ИКТ в духовно-нравственном воспитании школьников.
В контексте требований к результатам обучения нового Федерального
Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) определена о сновная
цель общего среднего образования в России (согласно стратегии
модернизации содержания общего образования) – подготовка
разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в
традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и
потребностях современной жизни, личности, способной к активной
социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному
выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению
профессионального образования, к самообразованию и
самосовершенствованию.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется
вокруг системы базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных,
культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России,
передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих эффективное
развитие страны в современных условиях.
Каждая из базовых ценностей педагогически определяется как вопрос и
превращается в воспитательную задачу.
Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-
нравственное развитие, интегрируют все основные виды деятельности:
·урочную;
·внеурочную (культурные практики);
·внешкольную (социальные практики);
·семейную;
·общественно-полезную.
Говоря об урочной деятельности, концепцией предполагается, что
базовые национальные ценности и соответствующая им система
воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных
предметов. При этом учебное содержание должно отвечать не только
традиционным дидактическим принципам: научности, системности,
последовательности и т.д., но и не менее важным: культуросообразности,
культурогенезу, ценностной ориентации образования, нравственным
развитием личности.
Отражая смену ценностных установок образования от освоения предметов к
развитию личности, цели образования определяются через систему
1
ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка
прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России ФГОС определены базовые национальные ценности:
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и
творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и
литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в
основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников и
реализуется по основным направлениям:
– становление духовно-нравственного стержня личности,
– развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего
поколения,
– применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв
между обучением и воспитанием.
Среди основных принципов организации духовно-нравственного развития и
воспитания, определяемых ФОГС, следует обратить внимание на принцип
интегративности различных учебных дисциплин и программ. Система
базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства
духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются
барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей,
школой и обществом, школой и жизнью.
Уроки литературного чтения дают возможность реализовать задачи
духовно-нравственного воспитания, выдвинутые концепцией. В 3 классе на
уроках чтения по программе «Школа России» (Учебник Л.Ф. Климановой
«Литературное чтение» 3 класс в двух частях; М.: «Просвещение»,2007)
предлагается изучение двух произведений («Цветок на земле» и «Ещё мама»)
необыкновенного писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова),
который учит жизни в громадном мире, родном и добром к человеку, для чего
нужно быть самому добрым и деятельным в отношении к этому миру.
Платонов доводит до юных читателей мысль, что жизнь не есть стремление к
удовольствиям, но трудное и радостное дело,- дело, которому нужно отдать
все силы ума и души. Только тогда жизнь состоится по-настоящему, только
тогда придёт к тебе подлинная радость.
Формируя духовно-нравственную личность можно использовать
информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с
использованием информационных технологий не только расширяют и
закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают
творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и
желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще
излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных
технологий.
2
Использование ИКТ в условиях школы позволяет повысить культуру ребенка
по отношению к окружающему миру и усилить образовательные и
воспитательные эффекты. Если учитель успешно раскрывает и использует
воспитательный и развивающий потенциал меропиятия, у учеников
формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция,
высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества,
как ответственность, чувство долга. У ребят воспитывается ответственность
за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное
самообразование.
Компьютер является информационно-обучающим пособием. Дети с
интересом принимают участие в поиске информации и подготовке
сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, что также
способствует воспитанию духовно-нравственной личности человека.
Мероприятия с использованием информационных технологий не только
расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени
повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивают
духовную направленность.
Использование информационных технологий может преобразовать
преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский
труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного
материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес
детей к учебе, к умению учиться и, конечно же, к желанию учиться.
При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей учитель
ставит перед собой задачи: - формирование первоначальных представлений о
духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть,
верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного
и негативного поведения людей. - воспитание положительного отношения к
духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с
ними; - формирование нравственных умений и привычек (справедливо
оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми,
приветливыми со всеми, доброжелательными). К коммуникативной функции
ИКТ относится содействие общему благоприятному климату в классе.
Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в
результате совместной деятельности обучающихся класса. К такой
деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это
интересно», введение классного мультимедийного фотоальбома, подготовка и
проведение общешкольных мероприятий. Классные и информационные часы
сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо
учителем, либо обучающимися совместно с родителями. Всё это помогает
классному руководителю проводить тематические классные часы (серия
презентаций о родном городе, о символах России, о дружбе, милосердии,
3
толерантности). Главная цель всех мероприятий –создание условий для
приобщения детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, а
также воспитание готовности следовать им. На занятиях широко
используется богатый духовный опыт народа, историю, традиции, обычаи
своей страны. Подготовлены циклы занятий с использованием ИКТ
«Защитники Отечества», «Награды России», «Богатырь Илья Муромец», «О
подвиге Минина и Пожарского»,«Символика государства», и др. дети видят
пример высоконравственной жизни людей, «не щадивших ради Отчизны
живота своего», о мужестве, отваге, доброте, чести, смирении, верности
Отчизне. Эти уроки духовности позволяют воспитывать у детей такие
качества души и сердца, как любовь к человеку, дог и ответственность,
уважение, терпение. Занятия по изодеятельности знакомят детей с народными
промыслами. Это воспитывает в детях чувство гордости, восхищения людьми
труда, радость от соприкосновения с рукотворным миром старины,
способствует умению видеть красоту в простом и обыденном и дарить тепло
и доброту. Используя возможности интерактивной доски- дети из фрагментов
создают открытки к праздникам, а затем задуманное воплощается на уроках
технологии. Детям интересен тот факт, что детали для открытки двигаются и
могут перемещаться по всей доске. Таким образом, можно сказать что
благодаря использованию ИКТ воспитательный процесс становится более
эффективным. Направления, по которым мы работаем:, 1. Нравственно-
правовое воспитание 2. Художественная деятельность и эстетическое
воспитание 3. Формирование здорового образа жизни. 4. Познавательная
деятельность. 5. Работа с родителями. Работая по каждому направлению
невозможно обойтись без современных информационно- коммуникативных
технологий. Человек больше доверяет глазам, и более 80% информации
воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.
