Напоминание

"Словарно-орфографическая работа как средство интеллектуального развития младшего школьника"

Автор: Лебединская Ирина Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ Лицей № 6

Населённый пункт: город Волгоград

Наименование материала: статья

Тема: "Словарно-орфографическая работа как средство интеллектуального развития младшего школьника"

Описание:

Через словарно-орфографическую работу происходит ознакомление учащихся с языком, т.е. возможность приобщить к истории языка, к культуре русского народа, развитие интереса к окружающему миру, потребность узнавать и познавать его. Работа носит творческий характер, требует выбора разных форм обучения (игра-конкурс, самостоятельная работа по заданию учителя, совместный сбор информации с родителями и др.) Интеллектуальное развитие невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи, понимания смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – всё это задачи уроков русского языка, литературного чтения. Результат достигается интеллектуальной насыщенностью уроков. Результативность выражается в повышении качества знаний, в развитии творческих способностей устойчивого интереса к предмету.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=5113

Опубликовано 12.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 6 ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

Тема: «Словарно-орфографическая работа

как средство интеллектуального развития

младшего школьника»



Лебединская И.Г.


учитель начальных классов I квалификационная категория Волгоград, 2016
Система развивающего обучения побуждает к поиску новых методов и материалов для работы с учащимися.
Главной целью
любого учебного предмета является развитие личности ребёнка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей.
Основная задача
опыта заключается в том, чтобы способствовать расширению кругозора учащихся, углублению знаний об окружающем мире, благоприятствовать развитию ребёнка как личности, анализировать умственную деятельность детей, дать возможность для полноценного развития речевых способностей, формирования самостоятельности и ответственности. Через словарно-орфографическую работу происходит ознакомление учащихся с языком, т.е. возможность приобщить к истории языка, к культуре русского народа, развитие интереса к окружающему миру, потребность узнавать и познавать его. Работа носит творческий характер, требует выбора разных форм обучения (игра-конкурс, самостоятельная работа по заданию учителя, совместный сбор информации с родителями и др.) Интеллектуальное развитие невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи, понимания смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – всё это задачи уроков русского языка, литературного чтения. Результат достигается интеллектуальной насыщенностью уроков. Результативность выражается в повышении качества знаний, в развитии творческих способностей устойчивого интереса к предмету. Важную роль в интеллектуальном развитии, я считаю, играет словарно- орфографическая работа на каждом уроке русского языка, внимательное отношение к речи учащихся. Обогащение учебного материала осуществляется за счёт:  введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обогащения изученного; “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка”. К.Д. Ушинский
 увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;  расширения объёма работы с понятиями и терминами;  включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательного и познавательного характера. Обогащение и уточнение словарного запаса связано с формированием навыков правильной речи. С первого класса, при обучении грамоте, урок начинаю с чистоговорок, фонетических зарядок. Дети с удовольствием и интересом декламируют, заучивают небольшие по объёму стихотворения.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в 1 классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «работа» и другие, запоминают написание слов «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, можно разделить по тематическим группам: «Животные», «Школа», «Растения», «Профессии», «Инструменты» и др. Словарные слова пишутся крупным шрифтом на карточках, орфограммы выделяются зелёным цветом. На слова, которые включались в творческие работы, заводятся особые листы-справочники (см. Приложение № 1) , в них записывается языковой материал. Материал помогают собирать сами учащиеся. Этот материал используется на уроках грамматики и правописания, развития речи с целью включения в разнообразные виды упражнений, закрепления навыка грамотного написания трудных слов. Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Учитель должен найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить словосочетание в предложении, связном тексте. На уроке эта работа может быть проведена на любом этапе:  в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников;
 в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума;  в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ

