Напоминание

"Безотметочные формы оценивания результатов освоения ООП НОО. ""

Автор: Шеронова Наталия Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №27"

Населённый пункт: город Чебоксары

Наименование материала: статья

Тема: "Безотметочные формы оценивания результатов освоения ООП НОО. ""

Описание:

В данной статье представлены безотметочные формы оценивания деятельность первоклассников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=5131

Опубликовано 18.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Безотметочные формы оценивания результатов освоения ООП НОО.
1. Содержание. 1. Введение. 2. Безотметочные формы оценивания результатов освоения ООП НОО. I. Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в соответствии с ФГОС. II. Ведение документации III. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности 3. Заключение. 4. Литература.
Проблема проекта
: недостаточный личный опыт безотметочного обучения младших школьников.
Цель проекта
: выявить наиболее оптимальные и эффективные методы безотметочного оценивания в 1 классе.
Задачи проекта
: 1) изучить систему оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы (по ФГОС НОО) 2) описать и отобрать наиболее доступные и эффективные приемы оценочной деятельности в 1 классе 3) проанализировать фрагмент урока в 1 классе с самоанализом
Ожидаемый результат
: повышение информированности учителя о путях применения безотметочных форм оценивания в 1-4 классах
Конечный продукт
: материал для выступления на ШМО начальных классов по теме: «Безотметочные формы оценивания результатов освоения ООП НОО».
Введение

Основные особенности стандартов второго поколения – подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата – требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего, меняется её роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся– обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования, родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка, учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение ребенка.

