Напоминание

"ИКТ в духовно-нравственном воспитании школьников"

Автор: Труфанова Любовь Вадимовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: КОУ Воронежская область "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6 1-2 вида обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"

Населённый пункт: город Воронеж

Наименование материала: статья

Тема: "ИКТ в духовно-нравственном воспитании школьников"

Описание:

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=587

Опубликовано 20.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ИКТ в духовно-нравственном воспитании школьников.
В контексте требований к результатам обучения нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) определена о
сновная

цель общего среднего образования в России (согласно стратегии

модернизации содержания общего образования) – подготовка

разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в

традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и

потребностях современной жизни, личности, способной к активной

социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному

выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению

профессионального образования, к самообразованию и

самосовершенствованию.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг системы базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих эффективное развитие страны в современных условиях. Каждая из базовых ценностей педагогически определяется как вопрос и превращается в воспитательную задачу. Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно- нравственное развитие, интегрируют все основные виды деятельности: ·урочную; ·внеурочную (культурные практики); ·внешкольную (социальные практики); ·семейную; ·общественно-полезную. Говоря об
урочной
деятельности, концепцией предполагается, что базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. При этом учебное содержание должно отвечать не только традиционным дидактическим принципам: научности, системности, последовательности и т.д., но и не менее важным: культуросообразности, культурогенезу, ценностной ориентации образования, нравственным развитием личности. Отражая смену ценностных установок образования от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему 1
ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников и реализуется по основным направлениям: – становление духовно-нравственного стержня личности, – развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, – применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием. Среди основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания, определяемых ФОГС, следует обратить внимание на принцип интегративности различных учебных дисциплин и программ. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Уроки литературного чтения дают возможность реализовать задачи духовно-нравственного воспитания, выдвинутые концепцией. В 3 классе
на

уроках чтения
по программе «Школа России» (Учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 3 класс в двух частях; М.: «Просвещение»,2007) предлагается изучение двух произведений («Цветок на земле» и «Ещё мама») необыкновенного писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова), который учит жизни в громадном мире, родном и добром к человеку, для чего нужно быть самому добрым и деятельным в отношении к этому миру. Платонов доводит до юных читателей мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело,- дело, которому нужно отдать все силы ума и души. Только тогда жизнь состоится по-настоящему, только тогда придёт к тебе подлинная радость. Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. 2
Использование ИКТ в условиях школы позволяет повысить культуру ребенка по отношению к окружающему миру и усилить образовательные и воспитательные эффекты. Если учитель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал меропиятия, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. У ребят воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование. Компьютер является информационно-обучающим пособием. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, что также способствует воспитанию духовно-нравственной личности человека. Мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивают духовную направленность. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе, к умению учиться и, конечно же, к желанию учиться. При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей учитель ставит перед собой задачи: - формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей. - воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними; - формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными). К коммуникативной функции ИКТ относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности обучающихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», введение классного мультимедийного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий. Классные и информационные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо обучающимися совместно с родителями. Всё это помогает классному руководителю проводить тематические классные часы (серия презентаций о родном городе, о символах России, о дружбе, милосердии, 3
толерантности). Главная цель всех мероприятий –создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, а также воспитание готовности следовать им. На занятиях широко используется богатый духовный опыт народа, историю, традиции, обычаи своей страны. Подготовлены циклы занятий с использованием ИКТ «Защитники Отечества», «Награды России», «Богатырь Илья Муромец», «О подвиге Минина и Пожарского»,«Символика государства», и др. дети видят пример высоконравственной жизни людей, «не щадивших ради Отчизны живота своего», о мужестве, отваге, доброте, чести, смирении, верности Отчизне. Эти уроки духовности позволяют воспитывать у детей такие качества души и сердца, как любовь к человеку, дог и ответственность, уважение, терпение. Занятия по изодеятельности знакомят детей с народными промыслами. Это воспитывает в детях чувство гордости, восхищения людьми труда, радость от соприкосновения с рукотворным миром старины, способствует умению видеть красоту в простом и обыденном и дарить тепло и доброту. Используя возможности интерактивной доски- дети из фрагментов создают открытки к праздникам, а затем задуманное воплощается на уроках технологии. Детям интересен тот факт, что детали для открытки двигаются и могут перемещаться по всей доске. Таким образом, можно сказать что благодаря использованию ИКТ воспитательный процесс становится более эффективным. Направления, по которым мы работаем:, 1. Нравственно- правовое воспитание 2. Художественная деятельность и эстетическое воспитание 3. Формирование здорового образа жизни. 4. Познавательная деятельность. 5. Работа с родителями. Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно- коммуникативных технологий. Человек больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Достоинства мероприятий с использованием ИКТ – создание эффекта присутствия (Я это видел!), у обучающихся появляется интерес, желание видеть и узнать больше. В школе создана единая база ЦОР по каждому направлению. Мероприятия, проведённые с использованием ИКТ, позволяют наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, музыкальное сопровождение, графические таблицы. Такие мероприятия отличаются особой погруженностью учеников в работу, дети не успевают отвлечься, расслабиться, не замечая при этом, по их словам, как пролетело время. А это позволяет создать атмосферу успешности для большинства учеников. Использование информационных технологий в практической работе носит в большей степени комплексный характер.
Использование аудио средств.
4
Обращение школы к искусству одно из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания рекомендуем делать акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства, что позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт подростков.
Использование видеофильмов.
Учебный видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с телеэкрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность. В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические возможности видеофильма Это источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для самостоятельной работы учащихся. Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач. Видеофильм – эффективное средство воспитания, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом. Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения заложенной в нем учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой
после просмотра фильма.

