Напоминание

"Рабочая программа и темат. планирование по русскому языку во 2 кл."

Автор: Труфанова Любовь Вадимовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: КОУ Воронежская область "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6 1-2 вида обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"

Населённый пункт: город Воронеж

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Рабочая программа и темат. планирование по русскому языку во 2 кл."

Описание:

Данная рабочая программа разработана на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по программе автора Т. Г. Рамзаевой. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=588

Опубликовано 20.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Рабочая программа по русскому языку

2 класс

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по программе автора Т. Г. Рамзаевой. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся. Задачами начального курса русского языка в школе для слабослышащих детей являются преодоление речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значение слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» во 2 классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Во 2 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма. Что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У учащихся 2 класса развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить буквы и звуки в произнесённом и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые согласные. Обозначать мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, и, я и мягким знаком, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и разделительным ь, с двойными согласными. Вместе с тем второй год обучения создаёт основу знаний и по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения (находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим) и создавать свои предложения.
Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 
развитие речи
, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; 
освоение
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; 
овладение
элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; 
овладение у
мениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 
воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; 
развитие
слухо-зрительного восприятия.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика, морфология, синтаксис, орфография. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, основная мысль и тема текста.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера. Основными разделами программы являются: «Повторение. Речь. Предложение», «Звуки и буквы», «Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначения на письме. Звонкие и глухие согласные», «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Разделительный Ь. Двойные согласные.», «Слово и предложение. Имя существительное», «Части речи – глагол, имя прилагательное, предлоги», «Родственные слова. Безударные гласные в корне. Парные звонкие и глухие согласные в корне. Предложение»,«Повторение». Учебный курс русского языка во 2 классе состоит из 9разделов, где №1 и №9 разделы отводятся повторению изученного материала, а №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 разделы – изучению тем. Все разделы расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждого раздела имеет внутрипредметную связь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников:  умений эффективно работать с учебной книгой;  отвечать на вопросы;  ставить вопросы;  четко и лаконично излагать свои мысли;  выделять главное;  сравнивать;
 анализировать;  группировать;  делить текст на части;  озаглавливать абзацы;  составлять план;  писать изложение, сочинение;  работать с памяткой;  элементов учебной самостоятельности  умение работать в парах; коллективе;  умение согласовывать свои действия с другими;  пользоваться лингвистическими словарями и справочниками
Результаты обучения
В конце 2 класса учащиеся
должны знать
:  названия букв русского алфавита,  признаки гласных и согласных звуков,  гласные ударные и безударные,  согласные твердые и мягкие,  глухие и звонкие,  правила переноса. Учащиеся
должны уметь
:  каллиграфически правильно писать слова, предложения тексты в 35 – 45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;  делить слова на слоги;  выделять ударный слог;  переносить слова по слогам;  обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и ь;  писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;  писать слова с сочетаниями жи, ши, чу, щу, ча, ща, К, чн;  правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (ряд, воз);  безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);  писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;  слова с разделительным ь;  слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе 2 класса;  писать раздельно предлоги со словами;  производить фонетический разбор;  уметь делить слова на слоги;  определять ударный слог;  определять последовательность звуков и букв в слове4  определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа парта, конь;  правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак, действие предмета;  различать слова, отвечать на вопросы кто? Что?;  устанавливать связь слов в предложении;  выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);  употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный знак, восклицательный знак в конце предложения;
 писать изложение текста в 40-55 слов по вопросам;  составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему. Обучающиеся должны
различать и сравнивать
:  подлежащее и сказуемое;  гласные и согласные буквы и звуки;  согласные по твердости, мягкости, звонкости, глухости;  лексика – грамматические признаки изученных частей речи. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной деятельности для:  адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);  работы со словарём (алфавит);  соблюдение орфоэпических норм;  овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Личностные, метапредметные и предметные результаты

основания курса

Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты

Метапредметными
результатами изучения курса «Математика» в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

