Наименование материала: Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2 класса
Тема: "ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ"
Описание:
Цель: формирование и развитие экологически сообразно¬го поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при¬роде, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетиче¬ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во¬просам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без¬ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь¬нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на
чальной
школе как ответственного этапа в становлении и разви тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих
регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием
для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической
литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер
-
шенствования всей системы воспитательной работы с младши
ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать
становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз нающей свое место в
Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи
ке экологического образования в
начальной школе единой, рас
считанной на весь период обучения, программы дополнительно
го образования с экологической
направленностью для младших школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к
природе родного края и страны в целом.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей
жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного,
чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения
здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
СТРУКТУРА КУРСА
Программа «Природа родного края» имеет эколого-биологическую и патриотическую направленность, является учебно-образовательной
с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А.
Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут
вержденным
Министерством образования в 2012 г., соответст вует требованиям к содержанию образовательных программ до полнительного образования
детей, построена с учетом преемст венности экологического образования дошкольников (програм ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших
школьников, опирает ся на теоретический, практический и личностный опыт уча
щихся, полученный при изучении курса «Окружающий
мир» на уроках.
Основные принципы содержания программы:
•
принцип единства сознания и деятельности;
•
принцип наглядности;
•
принцип личностной ориентации;
•
принцип системности и целостности;
•
принцип экологического гуманизма;
•
принцип краеведческий;
•
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
•
Земля - единая экосистема.
•
Патриотизм и охрана природы – единые понятия
Спецификой курса является подход к выбору педагогиче
ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную,
эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту
пает в роли субъекта
экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор
ческую атмосферу, организует
диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации
эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си
туации свободного
выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и
опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются системати
ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче
ские
взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно
сти предполагает
систематическую работу с «Календарем приро
ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди
видуальных блокнотов или
тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса явля
ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания,
опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс
курсии и прогулки в
природу, моделирование, разработка и соз
дание экознаков, театрализованные представления, экологиче
ские акции, знакомство с
определителями, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привле
чения семьи к совместной экологической
деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели
экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс
ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе
ния занятий с
детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообраз ность работы по программе «Природа родного края». выявляется с по мощью комплекса
диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча
щихся, анкетирование родителей; в течение
учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль
татов
реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День
птиц», «День Земли» и др.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих
элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе
– это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного
отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества
– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости,
ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство
ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Вводное занятие: В гостях у осени.
Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
Найти
признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
Тема 2. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию.
Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 3. Осенние прогулки по брянскому лесу
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени :
расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе –
желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для
гербария.
Тема 4. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 5. Для самых любознательных. Соображалки Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын
природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во
взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Сравнение времен года в разных
географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме . Формировать представления детей о приспособле ниях птиц и зверей в связи с
наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления
живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака . Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий.
Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10 . В гости к зиме.
Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными
дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 12. Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Зимние слова. Февраль в народном календаре
Тема 14. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Тема 16. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 17. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
Тема 18. Как относятся к деревьям разных народов
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с
гербариями.
Тема 19. В гости к Весне. К истокам слова
Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе.
Работа с
индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.
Тема 20. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Тема 21.
Первоцветы Брянского края
Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!».
Чтение рассказов о первоцветах,
рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области.
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к
жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на
картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления де
тей о птицах как о группе животных и о перелет
ных птицах
Брянской области.
Тема 24. Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию
домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого
приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25. Звери весной
Тема 26. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Тема 27. Первые насекомые
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова
Тема 29 . Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и клима
та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат
теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при роде Практическая работа
«Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 30. Как образуется дождь?
Тема 31. Почему бывают грозы? «
Тема 32. Отчего бывает радуга?
Тема 33. В лес по ягоды пойдем
Работа над народными приметами.
Тема 34. Охраняемые природные территории и объекты
Конкурс «Знатоки сказок».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета являются:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса «Природа родного края» являются формирование
универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование
функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых
группах.
Предметными результатами изучения курса «Природа родного края» является знание
наиболее типичных представителей животного мира
России, Брянской области;
какую пользу приносят представители животного мира;
некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе Брянской области;
основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования
(примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы Брянской области;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Умения:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного
окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-
заботиться о здоровом образе жизни;
-
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Природа родного края» необходимы:
1. Дополнительная итература
1.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2010.
2.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2011.
3.
Грехова Л. И.
В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь,
2000.
4.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2011.
5.
Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 2012.
6.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2012.
7.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2012.
8.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва, 2012.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов :
2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) :
3. Презентации уроков «Начальная школа» :
3. Технические средства обучения:
1.
Ноутбук
2.
Экран
3.
Проектор
4. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Календарно – тематическое планирование
курса «Природа родного края».
2 класс (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
Ча
сы
Дата
По плану
По факту
1
В гостях у осени. Краски осени
1
2
В царстве растений
1
3
Осенние прогулки по брянскому лесу
1
4
Загадки. Пословицы, поговорки об осени
1
5
Для самых любознательных. Соображалки.
1
6
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме
1
7
В царстве рыб
1
8
Народные приметы осени
1
9
Происхождение названий месяцев
1
10
В гости к зиме. Зимние месяцы
1
11
Народный зимний календарь
1
12
Для самых любознательных. Новый год
1
13
Зимние слова. Февраль в народном календаре
1
14
Жизнь животных зимой
1
15
Для самых любознательных. Белая книга
1
16
Растения зимой
1
17
Зимние мотивы-стихи, песни, забавы
1
18
Как относятся к деревьям разных народов
1
19
В гости к Весне. К истокам слова
1
20
Растения весной
1
21
Первоцветы Брянского края
1
22
Береза-символ России
1
23
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
1
24
Верные друзья
1
25
Звери весной
1
26
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
1
27
Первые насекомые
1
28
В гостях у Лета. К истокам слова
1
29
Признаки хорошей погоды. Ненастья
1
30
Как образуется дождь?
1
31
Почему бывают грозы?
1
32
Отчего бывает радуга?
1
33
В лес по ягоды пойдем
1
34
Охраняемые природные территории и объекты
1