Напоминание

Конспект урока по русскому языку на тему "Соединительные и противительные союзы. Различие союзов "а" и "но""

Автор: Голубева Марина Вячеславовна

Должность: студентка

Учебное заведение: ФБГОУ ВПО "Оренбургский государственный педагогический университет"

Населённый пункт: город Оренбург

Наименование материала: статья

Тема: Конспект урока по русскому языку на тему "Соединительные и противительные союзы. Различие союзов "а" и "но""

Описание:

Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему "Тема Соединительные и противительные союзы. Различие союзов "а" и "но""

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=5070

Опубликовано 30.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема: Соединительные и противительные союзы. Различие союзов «а» и

«но»

Цели:

Образовательные:
 Дать представление о средствах связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;  Показать какую роль в предложении играют союзы и, а, но;  Работать над развитием устной и письменной речи учащихся, отрабатывать орфографические навыки.
Развивающие:
 Развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых предложений;  Повышать познавательную деятельность учащихся;  Развивать пунктуационные навыки.
Воспитательные:
 Воспитывать любовь к русскому языку.  Воспитывать у детей такие качества, как: взаимопомощь и товарищество;  Воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу других.
Оборудование:
Рабочие тетради, учебник, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, толковый словарь и другие справочники.
Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока.

I.

Организационный момент.

а). Вступительное слово учителя
Прозвенел звонок, Начинается урок русского языка. - Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь! Садитесь! Русский – для многих стал родным языком. Потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения. Итак, начинаем!

II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся: Сегодня мы с вами начнём наш урок с минутки чистописания и словарной работы.
III. Минутка чистописания.

а). Пальчиковая гимнастика.
- Откройте тетради и запишите Двадцать четвертое ноября. Классная работа. Помните о правилах письма: Тетрадь я правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкою слежу, На отлично напишу!
б). Загадка о букве:
- О какой букве идёт речь? В этой букве нет угла, Оттого она кругла, До того она кругла, Покатиться бы могла. (О букве О).
в) Запись заглавной буквы О.
Оо Оо
д) Запишите слова, которые начинаются с буквы О.
Орех, орешек, ореховый. - Что можно сказать о этих словах? (однокоренные) - Разберите по составу. Крепкий как орешек – значение из словаря (раздаточный материал) Прочный как алмаз
IV.Словарная работа
.
а)Знакомство с новым словарным словом.
-О каком слове идёт речь, вы определите по лексическому значению. Прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы. Что это? (Алмаз) -Запишите слово, определите ударный слог, подчеркните гласную, которую нужно запомнить. - Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Парный согласный на конце слова или сомнительный согласный). -Проверьте, запишите рядом проверочное слово. (Алмазы) - Образуйте имя прилагательное. -Какое слово получилось? (Алмазный). - Выделите корень в однокоренных словах.

б)Немного из истории предмета.
Знаете ли вы? Что алмаз – простой углеводород. Его родственник - сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э. IV.
в) Работа с деформированным предложением.
- Составьте предложение из слов:ели, скачут, лакомятся, в ветвях, орехами, белки, и. - Работаем в парах. (составляем устно предложения) - Запишите предложение, выделите грамматическую основу. (На доске) (В ветвях ели скачут белки
и
лакомятся орехами.)
V) Актуализация знаний.
- Дайте характеристику предложения. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное) - С помощью чего мы соединили однородные сказуемые ? (или слова, которые называют действия белок )? (союза «и») - Что такое союз? (Служебная часть речи).
История языка. Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и

С.И.Ожегова.
- В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова». - В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения». - Сравните определения союза. -Чем они отличаются? Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке учёные лингвисты знали о языке и его законах больше, чем учёные 19 века, что и отразилось в словарях.
д) Постановка проблемы.
Откройте учебник на стр. 118, посмотрите упр. 206. (Выводим упражнение на доску) устно составьте предложения, соединяя их части с помощью союзов. Я сделал математику и… Я сделал математику, но… пошёл в кино Я сделал математику, а … - С каким союзом предложение получилось? - Что делает союз и?( соединяет) - Как вы думаете, что делают в предложении союзы но , а? ( противопоставляют) Какая тема нашего урока? (Соединительные и противительные союзы. Различие союзов «а» и «но»)

Тема урока: Соединительные и противительные союзы. Различие союзов

«а» и «но»

V. Поиск решения.

1). Наблюдение по учебнику. Стр. 119 упр.207
Ученики читают стихотворение, затем записывают в тетради и выполняют задание.
Сделайте вывод:
Что делают соединительные союзы? А противительные?
VI. Физминутка
Внимание на доску! VII.
Первичное закрепление.
а) Письменное выполнение упр.208. Проверка слов с недостающими буквами. б) Что противопоставляет союз «но»? Проведем исследование: 1) замените союз но союзом а. 2) замените союз но союзом и. В каком случае смысл в целом не менялся? В каком замена совершенно не допустима? Почему? VIII. Работа по карточкам. Сравнительный анализ предложений. - Соедини линиями части предложения и подбери подходящий союз. - Выполни разбор одного из предложений. Наступила золотая осень и к вечеру погода улучшилась. С утра шёл дождь а им помешал дождь. Ребята собирались в лес но на осинках поредела листва. -Чем отличаются по смыслу предложения, когда их части соединены союзами И, НО? ( В предложении с союзом (но) действия предметов противопоставляются, а с союзом (и) действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия).
Какова смысловая роль союзов и, а, но ? У союза и Соединительная роль или роль перечисления У союза а Разделительная роль У союза но противительная роль
I

Х.Итог урока (на карточках отвечают или устно вслух)
- Что нового узнали на уроке? 1) Какую роль в предложении выполняют соединительные союзы? А противительные? 2) Какая информация была для вас совершенно новой? 4) Какие термины вы запомнили на уроке, которые помогали вам успешно работать на уроке?
Х.Рефлексия урока.
1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3.Еще придется потрудиться. 4.Да, трудно все-таки учиться!
XI. Заключительное слово учителя.
-Ребята, чтобы знать русский язык, понимать его силу и красоту нужно любить и обязательно его учить. Умело пользоваться справочниками и словарями. (Выставка книг). «Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда в нём самом!
XII. Домашнее задание
- Благодарю всех за работу!


Яндекс.Метрика