Напоминание

"У Чёрного моря"

Автор: Юматова Марина Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ "Гимназия №23"

Населённый пункт: г.о.Саранск Республики Мордовия

Наименование материала: Кейс-урок по окружающему миру

Тема: "У Чёрного моря"

Описание:

На данном уроке дети учатся работать в группе,сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учатся с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=524

Опубликовано 16.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Урок окружающего мира.

Класс:
4
Программа:
Школа России
Авторы:
А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова
Тема:
У Чёрного моря.
Цель урока:
сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Метапредметные УУД Регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться. Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание. Предметные УУД: получить представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной деятельности населения.
Оборудование:
карта природных зон, иллюстрации с изображением субтропической зоны Черноморского побережья Кавказа, кейсы с материалами и заданиями, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зелёные страницы», атласы-определители «От земли до неба», гербарий.
Ход урока:

1.

Орг.момент.

— Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы отправимся туда, Где много солнца и теплая морская вода, Субтропики России раскроют тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края. Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет? Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Что обозначает слово “субтропики”? В переводе с латинского приставка «суб-» значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье, - лишь её маленькая часть. А теперь в работу включаются все научные группы.
2.Организация работы с кейсами.
Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа называется: Ботаники.
Участники расскажут нам о растениях субтропиков по плану: А) Отличительные особенности растений субтропиков. Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.
2 группа: Зоологи
. Эта группа расскажет нам о животном мире субтропиков по плану: А) Обитатели суши. Б) Обитатели мира.
3 группа: Экологи.
Эта группа расскажет об экологии зоны по плану: А) Экологические проблемы Черноморского побережья. Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу. На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления. Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении. Полнота информации Слаженность работы группы Презентация выступления Итого 1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
3.Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий

мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.127,130.

Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен. Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву. Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.) В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым. Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины. Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.
Источник №2: Энциклопедия «Я познаю мир. Растения».

Источник №3: «Зелёные страницы».

Источник №4: Карта природных зон.

Источник №5:

Загадки.

Плод этот сладкий И круглый, и гладкий. Внутри он душистый Снаружи пушистый. А серёдка плода, Словно камень, тверда.( Персик) Чтобы фрукту уродиться, Надо много потрудиться. Этот плод растёт на ветке, Весь в янтарной он расцветке. Сочен, вкусен он и мягок, А на вкус – душист и сладок. Кто такой? - Созрел вопрос. Ну, конечно... (
абрикос
) Круглый, зрелый, загорелый, Попался на зубок, Расколоться все не мог, А попал под молоток, Хрустнул раз – и треснул бок. (Грецкий орех). Гроздья крупные висят, Как янтарь они горят. Сок из ягодок приятный: Вкусный, сладкий, ароматный. Этой ягоде я рад, Обожаю...(
виноград
). Крепок, строен и силён, Ведь владыка леса он. Он для нас живой свидетель В лету канувших столетий. Из него добротен сруб. Угадали? Это …
(дуб).

Источник №6:
Пословицы: Всем древам древо – кипарис. Береги в доме добро, в чае — тепло. Выпьешь чай — прибавятся силы. Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.
Кейс №2.


Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий

мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.128-130.
Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя. Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других. Насекомые. Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение. Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится. Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах. В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть. Птицы
Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой. В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки. Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром. Морские обитатели Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов. В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.
Источник №2: Энциклопедия «Я познаю мир. Животные».

Источник №3: «Зелёные страницы».

Источник №5:

Загадки.
Безобидны, словно дети. Мы за них, друзья, в ответе. Вглубь ныряют, вверх взлетают... Добрым нравом обладают. Тело гладкое имеют, "Разговаривать" умеют. Их язык понять стремимся. Дружбой с ними мы гордимся. Подставляют в море спины Людям тонущим
…(дельфины).

Что за зонтики смешные? И ряды из них сплошные? Они плавают в воде, Тронешь их и быть беде. Кроткий вид их - лишь обман. Ядовитый в них дурман. Любоваться ими можно, Только будьте осторожны. (Медузы) На лошадку так похожа, А живет-то в море тоже. Вот так рыбка! Скок да скок — Прыгает морской... (конек)
Кейс №3.

Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий

мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.132-133.
Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Н, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими: жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.
Источник №2: Красная книга России. Растения.

Красная книга России. Животные.

Источник №3: «Зелёные страницы».

4.Физкультминутка
. Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями. Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
5.Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
6.Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.
7.Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
8.Рефлексия
-А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов. Своей работой на уроке я доволен / недоволен За урок я не устал / устал Моё настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен
9.Домашнее задание
Стр.132-140 1.Придумать мини-сочинение на тему: «Если бы я оказался на побережье Чёрного моря…»; 2. Нарисовать понравившееся растение или животное побережья Чёрного моря.


Яндекс.Метрика