Напоминание

"ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ"

Автор: Смородина Наталья Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ-Смолевичская ООШ

Населённый пункт: с.Смолевичи, Брянская область

Наименование материала: Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2 класса

Тема: "ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ"

Описание:

Цель: формирование и развитие экологически сообразно¬го поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом. Программа ставит перед собой следующие задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при¬роде, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетиче¬ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во¬просам. 6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без¬ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь¬нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=750

Опубликовано 30.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ».

2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер - шенствования всей системы воспитательной работы с младши ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи ке экологического образования в начальной школе единой, рас считанной на весь период обучения, программы дополнительно го образования с экологической направленностью для младших школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель:
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом. Программа ставит перед собой следующие
задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. 6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

СТРУКТУРА КУРСА
Программа «Природа родного края» имеет эколого-биологическую и патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут вержденным Министерством образования в 2012 г., соответст вует требованиям к содержанию образовательных программ до полнительного образования детей, построена с учетом преемст венности экологического образования дошкольников (програм ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает ся на теоретический, практический и личностный опыт уча щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности; • принцип наглядности; • принцип личностной ориентации; • принцип системности и целостности; • принцип экологического гуманизма; • принцип краеведческий; • принцип практической направленности. Курс включает и раскрывает основные
содержательные линии:
• Земля - единая экосистема. • Патриотизм и охрана природы – единые понятия Спецификой курса является подход к выбору педагогиче ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си туации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются системати ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога». Средствами эффективного усвоения программы курса явля ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз дание экознаков, театрализованные представления, экологиче ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привле чения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность.
Результативность и целесообраз ность работы по программе «Природа родного края». выявляется с по мощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча щихся, анкетирование родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра
– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения
– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии
– осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины
– осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи –
понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества
– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма
– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества
– осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1.
Вводное занятие: В гостях у осени.
Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес» Тема 2.
В царстве растений
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась» Тема 3.
Осенние прогулки по брянскому лесу
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. Тема 4.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени
Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». Тема 5.
Для самых любознательных. Соображалки
Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков Тема 6.
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме
. Формировать представления детей о приспособле ниях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику» Тема 7.
В царстве рыб
Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку» Тема 8.
Народные приметы осени
Неживая и живая природа. Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня». Тема 9.
Происхождение названий месяцев.
Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака . Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10 .
В гости к зиме.
Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес» Тема 11.
Народный зимний календарь
Предсказание погоды по народным приметам Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Тема 12.
Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами. Тема 13.
Зимние слова. Февраль в народном календаре
Тема 14.
Жизнь животных зимой
Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. Тема 15.
Для самых любознательных. Красная книга
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час) Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок. Тема 16.
Растения зимой
Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время. Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Тема 17.
Зимние мотивы-стихи, песни, забавы.
Практическое занятие «Зимние забавы» Тема 18.
Как относятся к деревьям разных народов
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. Тема 19.
В гости к Весне. К истокам слова
Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок. Тема 20.
Растения весной
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Тема 21.
Первоцветы Брянского края
Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов). Тема 22.
Береза-символ России.
Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево» Тема 23.
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления де тей о птицах как о группе животных и о перелет ных птицах Брянской области. Тема 24.
Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Тема 25.
Звери весной

Тема 26.
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Тема 27.
Первые насекомые
Тема 28.
В гостях у Лета. К истокам слова
Тема 29 .
Признаки хорошей погоды. Ненастья
Дать общее понятие погоды и клима та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» Тема 30.
Как образуется дождь?
Тема 31.
Почему бывают грозы?
« Тема 32.
Отчего бывает радуга?
Тема 33.
В лес по ягоды пойдем
Работа над народными приметами. Тема 34.
Охраняемые природные территории и объекты
Конкурс «Знатоки сказок».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами
изучения предмета являются: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами
изучения курса «Природа родного края» являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами
изучения курса «Природа родного края» является знание наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;  какую пользу приносят представители животного мира;  некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;  планета Земля - наш большой дом;  Солнце - источник жизни на Земле;  неживое и живое в природе Брянской области;  основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);  влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);  самоценность любого организма;  значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);  значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;  многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;  основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);  организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;  человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;  условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;  различия съедобных и несъедобных грибов;  позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;  способы сохранения окружающей природы Брянской области;
 что такое наблюдение и опыт;  экология - наука об общем доме;  экологически сообразные правила поведения в природе.
Умения:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); - составлять экологические модели, трофические цепи; - доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; - заботиться о здоровом образе жизни; - заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; - предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); - осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; - наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Природа родного края» необходимы:
1. Дополнительная итература
1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2010. 2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2011. 3. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000. 4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2011. 5. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 2012. 6. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2012. 7. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2012. 8. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва, 2012.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : 2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : 3. Презентации уроков «Начальная школа» :
3. Технические средства обучения:

1.
Ноутбук
2.
Экран
3.
Проектор
4. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

Календарно – тематическое планирование

курса «Природа родного края».

2 класс (34 часа)



п/п

Тема занятия

Ча

сы

Дата

По плану

По факту
1 В гостях у осени. Краски осени 1 2 В царстве растений 1 3 Осенние прогулки по брянскому лесу 1 4 Загадки. Пословицы, поговорки об осени 1 5 Для самых любознательных. Соображалки. 1 6 В царстве животных. Кто и как готовится к зиме 1 7 В царстве рыб 1 8 Народные приметы осени 1 9 Происхождение названий месяцев 1 10 В гости к зиме. Зимние месяцы 1 11 Народный зимний календарь 1 12 Для самых любознательных. Новый год 1 13 Зимние слова. Февраль в народном календаре 1 14 Жизнь животных зимой 1 15 Для самых любознательных. Белая книга 1 16 Растения зимой 1 17 Зимние мотивы-стихи, песни, забавы 1 18 Как относятся к деревьям разных народов 1 19 В гости к Весне. К истокам слова 1
20 Растения весной 1 21 Первоцветы Брянского края 1 22 Береза-символ России 1 23 Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья 1 24 Верные друзья 1 25 Звери весной 1 26 Проснулись ящерицы, змеи, лягушки 1 27 Первые насекомые 1 28 В гостях у Лета. К истокам слова 1 29 Признаки хорошей погоды. Ненастья 1 30 Как образуется дождь? 1 31 Почему бывают грозы? 1 32 Отчего бывает радуга? 1 33 В лес по ягоды пойдем 1 34 Охраняемые природные территории и объекты 1


Яндекс.Метрика