Организация системы оценивания учебных достижений младших

школьников в условиях безотметочного обучения в соответствии с ФГОС.
С первых уроков надо дать возможность детям оценивать прошедший урок. На уроках письма и математики они на полях ставят себе кружочки, соответствующие их результатам работы: красные - превосходно, синие - хорошо, зелёные - не очень хорошо. Затем своё оценивание показывают учителю. Для этого можно сделать каждому ребёнку шкалу оценивания: на картонной полоске наклеить три цветные полоски: красного, синего и зелёного цвета. А сверху надеть бегунок. Дети двигают его, выбирая цвет, соответствующий их результату работы на уроке. Эта рефлексия станет после двух месяцев обучения основой для адекватной самооценки своих учебных действий. Оценивается каждая учебная задача, каждый шаг ребёнка. За урок они могут получить несколько кружочков и могут несколько раз оценить свои действия. Учитель учит сравнивать цель и результат. Дает детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведет диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? Кто заработал слово «Молодец», «Хорошо», «Превосходно» «Отлично»? – Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? Что бы вы сделали по-другому? Затем переходит к следующему этапу: учит видеть ошибки, сравнивать свою работу с эталоном. Дети пишут на доске буквы, цифры, а учитель спрашивает: «Дети, кто заметил неправильное написание или соединение и может его исправить?» Ученики с удовольствием выходят к доске и выполняют сравнение. Обязательно найдутся дети, кто увидит неправильно написанный элемент или недовведенный элемент. При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель дает ученику кружок или разрешает нарисовать его себе в тетради красного цвета. Ещё он готовит детей признавать свои ошибки, не расстраиваться. Многие, к концу второго месяца обучения, перестают огорчаться, а просто работают и просят разрешения на исправление ошибки. (по математике и письму). В случае признания ошибки, кружок в тетради закрашивают не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет. Конечно, бывают случаи, когда ребёнок совсем не справляется с учебной задачей, в таком
случае он себе рисует пустой кружочек. Когда учитель научит детей самооценке, он перестает проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предложит ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Систему оценивания выстраивает таким образом, чтобы ученики включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. Оценивает только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные его качества. Оценивает только то, чему учит. Оценивание может быть
критериальным
. Основная задача, которая стоит перед системой отечественного образования - это переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Такими способностями может обладать только человек, лично состоявшийся. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами – это основной «вектор взросления». Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей. Одна из целей реформирования в системе школьного оценивания состоит в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволяет, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки. Обучение в младших классах очень важный этап на школьном жизненном пути. От того, как он начнётся, будет ли он успешным для ребёнка, во многом зависит весь дальнейший путь ученика. В этом направлении у нас есть определенный опыт. Понимая, что каждый ребёнок индивидуален, что у каждого свой темп, ритм работы, свои ведущие сенсорные восприятия, надо организовать процесс обучения так, чтобы каждый ребёнок мог выполнить задание по своим силам. Для этого использовать при подготовке домашнего и дополнительных заданий разноуровневые задания. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении новых вершин. Вчера не понимал - сегодня понял. Вчера не умел - сегодня научился. Вот где радость! Как важно не нарушить такую внутреннюю организацию ребенка, он вечно в развитии, он растет, умнеет, развивается. И разве можно оценить этот процесс развития с помощью отметок? Можно ли быть успешным, когда тебе за то, что ты не понял, ставят двойку? Нет! Успешным будет тот, кто сравнивает себя с самим собой, а не с другими. Многолетний опыт такой работы, приемы и формы ее реализации есть в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Можно опереться на опыт таких
педагогов как А.Б. Воронцов, Э.И.Александрова, А.К.Дусавицкий, Е.И.Матвеева и др. и реализовать систему безотметочного обучения, неотъемлемой частью которой является критериальное оценивание. Для этого просто необходимо было сотрудничество учащихся и учителя по освоению контрольно-оценочной деятельности в рамках образовательного процесса, и, конечно же сотрудничество с родителями. Оглядываясь назад, нужно сказать, что самое трудное было перейти от контроля и оценки по конечному результату к процессуальному контролю и оценке достижений учащихся, отказаться от сравнения детей друг с другом, а сравнивать только прошлые и настоящие достижения. Для этого необходимо проработать все предметное содержание курсов русского языка, математики и определить учебные задачи, которые будут решаться на каждом этапе. В связи с этим, нам пришлось пройти серьезную теоретическую подготовку, в процессе деловых игр с коллегами научить друг друга и помочь ответить на возникающие вопросы. Так в совместной работе с коллегами можно создать контрольно-оценочные пакеты за курс начальной школы по предметам: русский язык, математика, литература. Пакеты включат в себя тестовые-диагностические, самостоятельные и проверочные работы по каждой теме. При критериальном оценивании образовательный процесс строится таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка. «Оценочные шкалы должны быть все время разные, чтобы система оценок не была привязана только к пяти-десяти-сто балльной шкале, а обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости ученика. К примеру, показывала разницу между пятнадцатью и пятью ошибками в диктанте у ребенка с логопедическими проблемами.» (Г.