Интернет ресурсы.
Можно сказать, что компьютер и сеть Интернет это главное изобретение XX века. Интернет “виртуальная реальность”, способствующая усилению “человеческого интеллекта”. Но какой бы ни была эта среда: виртуальной или реальной – взаимодействуют в ней, общаются живые люди со своими 5
духовными ценностями, своими воззрениями. Информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры. Главной целью учителя показать, что в сети Интернет есть сайты с интересным содержанием о религии, семье, традициях и т.д. (Прил. № 3)
Создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать и соответственно получить нужную нам информацию. Значительное внимание в последние годы отводится использованию технологии мультимедиа, представляющей собой диалоговую информационную технологию, объединяющую текст, графику, звук и видеоизображение. В нашей жизни мультимедийные презентации имеют очень широкий спектр применения. Мы часто используем такие виды мультимедийных презентаций как иллюстрированные словари, фотогалереи, анимированные схемы, каталоги. Порой презентации содержат различные видеофрагменты и озвучиваются профессиональными дикторами.
Иллюстрации.
Иллюстрации представляют собой базу данных: слайды в формате jpg, .tif. Иллюстрации демонстрируют иконы, природу и другие.bmp, подобранные по соответствующей тематике и систематизированные по различным областям культуры: библейские сюжеты, быт русского народа, история, традиции. Иллюстрации используются для создания видеоряда, “минут красоты”.
Участие в интернет конкурсах, конференциях, фестивалях.
Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательном учреждении осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через систему тематических внеклассных мероприятий, участие в творческих конкурсах и олимпиадах православной направленности.
Заключение.

Опыт
встреч в самых различных школьных и молодежных аудиториях, а также участие в педсоветах, родительских собраниях, педагогических конференциях, с использованием мультимедийного иллюстративного материала, позволяет сделать вывод о
востребованности
участниками образовательного процесса данной разработки не только на занятиях по духовно-нравственному просвещению. 6
Участники образовательного процесса отмечают также
высокую

эффективность
проведения нравственно-воспитательных бесед при подобном использовании информационных компьютерных технологий.
Литература.
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 №2 – С. 67–68 2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009. 3. Козлов В.В, Кондаков А. М. Серия “Стандарты второго поколения” Фундаментальное ядро содержания общего образования. “Просвещение”, 2009. 4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 № 3 – С. 9–12. 7


Яндекс.Метрика