Наименование материала: Кейс-урок по окружающему миру
Тема: "У Чёрного моря"
Описание:
На данном уроке дети учатся работать в группе,сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учатся с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Класс: 4
Программа: Школа России
Авторы: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова
Тема: У Чёрного моря.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне
Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим
положением субтропической зоны России, растительным и животным миром,
деятельностью людей.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: поддерживать состояние окружающей среды и своего
здоровья.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
действовать по плану, контролировать процесс и
результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно
оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД:
учиться работать в группе,
сотрудничать в
совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя
аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь
договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи
источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию,
представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты
и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и
доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД:
получить представление о субтропической зоне
Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим
положением и климатическими условиями; узнать особенности
растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной
деятельности населения.
Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением
субтропической зоны Черноморского побережья Кавказа, кейсы с
материалами и заданиями, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я
познаю мир. Животные», «Зелёные страницы», атласы-определители «От
земли до неба», гербарий.
Ход урока:
1.
Орг.момент.
— Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам,
где справлялись с труднейшими заданиями.
Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это
путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами
услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном
мире этого удивительного края.
Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она
расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой –
Чёрное море.
В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы.
Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый
воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они
являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому
на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков.
Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже
задерживается горами.
Что обозначает слово “субтропики”?
В переводе с латинского приставка «суб-» значит «под». Это территория под
тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по
климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая
зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье,
- лишь её маленькая часть.
А теперь в работу включаются все научные группы.
2.Организация работы с кейсами.
Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа
подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа называется: Ботаники.
Участники расскажут нам о
растениях субтропиков по плану:
А) Отличительные особенности растений субтропиков.
Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.
2 группа: Зоологи . Эта группа расскажет нам о животном мире
субтропиков по плану:
А) Обитатели суши.
Б) Обитатели мира.
3 группа: Экологи. Эта группа расскажет об экологии зоны по плану:
А) Экологические проблемы Черноморского побережья.
Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты
выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны
будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои
выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы
группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли
вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько
эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После
каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой
группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет
переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме:
группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4»,
низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную
оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать
отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом
ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота
информации
Слаженность
работы группы
Презентация
выступления
Итого
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
3.Кейсы.
Кейс №1.
Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий
Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать
особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир
здесь необычайно богат и разнообразен.
Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что
зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это
время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в
средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в
естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных
кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис,
тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и
кустарники сбросили листву.
Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней
осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного
мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные
апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)
В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то
есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них
можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию.
Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении
длительного времени оставался сравнительно тёплым.
Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст
и мандарины.
Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную
примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море
со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в
течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины –
ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду.
Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских
субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда
широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.
Источник №2: Энциклопедия «Я познаю мир. Растения».
Источник №3: «Зелёные страницы».
Источник №4: Карта природных зон.
Источник №5:
Загадки.
Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Снаружи пушистый.
А серёдка плода,
Словно камень, тверда.( Персик)
Чтобы фрукту уродиться,
Надо много потрудиться.
Этот плод растёт на ветке,
Весь в янтарной он расцветке.
Сочен, вкусен он и мягок,
А на вкус – душист и сладок.
Кто такой? - Созрел вопрос.
Ну, конечно... ( абрикос )
Круглый, зрелый, загорелый,
Попался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Грецкий орех).
Гроздья крупные висят,
Как янтарь они горят.
Сок из ягодок приятный:
Вкусный, сладкий, ароматный.
Этой ягоде я рад,
Обожаю...( виноград ).
Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это … (дуб).
Источник №6:
Пословицы:
Всем древам древо – кипарис.
Береги в доме добро, в чае — тепло.
Выпьешь чай — прибавятся силы.
Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.
Кейс №2.
Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий
мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.128-130.
Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные
животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень;
мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень
редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом
лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко,
потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На
склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский
государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы
взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить
численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура,
серны, кавказского оленя.
Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье:
ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.
Насекомые.
Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась
на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью
цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие
кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на
стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.
Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название
из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он
как бы молится.
Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью
оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь
идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча
питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в
мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения,
нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть
его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.
В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей
части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это
маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и
устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди
деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно,
нужно это увидеть.
Птицы
Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают
себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить
пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.
В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных
скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский
тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.
Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет
в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит
из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.
Морские обитатели
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские
коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А
дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это
самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные
пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде:
раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать,
и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей.
Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых
сигналов.
В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по
размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой
рыбой и для людей безопасна.
Источник №2: Энциклопедия «Я познаю мир. Животные».
Источник №3: «Зелёные страницы».
Источник №5:
Загадки.
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим …(дельфины).
Что за зонтики смешные?
И ряды из них сплошные?
Они плавают в воде,
Тронешь их и быть беде.
Кроткий вид их - лишь обман.
Ядовитый в них дурман.
Любоваться ими можно,
Только будьте осторожны. (Медузы)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек)
Кейс №3.
Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий
мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.132-133.
Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из
всех уголков России. Н, к сожалению, и здесь возникли экологические
проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает
безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает
ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает
медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и
открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного
отношения к природе стали редкими: жужелица кавказская, растения иглица
колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану
взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения
уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский
национальный парк.
Источник №2: Красная книга России. Растения.
Красная книга России. Животные.
Источник №3: «Зелёные страницы».
4.Физкультминутка .
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
5.Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
6.Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного
представителя от каждой группы. И по окончанию каждого выступления вы
можете задать вопросы.
7.Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали,
о чем говорили?
8.Рефлексия
-А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов
ответов.
Своей работой на уроке я доволен / недоволен
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
9.Домашнее задание
Стр.132-140
1.Придумать мини-сочинение на тему: «Если бы я оказался на побережье
Чёрного моря…»;
2. Нарисовать понравившееся растение или животное побережья Чёрного
моря.