А.Цукерман) Если учитель действительно хочет формировать умения детей объективно оценивать свои действия, то это надо делать на каждом уроке. Кроме того, проводятся специальные уроки контроля и оценки. Смысл этой работы – сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными шкалами. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда можно воспитать относительно адекватную самооценку. Начинается эта работа с курса «Введение в школьную жизнь». Его цель - обучение детей способам учебного сотрудничества с взрослым, сверстниками и самим собой. Материалом для тренинга учебного общения служат дошкольные задачи на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание, схематизацию и др. Основные усилия на этом этапе сосредотачиваем на освоении детьми
умений договариваться, обмениваться мнениями, просить о помощи, оценивать и благодарить друг друга как школьники. В течение 10 дней дети получают опыт успешного взаимодействия в различных учебных ситуациях, из которых будет складываться их дальнейшая школьная жизнь. Не менее серьезная работа проводится с родителями, которые привыкли к пятибалльной системе оценивания, как средству, которое показывает уровень обученности ребенка. Для начала мы знакомим родителей с положением «О безотметочном обучении». В течение учебного времени проводятся родительские рефлексии, консультации. Самый «больной» вопрос родителей «Как я узнаю, знает мой ребенок предмет или нет?». Ответом на этот вопрос служат тетради «Динамика моего продвижения по...». В данной тетради содержатся оценочные листы по предмету. Пример оценочного листа по теме: Проверка орфограмм слабых позиций Умения ТДР СР СР ТДР 1. Умею находить орфограммы слабых позиций 2. Умею выделять в слове окончание и основу 3. Умею проверять орфограммы, изменяя слово 4. Умею проверять орфограммы по словарю 5. Умею проверять орфограммы по правилу После проведения соответствующей работы ребенок оценивает помощью цвета или символами свою работу по каждому умению. И в конце изучения темы мы видим динамику продвижения ребенка. Видит свои проблемы и сам ученик. В зависимости от полученных результатов строится коррекционная работа на уроках, подбираются индивидуальные задания. В связи с переходом на безотметочную систему обучения возникла необходимость «своего» дневника, который бы помог рефлексировать свою деятельность и быть связующим звеном между учителем и родителем. По окончании учебного года, каждый ребенок и его родители получают «Справку о содержательной оценке за ... класс», а родители еще и пакет достижений своего ребенка. И, надо сказать, что недоверие со стороны родителей уходит, потому что они получают больше информации о своем
ребенке. А самое важное - ребенок сравнивает себя с самим собой. Он не боится отвечать, высказывать свое мнение. Он сам видит свой рост. Видим его и мы – его учителя. Приведу некоторые данные, полученные в результате психологического тестирования в моем классе: Самооценка. 1 класс 2 класс 3 класс Адекватная 36% 48% 71% Неустойчивая 48% 40% 21% Заниженная 16% 12% 8% Коэффициент удовлетворенности с собой. (самодостаточность) 1 класс 2 класс 3 класс В норме 68% 92% 83% Низкий 32% 8% 17% Тревожность. 1 класс 2 класс 3 класс В норме 80% 96% 96% Явно повышенная 12% - - Высокий уровень 8% 4% 4% Из полученных данных можно увидеть рост учащихся с адекватной самооценкой, снижение уровня школьной тревожности и повышение коэффициента удовлетворенности собой. При введении курса русского языка, учитель может научить детей на уроке прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки: !-справлюсь !?-сомневаюсь ?-не справлюсь Затем проводит проверку по эталону, самооценку. -Посмотрите, какой значок вы поставили на полях пред выполнением задания. Подтвердились ли ваши ожидания? Поставьте рядом новый знак. -У кого знаки до начала работы и после окончания совпали? У кого не совпали? Как вы думаете, почему?
Опрос учащихся: -Какое задание выбрал? Подтвердились ли твои ожидания? Какую цель поставишь перед собой? Теперь на уроках дети ставят уже не разноцветные кружочки, а плюсы и минусы. Нет ошибок – делай отметку на самом верху, все ошибки – в самом низу, интересно, когда два ребенка отмечают свои достижения на одной линеечке. Если учитель согласен, то обводит достижения ученика. (Отличие линеечек от стандартных оценок в том, что их нельзя накопить, сделав предметом сравнения). Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать, сличать свои действия с образцом. Ребенок имеет право на сомнения и незнание. Это право оформляется не только устно, но и вводятся знаки «сомнения», которые очень высоко оцениваются. Необходимо учить ребенка отделять известное от неизвестного, иногда возможно давать оценку высших достижений: «самый быстрый», «самый грамотный», но с этой системой нужно быть очень осторожным, так как атмосфера соревновательности иногда выходит во вред. Чтобы приучить детей писать грамотно, чтобы они внимательно отнеслись к своим ошибкам, в классе на уроках русского языка проводится игра «Ситечко». На отдельных листочках ученики выписывают слова, в которых они допустили ошибки. В конце четверти подсчитывается, сколько слов попало в «ситечко». Чем меньше слов, тем лучше. Затем ребята заучивают слова и пишут их под диктовку соседа по парте. На новую четверть заводится новый листочек. Ребята проявляют интерес к этой игре, им нравится добиваться пустого «ситечка». Эта игра ценна и тем, что обогащает словарный запас детей и развивает речь. Темы для записи слов могут быть самыми разнообразными. Можно давать задания по теме, которая изучается в данное время в классе. А можно в целях пропедевтики давать задания по темам, которые будут изучаться в будущем. Например, предлагаю ученикам записывать на листочке глаголы с частицей не, хотя эту тему ещё не изучали. Чтобы задание было выполнено без ошибок, даётся образец: Удобным инструментом для дифференцированной оценки оказались «волшебные линеечки», с помощью которых можно предельно лаконично оценить всё, что подлежит оцениванию. Например, после первой самостоятельной работы по звуковому анализу, в которой ребёнок должен представить в звуковой схеме только количество звуков в слове,
можно попросить детей провести в тетради под схемами линеечку длиной в 10 клеток и отметить середину линеечки. 1. (начало линеечки) Все звуки слова на месте, я ни один звук не потерял. 2. (середина линеечки) Половина звуков потерялось, а половина на месте. 3. (конец линеечки) Не нашёл ни одного звука. Ученикам предлагается поставить крестик на этой линеечке там, где они считают нужным. Когда учитель проверяет тетради учеников, он ставит свою оценку умения определять количество звуков в слове на той же линеечке, исходя из простой арифметики. Если в работе было три слова из 3, 4 и 5 звуков, то всего ребёнку предстояло выделить 12 звуков. Следовательно, крестик посередине ставится при пропуске 6 звуков, крестик в левой стороне при пропуске трёх и менее звуков. Если самооценка ребёнка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик красной ручкой. Когда учитель возвращает детям их первую самостоятельную работу по звуковому анализу, то сначала называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень хвалит: «Эти ученики уже умеют делать трудное и важное дело – они умеют оценивать себя сами! Некоторым ещё надо потренироваться в выделении звуков, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься». Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены только в сравнении со следующей работой. Если ребёнок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляется надёжное основание для самоуважения, сознательного и оптимистического отношения к себе, к своему учебному труду. Лесенка успеха !-отлично (повышенная сложность) +-хорошо, норма Х-ниже нормы ?-доработать Работа над лесенкой проходит быстро, весело и с большой пользой для детей. А учитель создает условия для эффективной самооценки работы на уроке При введении безотметочной системы оценивания неплохо бы следовать советам Г.А.Цукермана: 1. не скупись на похвалу;
2. хвали исполнителя, критикуй только исполнение (давай в этом примере найдем две ошибки); 3. ставь перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи Старайтесь не употреблять выражения: «не думал», «не старался», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других». Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств личности ребенка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается подлинный познавательный интерес к учению. При работе с учащимися заполняется карта индивидуального развития, лист индивидуальных достижений, индивидуальная карта оценки (самооценки), лист предметной деятельности учащихся. Все это помогает в работе, отслеживает результат не только учитель, но и большую работу оказывают родители, видят, как идет развитие их ребенка и на что следует обратить внимание. Помимо привычных контрольных работ, самостоятельных, можно проводить диагностические работы, требующие от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий. Результативность безотметочного обучения. 1. дети отличаются заметным уровнем креативности; 2. более низкий уровень фоновой тревожности, как у детей, так и у родителей; 3. обращает на себя внимание психологический климат в классе, где установка на взаимопомощь, сотрудничество; 4. отмечается более сплоченный и активный состав родителей 5. необходимость сопоставления внутренней самооценки с внешней 6. индивидуализация обучения (фиксация положительных реальных достижений в сравнении с предыдущими результатами) 7. повышение мотивации обучения. Правильно организованную оценочную деятельность следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции. Учителю начальных классов необходимо иметь чёткое представление о системе оценивания, чтобы сформулировать свои вопросы к ней, которые необходимо разрешить в процессе внедрения системы. Школа и раньше решала такие задачи, но в основе были все же знания. И обучение оценивалось на основе того, овладел ли ученик этими знаниями.
Теперь же разработаны механизмы, позволяющие оценивать эффективность обучения на основании личностных результатов. И поэтому логичным становится переход на безотметочное обучение – иначе сложно оценить результаты по сформированности универсальных учебных действий. Безотметочная система позволяет ребенку видеть собственное продвижение.
Правила оценочной безопасности.