Достоинства мероприятий с использованием ИКТ – создание эффекта
присутствия (Я это видел!), у обучающихся появляется интерес, желание
видеть и узнать больше. В школе создана единая база ЦОР по каждому
направлению. Мероприятия, проведённые с использованием ИКТ, позволяют
наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации,
музыкальное сопровождение, графические таблицы. Такие мероприятия
отличаются особой погруженностью учеников в работу, дети не успевают
отвлечься, расслабиться, не замечая при этом, по их словам, как пролетело
время. А это позволяет создать атмосферу успешности для большинства
учеников.
Использование информационных технологий в практической работе носит в
большей степени комплексный характер.
Использование аудио средств.
4
Обращение школы к искусству одно из важнейших средств раскрытия
нравственного и духовного потенциала личности
При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного
воспитания рекомендуем делать акцент на использование произведений
отечественного музыкального искусства, что позволяет раскрыть высокий
духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь,
нравственность. Обращение учащихся к произведениям искусства как к
духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной
деятельности, позволит активно формировать эмоционально-ценностный,
нравственно-эстетический опыт подростков.
Использование видеофильмов.
Учебный видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная
насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп
предъявления информации с телеэкрана, управление процессом восприятия,
целостность и законченность.
В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и
содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические
возможности видеофильма Это источник новых знаний, средство
иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний,
зрительная или зрительно-слуховая опора для самостоятельной работы
учащихся.
Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно
применять для решения разнообразных дидактических задач.
Видеофильм – эффективное средство воспитания, оказывающее большое
влияние на учащихся. После его демонстрации ученики еще некоторое время
находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу
переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать
при организации последующей работы над экранным материалом.
Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения
заложенной в нем учебной информации недостаточно. Качество усвоения
учащимися экранного материала определяется также правильной работой
после просмотра фильма.
Интернет ресурсы.
Можно сказать, что компьютер и сеть Интернет это главное изобретение XX
века. Интернет “виртуальная реальность”, способствующая усилению
“человеческого интеллекта”. Но какой бы ни была эта среда: виртуальной или
реальной – взаимодействуют в ней, общаются живые люди со своими
5
духовными ценностями, своими воззрениями. Информационная культура
становится важной составляющей общей личностной культуры. Главной
целью учителя показать, что в сети Интернет есть сайты с интересным
содержанием о религии, семье, традициях и т.д. (Прил. № 3)
Создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным
способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко,
быстро и интересно подать и соответственно получить нужную нам
информацию. Значительное внимание в последние годы отводится
использованию технологии мультимедиа, представляющей собой диалоговую
информационную технологию, объединяющую текст, графику, звук и
видеоизображение.
В нашей жизни мультимедийные презентации имеют очень широкий спектр
применения. Мы часто используем такие виды мультимедийных презентаций
как иллюстрированные словари, фотогалереи, анимированные схемы,
каталоги. Порой презентации содержат различные видеофрагменты и
озвучиваются профессиональными дикторами.
Иллюстрации.
Иллюстрации представляют собой базу данных: слайды в формате jpg, .tif.
Иллюстрации демонстрируют иконы, природу и другие.bmp, подобранные по
соответствующей тематике и систематизированные по различным областям
культуры: библейские сюжеты, быт русского народа, история, традиции.
Иллюстрации используются для создания видеоряда, “минут красоты”.
Участие в интернет конкурсах, конференциях, фестивалях.
Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательном учреждении
осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных
форм которой является повышение культуры учащихся через систему
тематических внеклассных мероприятий, участие в творческих конкурсах и
олимпиадах православной направленности.
Заключение.
Опыт встреч в самых различных школьных и молодежных аудиториях, а
также участие в педсоветах, родительских собраниях, педагогических
конференциях, с использованием мультимедийного иллюстративного
материала, позволяет сделать вывод о востребованности участниками
образовательного процесса данной разработки не только на занятиях по
духовно-нравственному просвещению.
6
Участники образовательного процесса отмечают также высокую
эффективность проведения нравственно-воспитательных бесед при
подобном использовании информационных компьютерных технологий.
Литература.
1.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В.
Бабаян // Педагогика – 2005 №2 – С. 67–68
2.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
М.: “Просвещение”, 2009.
3.
Козлов В.В, Кондаков А. М. Серия “Стандарты второго поколения”
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
“Просвещение”, 2009.
4.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного
образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и
мониторинг в образовании – 2003 № 3 – С. 9–12.
7