Напоминание

Программа внеурочной деятельности "Ителлектика"

Автор: Солодова Инна Афанасьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 им.Д.Х.Скрябина" ГО "Жатай"

Населённый пункт: РС(Я) п.Жатай

Наименование материала: Статья

Тема: Программа внеурочной деятельности "Ителлектика"

Описание:

Новый стандарт предлагает педагогам конструировать программы внеурочной деятельности. Предлагаю программу "Интеллектика", для развития мыслительных способностей у детей 6-10 лет.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=5158

Опубликовано 25.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Программа внеурочной деятельности

«Интеллектика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральный образовательный стандарт диктует определенные требования к выпускнику. Он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, к реативным, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
Цель программы :
создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников;
повысить эффективность учебной деятельности через развитие

интеллектуальных способностей школьников.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть факультатив «Интеллектика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения 1. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание факультатива «Интеллектика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Общая характеристика факультатива. Факультатив «Интеллектика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. В своей работе я использую программу доктора психологических наук А.З. Зака – четырехлетний курс по развитию мышления. Курс предназначен для систематического развития основных мыслительных способностей у детей 6 – 10 лет с целью повышения их интеллектуальной готовности к средним классам. Занятия ведутся в 4 направлениях по развитию способности анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например, движение, подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности2 в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 33 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; – формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного

курса «Интеллектика».

1. «Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;  воспитание чувства справедливости, ответственности;  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
ПРОГРАММА ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ

