Напоминание

"Проектная деятельность в начальной школе"

Автор: Логачева Наталья Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ СОШ №7

Населённый пункт: посёлок Чульман

Наименование материала: статья

Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"

Описание:

Статья из опыта работы поможет учителям начального общего образования организовать проектную деятельность с обучающимися.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=517

Опубликовано 16.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Логачёва Наталья Викторовна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 Имени И.А Кобеляцкого п. Чульман
Проектная деятельность в начальной школе
В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов .Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности. Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Что такое проект для учителя? Проект — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Н.Ю. Пахомова приводит такое определение: «Учебные проект – дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации».
Проектная деятельность
является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью
проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи
проектной деятельности в школе:  Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);  Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);  Умение анализировать (креативность и критическое мышление);  Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);  Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Впервые с понятием проект дети знакомятся в первом классе. Образовательная программа «Школа России» регулярно отводит время на проектную деятельность. Этот метод способствует развитию у школьников творческого мышления, формирует умения и навыки работать в коллективе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся. Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Виды презентационных проектов
могут быть различными, например: - Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. - Диалог исторических или литературных персонажей. - Защита на Ученом Совете. - Игра с залом. - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской экспедиции. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнования. - Спектакль. - Спортивная игра.
- Телепередача. - Экскурсия.
Классификация проектов может формироваться по профилю знаний:
 монопроекты — в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;  межпредметные — по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;  надпредметные — выходят за рамки предметов.
На уровне контактов проекты классифицируются, как:
 внутриклассные — проекты, проводимые в одном классе;  внутришкольные — проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные;  региональные — проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;  международные — в них реализуется диалог культур.
Классификация проектов может проводиться по числу участников:
 индивидуальные (личные);  парные;  групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
 краткосрочными (1 урок, максимум 3–6 уроков);  среднесрочными (1–2 месяца);  долговременными (до года).
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
 исследовательские;  творческие;  игровые;  информационные;
 социально-значимые. Рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.
Исследовательские
проекты совпадают по структуре с реальным научным исследованием. Это актуальность темы , проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. С большим интересом мои ребята готовили проект «Цветы в нашем палисаднике», который посвящен декоративным растениям Якутии. А именно, выращенных в Нерюнгринском районе. Под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами ,энциклопедиями ,интернет). Ребята изучили историю путешествия декоративных растений, узнали, какие цветы выращивают в нашем посёлке. На основе сводной таблицы составили диаграммы:  цветов, привезенных из других стран мира  повышенного спроса  популярных цветов Выполнили композицию из сухих цветов. Вырастили рассаду декоративных цветов. Большим успехом также пользовался проект «История моей фамилии», на котором учащиеся исследовали истоки происхождения своей фамилии. Результатом проекта стало оформление книжек-малышек по данной теме. Следующий проект «Круговорот воды». Этот проект ребята готовили дома с помощью картона, проволоки, пластилина. Цель этого проекта: познакомиться с круговорот воды. Задача: узнать, как происходит круговорот воды.
Творческие
проекты не имеют детально проработанной структуры — она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели, стенгазета и т.д
При подготовке творческого проекта «Осенние мотивы» я привлекла внимание детей к теме «Осень. Вначале была проведена экскурсия в лес, беседа «Дары осени». Мы читали произведения об осени, рассматривали иллюстрации ,слушали музыку на осенние мотивы. Прошел конкурс поделок из природного материала «Золотая осень». Конкурс «Подарки с грядки», где каждый участник представил блюда из овощей и фруктов, Далее наступил самый ответственный, практический этап. Работали несколько групп. Каждая группа выполняла свой проект. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Одна из групп готовила проект «Осень в нашем посёлке» с применением фотографий и рисунков нашего посёлка. Флористы свою работу назвали « Цветы в вазе». Представили букеты из осенних листьев и цветов Дизайнеры свою работу назвали «Осенний фестиваль ». Костюмы, юбки, платья, аксессуары сделаны из осенних листьев ягод рябины, шишек. На заключительном этапе проекта каждая группа представила защиту своего проекта. Каждый ребенок готовил тот проект, который ему был близок, интересен.
Игровые
проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад. До презентации готового проекта «Что за прелесть эти сказки» ребятами были выполнены групповые проекты. I проект. Сценки-миниатюры «По страницам сказок». Ребята выбирали сказки для постановки. Затем, по сказочным сюжетам под моим руководством составили сценарий спектакля. К этому событию подключились и родители
(готовили декорации, костюмы). На занятиях отрабатывали выразительность и правильность произнесения слов и предложений. II проект. Выставка рисунков на тему: «Рисуем сказку. Рисунки выполнены как на бумаге, так и с использованием компьютерной графики. III проект. Викторина «Путешествие по сказкам». Группа готовила вопросы по сказкам. Работая над проектом по сказкам, ребята выполнили много замечательных поделок, изображающих волшебные предметы, волшебных помощников, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать сказки, инсценировать.
Информационные
проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. На уроке окружающего мира «Охрана растений» я задала вопрос – проблему, зачем и как надо охранять растения? Используя разные источники информации: учебник, энциклопедии, книги о природе родного края, карту, видеосюжет о растениях, дети смогли найти ответ. Была определена роль растений в жизни животных и человека. Вспомнили о лекарственных растениях, о красоте цветущего луга, о редких представителях флоры. Не забыли о правилах охраны растений. Особенно большое значение имеют
практико-ориентированные
, или социально-значимые, проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. К этому виду относится проект «Что может рассказать закладка» (2 класс), при работе над которым ребята изготовили закладки и написали небольшие рассказы- загадки о своих домашних животных.При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам предложила сделать индивидуальный проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный. Начали с портрета любимой буквы, искали
слова на эту букву, четверостишия, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Каждый ученик собирал свой материал, в ходе этого проекта дети изготовили книгу-азбуку. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном у меня дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике. Каждый день я вижу результаты метода проектов. Многие ученики стали активными читателями школьной и городской библиотек, они уже сейчас могут самостоятельно найти нужную информацию, ответить на поставленный вопрос. Дети умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. У моих детей отмечаю рост школьной мотивации. Обучающиеся активно принимают участие в различных конкурсах, проектах, интеллектуальных играх. Я веду отслеживание успехов учащихся и отмечаю рост качества знаний у отдельных учащихся. Грамоты и дипломы пополняют портфолио учеников. Это способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Помогает готовить школьников к научно – исследовательской деятельности.

Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6. 3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6. 5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. 6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9. 7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001. 8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. 9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003. 10.Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. – № 1. – С.17–27. 11.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. 12.Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112 с. 13.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
14.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. 15.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 16. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4. 17. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 18. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998. 19. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2. 20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998. 21.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6. 22.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 23.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6. 24.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.


Яндекс.Метрика