Напоминание

Конспект внеурочного занятия по риторике на тему "Фразеологизмы и их значение"

Автор: Гурьянова Анастасия Сергеевна

Должность: студентка 4 курса

Учебное заведение: ФБГОУ ВПО "Оренбургский государственный педагогический университет"

Населённый пункт: г.Оренбург

Наименование материала: статья

Тема: Конспект внеурочного занятия по риторике на тему "Фразеологизмы и их значение"

Описание:

Занятие по риторики на тему "Фразеологизмы и их значение" позволяет познакомить учащихся с фразеологизмами, научить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык, развить умение работать со словарями, развить познавательные способности и речь учащихся, расширить их кругозор, воспитать культуру речи, привить понятие о красоте родного языка, учить оцениватьь поступки людей с нравственной позиции.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=5053

Опубликовано 25.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект внеурочного занятия по риторике

Тема:
Фразеологизмы и их значение.
Цель
: знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов, наблюдение за их значением и правильным употреблением в речи.
Задачи:
Образовательная познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык Развивающая развивать умение работать со словарями, развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор Воспитательная воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.
Планируемые результаты:

Предметные УУД:
- объяснить значения устойчивых сочетаний - фразеологизмов; - сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; - находить значение фразеологизмов в словаре
Личностные УУД:
-устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; -определять общие для всех правила поведения; -проявлять позитивное отношение к процессу письма.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: - организовывать свое рабочее место; - о пределять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; - о пределять последовательность выполнения заданий на уроке под руководством учителя; - к онтролировать правильность и аккуратность своих собственных записей; - у читывать степень сложность задания и выбирать для себя возможность его выполнения; -осуществлять самоконтроль, соотносить свой ответ с предложенным вариантом. Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;
-отвечать на простые вопросы учителя, находи ть нужную информацию в учебнике; -сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; -группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; -понимать информацию, представленную в виде рисунка, заканчивать предложение с использованием фразеологизма; -пополнять словарный запас. Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге на уроке; -отвечать на вопросы учителя и одноклассников; -слушать и понимать речь других; -осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь.
Ход урока

I. Орг.момент

«
Громко прозвенел звонок – начинается урок! Наши ушки на макушке, глазки широко открыты Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!» Девиз нашего урока: «Новый день – новые знания!»
II.Актуализация знаний. Введение в тему урока
- Ребята, скажите, из чего состоит наша речь? - Сколько значений может быть у слова? - А где мы можем узнать значение слова? - А теперь послушайте интересную историю из книги К. Чуковского. «Четырехлетняя девочка Света спросила у мамы, скоро ли наступит лето. - Скоро, ты и оглянуться не успеешь. Света стала как – то странно вертеться: - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…» Ребята, ответьте на вопросы: - Почему Света не увидела лета? - Что имела в виду её мама? - А вы слышали такое выражение? - Что оно обозначает? (Очень быстро что – то наступит.) - Что поймет иностранец, если будет дословно переводить это предложение? -Скажите, какая же тема нашего урока? - Правильно, мы сегодня будем говорить о таких устойчивых выражениях. А тема нашего занятия звучит так - фразеологизмы и их значение. - Какие учебные задачи мы себе поставим?
III. Ознакомление с новым материалом

1. Знакомство с термином «фразеологизм»
- Кому уже знакомо это слово «фразеологизм»?
- А какие фразеологические оборы вы знаете? (если не ответят, то назвать несколько известных) - Вы неоднократно слышали от своих родных такие фразы « Летишь сломя голову», «Что нос повесил», «Пишешь, как курица лапой». - Кто еще назовет такие выражения? В русском языке много устойчивых выражений и оборотов, свойственных только этому языку. Если их дословно перевести на другой язык – смысл будет потерян. Называются они фразеологизмы. - "Фразис" в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос – «слово, понятие».
2. Понимание и вычленение фразеологизмов из текста
Русский язык очень богат фразеологизмами. - Для чего они употребляются в речи? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительнее. С их помощью человек ярче выражает мысли.) -Проверим, правы ли мы, делая такое предположение. - Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение и скажите, какие фразеологизмы здесь встретились. -Попробуем объяснить их значение. Глеб у доски повесил нос. Глеб у доски стоял грустный. Краснеет до корней волос. Он покраснел от стыда. Он в этот час как говорится, Он в этот час Готов сквозь землю провалиться. Готов спрятаться от всех подальше. О чем же думал он вчера, О чём же он думал вчера, Когда баклуши бил с утра? Когда с утра ничего не делал? - Какие фразеологизмы нам встретились? - Заменим фразеологизмы синонимами и прочитаем стихотворение. - Сравните стихотворение с фразеологизмами и без них. -Какой вывод можно сделать? (Фразеологизмы действительно украшают нашу речь и делают ее выразительнее) - А как вы думаете, где можно узнать значение неизвестных вам фразеологизмов? (Показ разных фразеологических словарей)
IV. Первичное закрепление нового материала

1. Выбор фразеологизма.
- Ребята, выполним задание №4, найдем из двух словосочетаний фразеологизм и объясним его. Золотые зубы, золотые руки. Медвежья услуга, медвежья берлога. Волчий хвост, волчий аппетит. Важная деталь, важная птица.
Попасть в яму, попасть впросак. Прийти в голову, прийти в школу. - Хорошо, молодцы, вы справились с заданием.
2. Установление соответствия
- Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Соедините фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом) Раздать карточки на парту Клевать носом медленно Водить за нос мешать Делать из мухи слона дремать Свалиться, как снег на голову обманывать Вставлять палки в колёса неожиданно В час по чайной ложке преувеличивать - А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Фронтальная проверка
3. Тренировочные задания на выявление фразеологизмов и их

осмысление
- А теперь проверим, понимаем ли мы фразеологизмы. Я говорю предложение, а вы мне объясняете их значение. 1) Настя после контрольной работы повесила нос 2) Владик на уроке молол языком. 3) Георгий в перемену ходил на голове. 4) Данил живет у черта на куличках. 5) Катя не слушала учителя, она витала в облаках. 6) Новую тему Костя пропустил мимо ушей. 7) У мамы хлопот полон рот. - Скажите, а мы пользуемся фразеологизмами в своей речи? - В каких случаях можно использовать фразеологизмы в своей речи?
4. Игра «Фразеологический зверинец»
- Предлагаю поиграть в игру под названием «Фразеологический зверинец» - Я буду вам говорить начало фразеологизма, а вы будете говорить конец и объяснять, что же он обозначает. Хитёр как …(лиса) Труслив как …(заяц) Голоден как …(волк) Здоров как … (бык) Изворотлив как …(уж) Надут как …(индюк) Нем как …(рыба) Грязный как …(свинья) Упрям как …(осел) Болтлив как …(сорока) Колючий как …(еж)
- Но если вместо этих фраз можно сказать одно слово, зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? - Действительно, фразеологизмы помогают речи быть яркой, эмоциональной, выразительной.
V. Итог урока. Рефлексия
-Скажите, с какими выражениями знакомились? -Что показалось вам сегодня трудным? -Почему так получилось? -Какое задание оказалось самым легким? Оценить свою работу на уроке, при помощи фразеологизмов. Выберите тот, который наиболее точно отразит вашу работу на уроке. проще пареной репы; - зарубить на носу; - сломать голову; - бить баклуши; - не покладая рук; - открыть Америку;


Яндекс.Метрика