I э т а п: Знакомство с новым словарным словом.
Способы предъявления нового слова: a) чтение загадки, отгадывание учащимися; b) рассматривание предметной картинки; c) описание признаков предмета или предъявления слова-синонима, слова- антонима.
II э т а п: Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём «трудное» место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.
III э т а п: Работа над лексическим значением словарного слова.
Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. Если позволяет новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно. В этом случае ознакомление с лексическим значением слова осуществляется на фоне двух предметов. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества , способствует более прочному овладению орфографией слова, изменяет методику ознакомления с написанием нового слова.
IV э т а п: Запись словарного слова.
Дети самостоятельно находят его в орфографическом словаре, записывают его в «словарик», а затем в тетрадь, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно- орфографической работы приучает детей к самостоятельной деятельности.
V э т а п: Работа над зрительным образом словарного слова.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощённом и сокращённом варианте – ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создаёт благоприятные условия для запоминания слов. Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать такой приём, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ (см. Приложение № 2 п.5.2), который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
VI э т а п: Литературный материал.
Для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель используется литературный материал : стихотворения детских поэтов, фрагменты из художественных произведений для детей , а также загадки, пословицы, поговорки и фразеологизмы. Эффективному запоминанию орфограмм словарных слов помогает использование СТИХОТВОРЕНИЙ СОПОРАМИ и РИФМОВОК-ПОДСКАЗОК. (см.Приложение № 2 п.5.1). Для этого каждое стихотворение и рифмовка пишется на отдельной табличке или плакате, а словарные слова, включённые в них, выделяются зелёным цветом. Стихотворение или рифмовка читается сначала учителем, затем один-два раза учащимися хором и индивидуально. Потом выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той гласной, написание которой надо запомнить, а сами слова записываются в словарик или тетрадь. Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения ц е л о г о р я д а у с л о в и й, главными из которых являются следующие. 1. Чёткое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения). 2. Сочетания словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем. 3. Необходимы тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Использование приёма создания ассоциативного образа к словарному слову. 4. Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарём. 5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

В процессе обучения, когда младшие школьники уже познакомились со словарным словом, можно использовать следующие виды упражнений (см. Приложение № 2), направленные на закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков: 1. Творческое списывание. 2. Письменные ответы на вопросы. 3. Игра «Верно ли?» 4. Словарные диктанты: - объяснительный диктант с лексическим заданием; - узнай слово по этимологической справке; - диктант с обоснованием; - самодиктант. 5. Орфографические упражнения. 6. Стихи-опоры и рифмы-подсказки, ассоциативные образы. 7. Задания на замену развёрнутого определения одним словом. 8. Упражнения фонетического характера. 9. Словообразовательные упражнения. 10. Морфологические упражнения. 11. Синтаксические упражнения. 12. Упражнения лексического характера. 13. Упражнения-наблюдения над многозначностью и омонимичностью словарных слов, их прямым и переносным значением, антонимами и синонимами. 14. Упражнения-наблюдения над фразеологизмами. 15. Упражнения с использованием пословиц и поговорок со словарными словами. 16. Задания для выборочного диктанта. 17. Загадки для словарного диктанта. 18. Кроссворды, ребусы, изографы, шарады.
Физкультминутка
не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Она представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Таким образом, при изучении словарного слова, можно использовать тематическую физкультминутку. (см.Приложение № 3) Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности, учащихся на уроке. При этом форсируется ранее обучение детей, не увеличивается объём учебного материала. Учитель лишь использует те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.
Сделать работу со словарными словами более эффективной, интересной и разнообразной помогают следующие пособия:  О.Н. Лёвушкина. Словарная работа в начальных классах.  Т.М. Анохина. Работа со словарными словами. Занимательные материалы.  Н.В. Лободина. Словарно-орфографическая работа.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ОБРАЗЕЦ ЛИСТА-СПРАВОЧНИКА

МОЛОКО

Толкование
Молоко – продукт питания (белая жидкость, получаемая от коров, коз, лошадей и других животных.)
Однокоренные

слова
Молочко ,молочишко, молочник, молочный, молоковоз, кисломолочный
Происхождение
Очень старое слово. Первичное значение слова – «влага,
жидкость».
Пословицы
Не будет молока, коли у коровы тощие бока. Есть молоко, да доставать далеко. Корова в тепле – молоко на столе.
фразеологизмы
Молоко на губах не обсохло (о молодом, неопытном) Попасть в молоко (промахнуться, попасть мимо) Кровь с молоком (о светлом румяном лице или о пышущем здоровом человеке)
Скороговорка
Меланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
Загадки
Чисто, да не вода. Клейко, да не смола. Бело, да не снег. Сладко, да не мёд. (Молоко)
Литературный

материал
Наступает час молчанья И дыханья ветерка, Час коровьего мычанья И парного молока. А. Степанов .
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

1.

