Тип урока: ОНЗ
Тема: «Первый шаг из моря на сушу».
Основные цели:
1.
познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб
и земноводных;
2.
сформировать умение находить особенности 2 классов животных.
Демонстрационный материал:
1.
иллюстрации с изображением рыб и земноводных;
Раздаточный материал:
1.
карточка для самостоятельной работы;
2.
карточки для этапа рефлексии: красная рыба, желтая рыба, синяя рыба
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
Береги свою планету.
Ведь другой похожей нету.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
- Ребята, а как вы будете узнавать новое? (Выясним, что не знаем, и сами
откроем новое.)
- Как вы будете работать? (самостоятельно)
- Значит, вы не боитесь трудностей?
- Уверены, что сможете их преодолеть?
- Тогда пожелайте друг другу удачи.
И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать.
1
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Давайте вспомним, с какими животными мы уже познакомились?
(с простейшими и многоклеточными)
- Кто является простым представителем царства животных? (простейшие)
- Кто относится к многоклеточным животным? (кишечнополостные, черви,
моллюски)
- На какие классы можно разделить членистоногие? (ракообразные, пауки,
насекомые)
- Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный)
- Какие преимущества у наружного скелета? (наружный скелет защищает от
хищников, дает опору мышцам, уменьшает потери влаги)
- У кого наружный скелет? (у моллюсков, членистоногих)
- У каких животных внутренний скелет? (птиц, зверей и т.д.)
- Итак, ребята, что же вы сейчас повторили?
- Как вы думаете, какое задание я вам предложу? (задание на пробное
действие)
- Зачем? (Чтобы мы поняли, что не знаем.)
Карточка с пробным действием:(рыбы и земноводные)
Распределите этих животных на группы: карась, щука, тритон, лягушка,
окунь.
- Что нового увидели в этом задании?
- Что вы должны сделать дальше? (попробовать выполнить)
На работу даю я вам 1 минуту.
-Поднимите руки, кто не смог выполнить задание?
- Что показало вам выполнение пробного действия? (Я не могу разделить
животных на 2 группы.)
- Кто выполнил задание?
- Можете доказать, что верно разбили животных на 2 группы?
-Кто может доказать, что его ответ правильный? (Я не могу обосновать, что я
верно разбил животных на 2 группы.)
- Что мы делаем, когда сталкиваемся с затруднением? (Будем думать.)
III. Выявление места и причины затруднения.
- Что вы должны были сделать? (распределить животных на 2 группы)
- Почему вы не могли? (Я не знаю, какие отличительные качества у
тритона.)
- Где возникло затруднение?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
2
- Прежде чем продолжить работу дальше, что нужно сделать? (Поставить
цель.)
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать отличительные качества
животных.)
- Давайте составим план работы (фиксируем план работы на доске):
1. Рассмотреть представителей рыб и земноводных.
2. Выделить признаки рыб.
3. Выделить признаки земноводных.
4. Находить общие признаки.
5. Находить отличительные признаки.
6. Сделать вывод.
- Сформулируйте тему урока.
- Чтобы вам легче работать я приготовила специальные карточки.
V. Реализация построенного проекта.
- Открывать новый способ вы будете в группах, но сначала вспомните
основные правила работы в группе. (Один говорит, а остальные слушают,
каждый должен высказывать свое мнение вежливо, в группе должен быть
ответственный.)
Заполните таблицу:
Свойство
Рыбы
Земноводные
Наличие позвоночника
Покров на чешуи
Голая кожа
Органы дыхания-жабры
Органы дыхания-легкие
Конечности-плавники
Конечности-ноги
Обитают на суше
Обитают в воде
В ходе работы учитель наблюдает за ходом действий каждой группы.
- Давайте проверим. Что получилось?
- Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.) Докажите. (Вывод: рыбы –
водные позвоночные с жаберным дыханием; земноводные – позвоночные,
живущие и в воде, и на суше.)
3
- Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в
учебнике.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Чтение текста на с. 96-99.
2. Работа в тетради на с. 47, № 1.
По очереди выполняют работу, подробно комментируя каждый шаг.
3. Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (в парах)
Разбить на 2 группы морские и пресноводные рыбы: треска, сом, ерш, сельдь,
Морской окунь, стерлядь, тунец, скумбрия, плотва, ленок.
Выполнение задания проверяется по образцу.
Образец: морские рыбы – скумбрия, треска, сельдь, морской окунь, тунец;
пресноводные – сом, ерш, плотва, ленок, стерлядь.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Что нужно сделать теперь? (поработать самостоятельно)
Карточка с самостоятельной работой:
Прочитай описание. Выдели красным карандашом характерные
признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое
животное. Соедини стрелкой.
Это животное хорошо плавает, тело
покрыто чешуей и переливается
желтым и красным цветом, обитает в
аквариумах.
земноводные
Это позвоночные животные, обитают
вблизи водоемов, и часть времени
проводят в воде, а часть на суше. Они
на воздухе дышат легкими, скрытыми
от высыхания внутри тела, дышат
через нежную кожу, которая покрыта
защитной слизью.
рыбы
- Кто допустил ошибки при выполнения задания?
- Найдите место, где допущена ошибка, подчерните ее зеленой ручкой.
-Почему вы допустили ошибку? Над чем надо поработать?
- У кого все верно?
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
- Найдите название темы урока.
4
ПЕРВЫЙ ШАГ ИЗ МОРЯ НА СУШУ.
- Как вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? (ответы детей)
Открывается таблица.
- Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж
водной среды, первые завоеватели суши. Их ещё называют эволюционными
прародителями рептилий, птиц, зверей, о которых мы будем говорить на
последующих уроках.
- Каких же представителей земноводных вы запомнили? (лягушка, тритон)
- В чём сходство рыб и земноводных? (имеют внутренний скелет)
- Что составляет основу внутреннего скелета? (позвоночник)
- Каких животных, относящихся к группе позвоночных мы уже можем
назвать? (рыбы и земноводные)
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель поставили на уроке?
- Достигли ли вы цели урока? Докажите. (Мы сами открыли новый способ и
выполнили самостоятельную работу.)
- Какие классы животных изучали?
- Поднимите руку те, кто может сказать:
Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать.
-Можно ли сказать, что вы находились в учебной деятельности?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Оцените свою работу:
1. Если вам сегодня на уроке было комфортно, вы все запомнили, вам все
понятно, то посадите в аквариум желтую рыбку;
2. Если что-то было непонятно или у вас остались вопросы – синюю рыбку;
3. Если вам совсем ничего непонятно, то прячьтесь в водоросли красной
рыбой.
Домашнее задание: с.96-99 читать, ответить на вопросы
5
6