АНАЛИЗИРОВАТЬ
Суммируя изложение характеристик видов задач «на группировку» (формы искомого в этих задачах и смысл дея тельности ребенка на разных занятиях), рассмотрим возмож - ные подходы к построению программы занятий по освоению задач «на группировку». Опираясь на материал, изложенный в разделах 2, 3 и 4 настоящей главы, отметим, что на материале задач каждого из трех видов («сходство», «отличие», «пересечение») детям дается 9 разных занятий, на каждом из которых они осваивают отдельные задания.
Занятие 1
– связано с, освоением детьми решения задач, где требуется найти один рисунок.
Занятие 2
— решение задач, где требуется найти пару рисунков.
Занятие 3
— решение задач, где требуется найти соотношение рисунков.
Занятие 4
— проверка решения задач, где требуется найти один рисунок.
Занятие 5
— проверка решения задач, где требуется найти пару рисунков.
Занятие 6
— проверка решения задач, где требуется найти соотношение рисунков.
Занятие 7
— составление задач, где требуется найти один рисунок.
Занятие 8
— составление задач, где требуется найти пару рисунков.
Занятие 9
— составление задач, где требуется найти соотношение рисунков. На занятиях 7, 8, 9 под составлением задач имеется в виду объективный смысл деятельности ребенка, который, субъективно, решает сложную задачу. Именно по такой программе построены 9 занятий на ма териале задач «сходство» 3-й степени сложности. 9 занятий на материале задач «отличие» 3-й степени сложности. 9 за - нятий на материале задач «пересечение» 3-й степени сложности (см. части II и III). Кроме указанных 27 занятий на материале задач «на группировку» 3-й степени сложности в цикл по развитию способности анализировать включены еще 9 занятий на ма териале
тех же трех видов задач «на группировку» 2-й степени сложности и 9 занятий тех же трех видов задач «на группировку» 1-й степени сложности. Следовательно, до того, как включиться в 9 занятий для решения задач «сходство» 3-й степени сложности, дети уча ствуют в трех занятиях на материале задач «сходство» 1-й степени сложности (занятие 1 — решение задач на поиск одного рисунка, занятие 2 — поиск пары рисунков, занятие 3 — поиск соотношения рисунков). Затем дети участвуют в трех занятиях, на которых решаются задачи «сходство» 2-й степени сложности (занятие 1 — решение задач на поиск одного рисунка, занятие 2 — поиск пары рисунков, занятие 3 — поиск соотношения рисунков). Таким же образом допол няются 9 занятий на материале задач «отличие» 3-й степени сложности (см. части II и III). Цикл задач по развитию способности анализировать на материале задач «на группировку» 3-й степени сложности, а также задач «на группировку» 1 и 2-й степени сложности преследует следующие цели. Во-первых, после решения задач 1 и 2-й степени сложности детям, особенно со слабой интеллектуальной подготовкой, легче включиться в решение задач 3-й степени сложности. Во-вторых, наблюдая за детьми, когда они решают задачи 1-й и 2-й степени сложности, учитель имеет возможность узнать, кто из детей при решении задач 3-й степени сложно - сти, то есть участвуя в 9 основных занятиях курса, испытывает затруднения. Наряду с указанным подходом в освоении задач «на группировку» в цикле занятий по развитию способности ана лизировать, можно использовать подход, который мы условно назвали «задачным». Вначале на 15 занятиях дети решают задачи «сходство», затем на 15 занятиях — задачи на «отличие», далее — на 15 занятиях — задачи «пересечение». Возможны и другие подходы в разработке программы занятий этого цикла. Разрабатывая программы, следует учитывать два обстоя тельства. Во-первых, задание «решить задачу» легче, чем за дание «проверить решение задачи», а последнее — легче, чем задание «составить задачу». Во-вторых, любое из этих заданий на материале задач, где требуется найти один рисунок, легче, чем то,, где требуется в задачах найти пару рисунков, а последнее легче, чем то, где в задачах требуется найти соотношение рисунков. Эти обстоятельства позволяют проводить занятия на материале задач «на группировку» по двум программам. Так, в одной программе выделяются блоки по 9 занятий. Первый блок включает занятия 1, 2, 3 на материале задач «сходство» 1-й степени сложности. Затем — занятия 1, 2, 3 на материале задач «отличие» 1-й степени сложности. Далее — занятия 1, 2, 3 на материале задач «пересечение» 1-й степени сложности. Второй блок включает занятия 1, 2, 3 на материале задач «сходство» 2-й степени сложности. Затем — занятия 1, 2, 3 на материале задач «отличие» 2-й степени сложности. Далее — занятия 1, 2, 3 на материале задач «пересечение» 2-й степени сложности. Третий блок включает занятия 1, 2, 3 на материале задач «сходство» 3-й степени сложности. Затем — занятия 1, 2, 3 на материале задач «отличие» 3-й степени сложности. Далее — занятия 1, 2, 3 на материале задач «пересечение» 3-й степени сложности. Четвертый блок включает занятия 4, 5, 6 на материале задач 3-й степени сложности «сходство». Затем — занятия 4, 5, 6 на материале задач «отличие» 3-й степени сложности. Далее — занятия 4. 5, 6 на материале задач «пересечение» 3-й степени сложности. Пятый блок включает занятия 7, 8, 9 на материале задач «сходство» 3-й степени сложности. Затем — занятия 7, 8, 9 на материале задач «отличие» 3-й степени сложности. Далее — занятия 7, 8, 9 на материале задач «пересечение» 3-й степени сложности. Как видно, в основе только что изложенного подхода в построении программы цикла занятий лежит не «задачный» принцип (как раньше, когда дети сначала на 15 занятиях