Творческое списывание
.
Задание
: Напишите на месте точек подходящие по смыслу слова. 1) …. – прозрачные краски, разводимые в воде, и картины, написанные такими красками. 2) Солнце всходит на …, а заходит на ….
(учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: акварель, восток, запад .)
2.

Письменные ответы на вопросы.
Как называется …. …. тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, коллекций, фотографий? (альбом)
3.

Игра «Верно ли?»
Верно ли, что… …слово
газета
образовано от слова
газ
? (Неверно. Слово
газета
образовано от итальянского газа, что значит «сорока» - изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира». )
4.

Орфографические упражнения.

Задание
: вставьте пропущенные буквы. Зимой у л..паты не было дела, От горя и грусти она заржавела. Весной ..г..род она стала копать И заблестела опять.
5.

Стихи-опоры и рифмы-подсказки, ассоциативные образы.
1) ПЛАТЬЕ
Пальто, платье
и
платок
С буквой «А» пиши, дружок! Не забудь про
сапоги
! «А» да «О» им не враги! 2) Вопросы учащимся: - Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Ягоды) - Какую форму они имеют? (Форму шара) - Какую букву напоминает шар? (букву «о») Далее дети выполняют схематический рисунок слова «ягода»
6.

Задания на замену развёрнутого определения одним словом.

Задание
: Ответить письменно одним словом: - Комната для занятий в школе. (Класс); - Человек, который едет в поезде. (Пассажир); - Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам. (Аллея)
7.

Упражнения фонетического характера.

Задание
: Запишите словарные слова, имеющие ударение на первом, втором, третьем слоге.
Например
: заяц, дорога, телеграмма.
8.

Словообразовательные упражнения.

Задание
: От слов
корова, берёза, сосна, яблоко
образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
9.

Морфологические упражнения.


Задание
: Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных. Интересный случай. Аккуратный ученик. Берёзовая аллея. Русский язык.
10.

Синтаксические упражнения.

Задание
: Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словарным словом своё предложение. Узкие стальные полозья, прикреплённые к обуви для катания на льду. (Коньки) Комната для занятий (Класс).
11.Упражнения лексического характера.

Задание
: Выпишите из словаря слова на заданную тему : «Птицы», «Овощи», «Домашние животные» и т.д.
12.

Упражнения-наблюдения над многозначностью и

омонимичностью словарных слов, их прямым и переносным

значением, антонимами и синонимами.

Задание
: к данным словам подберите синонимы. Составьте сними предложения. Багаж, вместе, дорога, машина.
13.

Упражнения-наблюдения над фразеологизмами.

Задание
: Вспомните, когда так говорят. Ждать у моря погоды. На орехи достанется. Хвататься за соломинку.
14.

Упражнения с использованием пословиц и поговорок со

словарными словами.

Задание
: Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте пословицу. Напишите составленные пословицы. Старую, хитростям, не, лисицу, учат. Лисичка, живёт, волка, сытнее, всегда.
15.

Задания для выборочного диктанта.

Задание
: Выписать только словарные слова. Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На грядке сорвать неплохо Крупный красный помидор! Пробежишься огородом – Съешь морковку мимоходом!
16.

Загадки для словарного диктанта.


Задание
: Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните орфограмму в словарном слове.
17.

Кроссворды, ребусы, изографы, шарады.

Задание
: Это кресс-кроссворд. Найдите и аккуратно подчеркните карандашом 10 словарных слов. П . О М И Д О О Р О О М О Р К О В Ь Г М А Г О Р О О Д У И Л О О В А Щ И Р Д Ь Р Е Б Я Т А Е О Ч О К Л А С С Ц Р И Д Е В О Ч К А В К А Ф М И Л И Я Выпишите найденные слова в алфавитном порядке. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. Ответ: помидор, морковь, огурец, мальчик, огород, ребята, класс, девочка, фамилия.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

Ветер
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите! Карусель остановите, Раз— два, раз— два! Вот и кончилась игра!

Облако.
Беленькое облако Округленные руки перед собой Поднялось над крышей Поднять руки над головой Устремилось облако Выше, выше, выше Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.


Яндекс.Метрика