1.Не скупиться на похвалу.

2.Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

3. «На ложку дёгтя – бочка мёда».

4.Ставить перед ребёнком только конкретные цели.

5.Формула «опять ты не …» - верный способ выращивания неудачника.
Иногда, учитывая особенности детей, надо устраивать праздники собственного роста. Хотя бы раз в год стоит повторять в точности ту же самую самостоятельную работу, что предлагалась год назад. Если ребёнок сам обнаружит, что недоступное вчера стало доступным сегодня, то вместо неуверенности в себе возрастёт самоуважение, гордость за свои достижения. Данные формы оценки учебной деятельности помогают ребёнку увидеть своё продвижение вперёд. Ученик ориентируется не на то, что он ещё не умеет, чему ещё не научился, а на то, что он уже умеет, чему научился. Использование данного подхода к оценке ученика позволит учителю не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и более эффективно формировать знания и умения. Фрагмент урока математики в 1 классе. На фрагменте этого урока я хочу показать прогностическую самооценку ребенка. Она труднее ретроспективной, где работа оценивается учеником после проверки ее учителем. Получив тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель. Или ребенок оценивает себя сразу после выполнения задания, до учительской проверки. Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, так как является точкой роста самой способности младших школьников к оцениванию себя. После математического диктанта детям предлагается оценить умение проверять полученный ответ. Те, кто уверен, ставит крестик вверху, кто не уверен-внизу. Потом раздать проверенный математический диктант и попросить поставить второй крестик по
результатам учительской проверки. Анализ: наиболее выразительные расхождения следует прокомментировать индивидуально или сказать, что надо учиться рассчитывать свои силы и ставить себе такую оценку, которой можно достичь, напрягая все силы. Только так ваши знания будут расти. Диктант №4 1. Напиши числа от одного до десяти. 2. Напиши цифру девять и следующее за ним число. 3. Сколько получится, если к восьми прибавить два? 4. Запиши число десять. Какая цифра стоит перед ним? 5. Какие одинаковые цифры надо сложить, чтобы получилось число десять? 6. Сколько получится, если от десяти вычесть единицу? Ведение документации. Документация учителя: По каждому предмету составляется рабочая программа на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в 1 классе в классный журнал не выставляются. Для того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому учебному предмету. В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее: -динамику развития учащихся за учебный период; - уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам; - уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности учащихся; - сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей; - выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. Документация учащихся: Для выполнения итоговой контрольной работы вводятся специальные тетради (листы), которые на протяжении года хранятся в школе и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. Администрация школы: В своей деятельности администрация школы использует для анализа все необходимые материалы учителей и учащихся (классный журнал, содержательный анализ
педагогической деятельности учителя за год, анализ проверочных и контрольных работ, тетради учащихся) для создания целостной картины учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, администрация классифицирует, используя информационные технологии, с целью определения динамики в развитии и образовании учащихся в течение первого класса. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей администрация проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя "проблемные" места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. Права и обязанности учащихся. Учащиеся имеют право: - на собственную оценку своих достижений и трудностей; - на оценку своей работы учителем; - на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни; - на ошибку и время для ее ликвидации; - на участие в разработке критериев оценивания своей работы; - на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий; - на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности. Учащиеся обязаны: - по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; - осваивать способы осуществления контроля и оценки; - иметь рабочие тетради, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика. Права и обязанности учителя Учитель имеет право: - иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; - самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся.
Учитель обязан: - соблюдать основные Положения безотметочного обучения; - соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся; - работать над формированием у учащихся самоконтроля и самооценки; - оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; - фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений; - доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. Права и обязанности родителей Родитель имеет право: - знать о принципах и способах оценивания достижений в данной школе; - получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка; - получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении своего ребенка. Родитель обязан: - информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; - посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. Ответственность сторон. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно- воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком.
Заключение
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся,
по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. Основная наша задача в оценочной деятельности – все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удается в учебе и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебного труда. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабых учеников, убивая у них жизнерадостность. Двойка в журнале или в дневнике ученика это наказание. Наказание же никому не приносит радости. Оценка оказывает воздействие на мотивационную сферу учащихся. Проанализируем переживания учащихся при получении ими разных отметок. Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей. В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся. Кроме того, педагогам полезно знать существующие методы оценивания в других странах.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Положение о системе оценивания по ФГОС. 3.Г.С. Ковалёва,О.Б.Логинова Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе, М.,Просвещение, 2011, часть 1, 2, 3. 4.Цукерман Г.А.Оценка без отметки. - Москва - Рига.-1999.


Яндекс.Метрика