решали задачи «сходство», затем на 15 занятиях — задачи «отличие» и далее на 15 занятиях — задачи «пересечение»), а «деятельностный» принцип. Согласно этому принципу занятия 1, 2 и 3 блоков посвя щены освоению решения задач. Занятия 4 блока — проверке решения задач. Занятия 5 блока — составлению задач. В рамках другой программы также выделяются блоки по 9 занятий. Однако само построение блоков иное, чем в предыдущем случае. Так, в первом блоке дети сначала осваивают материал за нятия 1: сначала на материале задач «сходство», затем на материале задач «отличие», далее — «пересечение». Все эти задачи 1-й степени сложности. Далее в этом же блоке дети осваивают материал занятия 2 — задачи «сходство», «отли чие», «пересечение» 1-й степени сложности. Затем в этом же блоке дети осваивают задачи занятия 3 — «сходство», «отли чие», «пересечение» 1-й степени сложности. Значит, на первых трех занятиях этого блока дети решают задачи разных видов, где требуется найти один рисунок: на одном занятии решаются задачи «сходство», на другом — «отличие», на третьем — «пересечение». Вторая группа из трех занятий в этом блоке посвящена решению задач, где требуется найти пару рисунков, а три занятия последней группы этого блока — решению задач, где требуется найти соотношение рисунков. Таким же образом (как в первом блоке) организована по следовательность занятий и в других четырех блоках — в каждом из них по 9 занятий. В основе построения последнего варианта программы лежит характер искомого: сначала осваивается на трех занятиях каждого блока один, — наиболее легкий, — вариант искомого (найти один рисунок), затем осваивается другой вариант ис комого (найти пару рисунков) и далее — третий вариант (найти соотношение рисунков). При этом характерно, что все три варианта искомого осва иваются сначала в рамках деятельности «решить задачу» (бло ки 1, 2 и 3), затем — «проверить решение задачи» (блок 4) и далее — «составить задачу» (блок 5). Следует отметить, что каждый из рассмотренных выше вариантов программы цикла из 45 занятий по развитию спо собности анализировать на материале трех видов задач «на группировку» имеет положительные и отрицательные черты. Так, при «задачном» подходе в построении программы за нятий цикла, когда дети сначала 15 занятий решают задачи «сходство», затем 15 занятий — задачи «отличие», далее 15 занятий — задачи «пересечение», положительным моментом для ряда детей выступает то, что на протяжении большого числа занятий (15 занятий) решаются задачи в рамках одного и того же требования: чтобы два рисунка имели что-то оди наковое (задачи «сходство»), или чтобы один рисунок имел что-то одинаковое с двумя другим рисунками (задачи «пересечение»). Подобный подход в построении занятий облегчает детям решение задач, поскольку нет необходимости каждый раз выяснять требование задач того или иного вида. Отрицательным моментом «задачного» подхода для неко торых детей выступает, с одной стороны, как раз то, что 15 занятий решаются задачи одного вида, — это вызывает чув ство однообразия в поисковой деятельности и, как следствие, падение интереса к решению задач. С другой стороны, при таком подходе сложность задач возрастает с каждым следующим занятием, что создает определенные неудобства для слабых детей. При «деятельностном» подходе к разработке программы занятий цикла по развитию способности анализировать, когда 45 занятий делятся на 5 блоков, положительным моментом, — особенно для слабых детей, — выступает то, что в 9 занятиях 1 -го блока дети решают очень простые задачи, в 9 занятиях 2-го блока — несколько более сложные задачи и в 9 занятиях 3-го блока — еще более сложные задачи.
Таким образом дети имеют возможность в этом случае на 27 занятиях подряд решать относительно несложные (по сравнению с последующими занятиями) задачи. Отрицательным моментом такого подхода для части детей выступает как раз то, что 9 занятий каждого блока (точнее 27 занятий первых трех блоков) приходится выполнять одно и то же задание, — сначала решать задачи, затем проверять задачи, далее решать наиболее сложные задачи каждого вида, то есть составлять простые задачи. При таком подходе имеет место известное однообразие деятельности с задачами, что некоторым детям может не понравиться. При третьем подходе, когда в основе разработки программы занятий цикла лежит группировка 45 занятий в 5 блоков и когда (что самое главное для этого подхода) 9 занятий каждого блока распадаются на три группы (по 3 занятия в каждой) по характеру искомого (занятия 1,2,3 — поиск одного рисунка в задачах «сходство», «отличие», «пересечение», занятия 4, 5, 6 — поиск пары рисунков, занятия 7, 8, 9 — поиск соотно - шения рисунков), то положительным моментом для ряда детей выступает частая (на каждом занятии) смена вида задач. Для слабых детей такой подход удобен тем, что сложность задач нарастает постепенно: три занятия — поиск одного рисунка, три занятия — поиск пары рисунков, три занятия — поиск соотношения рисунков. Отрицательным моментом такого подхода выступает для некоторых детей как раз частая смена вида задач (приходится каждый раз, на каждом занятии внимательно анализировать требование к результату поиска), а для другой части детей — медленное нарастание трудности задач. Итак, рассмотрение возможных подходов (трех) к построению цикла из 45 занятий по развитию способности анализировать на материале задач «на группировку» разных видов показывает, что каждый подход имеет свои преимущест ва и недостатки для той или иной группы детей. Вместе с тем можно полагать, что если в группе занимаю щихся большинство сильных детей, то можно использовать «задачный» подход — три серии занятий по 15. Если же большинство детей со слабой интеллектуальной подготовкой, то можно использовать «деятельностный» подход — пять блоков по 9 занятий.


Яндекс.Метрика