младших школьников
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из
ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и
государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную
радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться
жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем
детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать
добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие,
честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте
окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно
перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но
главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и
огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и
внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой
благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.
Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих
и других источников информации нередко является доминирующим в
процессе развития и воспитания.
В современных условиях осуществления ведущей деятельности
ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний
и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность,
культуросообразность и т. д.) и вне школы (, хаотичность, смешение высокой
культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и
т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и
миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения,
потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих
ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах
сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий
человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за
пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение
реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей
от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает
процессы их взросления.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление
вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными
детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является
примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма,
грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество,
неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни,
на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие
чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание
гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического
внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к
учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли
ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром,
начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе,
педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального,
гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой
деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности
младшего школьника оказывают принципиально новые условия
жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при
формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим
негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад
школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-
нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и
своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически
интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную,
внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую,
эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых
национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных
духовных традиций.
Содержательность и осознанность нравственного "образа Я" у ребят 2-4
классов в их высказываниях-самоопределениях ("хороший – не очень
хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и
гражданской принадлежности являются для младших школьников
малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется
сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая
взаимоотношения со сверстниками. Слабеет влияние школьного образования
на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые
в истории соотечественники перестают выступать образцами для
подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9%
младших школьников, а на литературных героев – 4% (мальчиков в основном
привлекают былинные богатыри, а девочек – сказочные принцессы). Зато для
40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы,
манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. Только у 14% детей образы
их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает
смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно
прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть
банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".
В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные
ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний
детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В
оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их
религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю
выражают в своих суждениях всего 3% детей. В нравственном воспитании
учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование
гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных
нравственных чувств.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном
в общей системе образовательной деятельности образовательного
учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую
организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации
определённой системы воспитания. Потребности современного общества
возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и
воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного
адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех её духов ных и физических сил и способностей; вести каждого
ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно
ванному на
признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.