Напоминание

"Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения"

Автор: Гурьянова Анастасия Сергеевна

Должность: студентка 3 курса

Учебное заведение: ФБГОУ ВПО "Оренбургский государственный педагогический университет"

Населённый пункт: г. Оренбург

Наименование материала: статья

Тема: "Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения"

Описание:

Эффективные подходы в обучении, формировании и развитии навыка чтения у младших школьников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=676

Опубликовано 25.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Деятельностный подход в процессе

формирования навыка чтения
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.» В.А.Сухомлинский. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Деятельностная модель обучения способствует реализации возможностей обучающегося на деятельностной основе обучения, предполагающей полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому методы, способствующие становлению субъективности ребёнка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности ребёнка – прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребёнок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает самого ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя. Ведущей идеей ОС «Гармония» является учебная деятельность младших школьников, её способы, обеспечивающие комфортные условия развития ребёнка. Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания; понимание ребёнком изучаемых вопросов; условия гармоничного отношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха. Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. Жизнь показывает, что если не читающий ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать свои возможности. Поэтому, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Однако, на современном этапе, когда интерес к чтению книг у подрастающего поколения снижается, педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. От 40 до 60 % детей оканчивают начальную школу с непреходящими трудностями в чтении и письме. Поэтому сейчас перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересует меня долгое время. Процесс этот чрезвычайно трудный, который нельзя сформировать быстренько. И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе. Начались поиски наиболее эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. В результате при построении урока чтения обязательно необходимо использовать технологию деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности, т.е. тем, кто учится. В процессе работы совершенствуется навык чтения с помощью системы специальных упражнений и способов действий. На практике важна не длительность, а частота использования тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается лучше не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то не надо проводить длительные упражнения, длинные по времени; лучше упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Это позволяют сделать уроки с использованием компьютерных технологий. С помощью презентации открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках. Материал слайдов направлен на обогащение словаря в ходе наблюдения за лексическим значением слова, подбором однокоренных слов. Особого внимания требует развитие связной устной речи, так как она является залогом успешной деятельности учащихся. Систему упражнений для обучения чтению можно условно разделила на три группы: зрительное восприятие, произношение, понимание прочитанного.
Зрительное восприятие.
1. Дифференциация сходных слогов:
са - за, ма – мя, гол – кол.
2. Чтение слогов по подобию.
а о у / на но ну
3. Чтение слов по подобию
мак майка Ваня


рак гайка Таня
4. Чтение слов или целых предложений с пометками. В лесу растут сосны. 5. Таблица «Летаем на самолёте» 6. Чтение слогов с наращиванием согласных.
низ – вниз сто – стон дров - дворник
7. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной-двумя буквами:
пила – липа; палка - лапка
8. Чтение слогов с подготовкой:
а- ан – бан - бант

Произношение
1. Работаем со скороговорками, чистоговорками, чёткое чтение абзацев, строф, пословиц, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома. 2. Чтение слогов по столбикам o прочитайте первый столбик слогов, постепенно понижая голос до шепота; o прочитайте только те слоги, которые произносятся мягко, ласково; o найдите слог, который одновременно является словом (мы).
Понимание.
Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания, направлены на то, чтобы начинающим чтецам помочь быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. Например: за короткое время ребёнок должен не только успеть прочитать слово, но и произвести определённую работу: сопоставить, сгруппировать, обобщить. С первых уроков начинается работа над формированием правильной читательской деятельности. Эта система приёмов работы понимания текста: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Дети сами читают текст про себя, затем вслух по предложениям. По ходу чтения задаю детям уточняющие вопросы, объясняю значения слов (с помощью детей).
Приёмы эффективного развития навыка чтения.
1. Частота тренировочных упражнений. 2. Жужжащее чтение. 3. Ежеурочные пятиминутки чтения. 4. Чтение перед сном. 5. Проведение зрительных диктантов по методике профессора И.Т.Федоренко («Начальная школа № 8 1990г.) 6. Многократное чтение по методике И.Г. Пальченко («Начальная школа» №12,1994г) 7. Чтение целыми словами. Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Надо учить детей анализировать учебный материал, сравнивать, устанавливать отражённую в нём логику; учу размышлять, формулировать, доказывать, не бояться высказывать свою точку зрения; формирую умения контролировать самих себя, поэтому очень важно, чтобы
ребёнок сам мог оценить результаты своего труда: чего достиг, где нужно ещё поработать. Желательно на каждом уроке использовать приём стимулирования. У каждого из вас есть свой приём и не один. Многим ребятам больше нравится такой: в конце урока, за 3-4мин до звонка, проводим самозамер скорости чтения. Результаты записывают в читательский дневник. Результат, свидетельствующий о прибавке скорости чтения, благотворно сказывается на отношении учеников к чтению. В результате ученики улучшали навык чтения по всем параметрам (правильность, беглость, сознательность, выразительность). Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. А.С.Гурьянова


Яндекс.Метрика