-
Готовность ученика целенаправленно
использовать
знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); -
Определять
и
формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя. -
Проговаривать
последовательность действий на уроке. - Учиться
высказывать
своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться
работать
по предложенному учителем плану. - Учиться
отличать
верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками
давать
эмоциональную
оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность
характеризовать
собственные знания по предмету, формулиро вать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; - Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать
новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания:
находить ответы
на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию:
делать
выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать
и
группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. -
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). - Познавательный интерес к математической науке. - Осуществлять
поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

- Донести
свою позицию до других:
оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -
Слушать
и
понимать
речь других. -
Читать
и
пересказывать
текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. - Совместно
договариваться
о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты


В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и
познавательный опыт
в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

составления предложений на заданную тему;

употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

орфографической грамотности речи учащихся;

проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

деления слов на слоги и переноса слов;

правильного написания слов с буквой Й;

обозначения мягкости согласных на письме;

написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

употребления прописной буквы в именах собственных;

работы со словарём (использование алфавита);

каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Учащиеся
должны уметь:


различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

различать главные члены предложения;

понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

различать словосочетание и предложение;

понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;


понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

различать деление слов на слоги и для переноса;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

верно употреблять прописную букву.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Повторяем то, что знаем
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Глас ные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и].
Шипящие согласные звуки
Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩЧ, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Алфавит, или азбука
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог

Перенос слов
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Предложение и текст
Предложение – единица языка и речи. Роль предло жения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдель ных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (оз накомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Мягкие и твердые согласные звуки
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Обозначение гласных звуков
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог. Обозначение гласных звуков в ударных и безудар ных слогах. Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный мягкий знак
Разделительный Ь. Сопоставление Ь – показателя мягкости согласных и разделительного Ь.
Двойные согласные
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное
Слова как названия предметов, признаков предме тов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значе ние. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах сущест вительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сде лает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаго лов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значе ние. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глаго ла, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлог
Предлоги. Раздельное написание со словами наибо лее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.
Родственные (однокоренные слова)
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным на - писанием корней в однокоренных словах.
Безударные гласные в корне
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.
Парные согласные в корне
Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Предложение
Предложение – единица языка и речи. Роль предло жения в общении. Главные члены предложения – под лежащее и сказуемое. Распространенные и нераспрост раненные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).
Повторение в конце учебного года

Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь . Двойные согласные. Глав ные члены предложения. Слова, обозначающие пред мет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса

Учебник:
Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2011.
Дидактические материалы

1.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Тесты. Русский язык. 2 класс. Учебно-методическое пособие для начальной школы. М: Дрофа, 2006.
2.
Контроль в начальной школе. Приложение к журналу «Начальная школа».
3.
Матвеева А.Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. М: Дрофа, 1997.
4.
Моршнева Л.Г. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы ( 1, 2 часть). Саратов: Лицей, 2007.
5.
Моршнева Л.Г. Русский язык. 2 класс. Карточки заданий. Саратов: Лицей, 2007.
6.
Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 2 класс. Методическое пособие. М: Дрофа, 2002.
Методическая литература:

1.
Виноградова Н.Ф. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М: Дрофа, 2000.
2.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы (1, 2часть). М: Просвещение, 2006.
3.
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), 1часть. М: Просвещение, 2001
4.
Школа России Концепция и программы для начальных классов, 1 часть. М: Просвещение, 2008.
Литература

1.
Большой справочник. Начальная школа. М: Издательство АСТ. Олимп. Астрель. 2000.
2.
Васильева Л.С. Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа. Саратов: Лицей, 2007.
3
. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх. Санкт-Петербург: Акцидент, 1996.
4.
Гранин Г.Г. Секреты орфографии. М: Просвещение, 1991.
5.
Журналы «Начальная школа».
6.
Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь. М: Просвещение, 1981.
7
. Львов Л.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М: Просвещение, 1981.
8.
Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
9
. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1987.


Яндекс.Метрика