создание, обработка, хранение и совместная
визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудио- и
видеоинформации в цифровом формате) сегодня представляют собой одно из передовых
достижений в сфере применения ИКТ в обучении. Использование ИКТ позволяет хоть
чем-нибудь „зацепить“ каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами,
расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце
концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль
принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, видеофрагментам и т.п.
Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов,
оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное -
поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост
профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению
качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Применение новых информационных технологий
раскрывает неограниченные
возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая
интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация
познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий
не только оживил учебный процесс, но и повысил мотивацию в обучении. Использование
компьютерных технологий в процессе обучения влияет на
рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному
повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной
политики.
При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:
-какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких
дидактических задач;
-какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения
компьютерных заданий;
-какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у
детей;
-какие уроки целесообразно делать компьютерными;
как организовать компьютерные занятия.
Необходима правильная организация применения компьютера на уроках:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного
предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную
деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для
выполнения компьютерных заданий;
- использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные
правила и нормы).
При использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации
компьютерных презентаций PowerPoint, можно отметить методические возможности и
преимущества медиаурока:
-повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
-повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени
наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
-развитие наглядно-образного мышления;
-индивидуальный подход в обучении.
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных
учебных действий. Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к
целенаправленному формированию универсальных учебных действий. ИКТ должны
широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий,
Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-
образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и
результаты учителя и учащиеся.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют
ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
-поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося,
информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах
информационных образовательных ресурсов;
-фиксация информации об образовательном процессе, с целью дальнейшего
использования записанного (его анализа, цитирования);
-структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных
диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
--создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре,
цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и
звуки, ссылки между элементами сообщения;
-подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных
учебных действий. Для этого используются:
-создание гипермедиа-сообщений;
-выступление с аудио-визуальной поддержкой;
-фиксация хода коллективной, личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
-общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при
объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
В функции учителя компьютер представляет:
— источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и
книгу);
— наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и
телекоммуникации);
— индивидуальное информационное пространство;
— тренажер;
— средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
— средство подготовки текстов, их хранения;
— текстовый редактор;
— графопостроитель, графический редактор;
— вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в
различном виде);
— средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
— программировании, обучении компьютера заданным процессам;
— создании программных продуктов;
— применении различных информационных сред.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
-Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график
учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
-Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест,
инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
-Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи,
индивидуальный контакт с ребенком.
С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального
обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного,
демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные
пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Федеральный компонент государственного стандарта начального образования требует
умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание и
тиражирование) и использовать ее для получения, обработки и передачи средствами
информатизации и информационных технологий.
Таким образом информационная культура учащихся начальных классов – это
неотъемлемая часть результата их образования
Использования ИКТ в работе учителя начальных классов выделяю пять направлений :
ведение рабочей документации в электронном формате;
использование Интернет-ресурсов;
создание собственных мультимедийных презентаций;
использование ИКТ во внеурочной работе:
выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;
Мультимедийные материалы по всем предметам, изучаемым в начальной школе
можно находить в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда нужно самим
готовить материал. Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint.
Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду
положительных эффектов:
-гащает урок эмоциональной окрашенностью;
-психологически облегчает процесс усвоения;
-возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор;
-возрастает уровень использования наглядности на уроке;
-повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания
младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это
способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению
главной задачи образовательной политики.