Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе.
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
Плутарх
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых
системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Личностно -
ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные
методы. Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между»,
«меж»; «active» — от «act» - действовать, действие)переводится как методы взаимодействия
участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно
считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии. Интерактивные методы
обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между
собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором,
происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Термин «интерактивные
методы» связан с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа - обучение,
построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа –
бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между
обучающимися. Интерактивные методы позволяют решить следующие задачи:
1)Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
2)Повышение познавательной мотивации
3)Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга,
выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
4)Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и
промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная
оценка
5)Воспитание лидерских качеств
6)Умение работать с командой и в команде
7)Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по
достижению результата.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они
имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала
означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями
идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности
и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму
познавательную деятельность.
Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:
это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно
или опосредованно);
это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы
в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать
проблемы и отстаивать свою точку зрения;
это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и
ситуациях окружающей нас действительности.
Целесообразность применения интерактивных форм обучения в начальной школе
определяется задачами всего урока в целом и его этапов в отдельности. Целеполагание и
постановка учебных задач создают условия и возможности для использования некоторых
методов интерактивного обучения – обучения, основанного на общении и взаимодействии
учащихся на уроках. Организация процесса обучения на основе взаимодействия младших
школьников носит избирательный и краткосрочный характер. Это значит: организовывать
работу учащихся в технологии интерактивного обучения можно лишь на определенном
этапе урока с определенной целью и в определенных временных рамках.
Важным условием использования методов интерактивного обучения является степень
эффективности применения этих методов, оправданность их выбора в организации урока.
В своей практике, на этапе проверки определенных учебных заданий, провожу работу
в статичных парах и парах сменного состава
. В первом случае, учащиеся одной пары
осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в
зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность
перемещаться по классу.
Групповое обучение позволяет реализовывать коммуникативную компетенцию, т.к.
приобщает детей к важным навыкам жизни: умение слушать, умение работать сообща,
умение
понимать другого человека, принимать его точку зрения, умение
избегать
конфликтов или решать их мирным путем.
Работа
в
группах
позволяет
повысить
успеваемость
учащихся и
уровень
самоуважения, укрепить дружеские
отношения
между
детьми, показать
ценность
взаимопомощи.
Очень хорошо помогает моим ученикам усваивать и понимать информацию такой
метод как воспроизведение информации в другой форме. Например, прослушав рассказ,
изобразить его в картинках.
В своей деятельности я использую
метод проектов , ориентированный на развитие
исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных
учебных действий.
Я считаю, что метод проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает
потребностям современного общества. Проекты дети выполняют как индивидуальные, так и
коллективные.
Интерактивные методы обучения, построенные на общении с компьютером активно
использую в своей работе. Сюда отношу электронные учебники, аудиоматериалы,
видеоматериалы. Использую в образовательном процессе возможности современного
инструмента - интерактивной доски, которая стационарно установлена в классном кабинете
в комплекте с компьютером и проектором и документ-камеры.
Доска реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе –
наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации
(схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
В процессе обучения использую интерактивную доску и как обычную доску для
работы в классе. Ученикам очень нравится писать буквы и цифры электронным карандашом.
Так же доска выполняет функцию демонстрационного экрана (показ слайдов, наглядного
материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого.
А еще служит как интерактивный инструмент – работа с использованием
специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Доску использую лишь на конкретном этапе занятия.
Использование разлиновки экрана в
клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках в 1 классе, позволяет заложить основы
ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого
орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. Научиться
правильно заполнять дневник помогает появление на экране листа дневника. Младшим
школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске.
Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят
действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им
это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе
урока. Возможности документ –камеры использую практически на всех уроках.
Она
позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками,
контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и
т.д.), зафиксировать затруднения, что обеспечивает формировать исследовательские навыки
детей. Оборудование данного типа дает возможность наглядно продемонстрировать этапы
практической деятельности (работа по шаблону, вышивка, работа с тканью и т.д.).
Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле
знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной
деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких
целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает
продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой
организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по
поводу того, что они знают и думают. Необходимо использовать интерактивные методы
обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной,
интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают
интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную,
интеллектуальную компетенции.