Напоминание

"От чего зависит урожай зерновых?"

Автор: Цыганова Светлана Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"

Населённый пункт: город Осташков, Тверская область

Наименование материала: разработка урока

Тема: "От чего зависит урожай зерновых?"

Описание:

Урок окружающего мира разработан для учащихся 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа".Проводится в форме заседания клуба "Мы и окружающий мир".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=833

Опубликовано 06.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ТЕМА УРОКА. «ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УРОЖАЙ ЗЕРНОВЫХ». C.В.Цыганова Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г.Осташков
Тема.
От чего зависит урожай зерновых?
Пояснительная записка
. Урок окружающего мира разработан для учащихся 2 класса по УМК «Перспективная начальная школа».Проводится в форме заседания клуба «Мы и окружающий мир».
Цели и задачи урока:
 показать важность зерновых в жизни человека;  расширить знания учащихся о с/х работах на полях родного края; учить:  работать в группах ( умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);  проводить несложные опыты и наблюдения;  соблюдать правила безопасности при проведении опытов;  высказывать суждение по результатам сравнения;  осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях.
Тип урока.
Комбинированный.
Оборудование и наглядные пособия:
 компьютер;  интерактивная доска;  презентация;  учебники;  хрестоматии;  тетради для самостоятельных работ;  лотки с раздаточным материалом:  плоды томатов, баклажанов, кабачков;  корнеплоды свеклы, моркови, редьки;  колосья ржи, пшеницы, ячменя;  4 ящика с землей;  пакеты с семенами овса, ржи, пшеницы, кукурузы;  лейки с водой;  мыло;  салфетки.
План урока.
I.Организационный момент II.Введение в тему III.Повторение изученного IV.Актуализация знаний учащихся V.Изучение нового 1) Определение групп растений
2)Значение зерновых в жизни людей.Работа в тетрадях 3)Обобщение знаний о сельхозработах а) Работа с учебником, тетрадями б)Работа с пословицами. 4)Условия,необходимые для хранения семян VI. Практическая работа.Закладка опыта по проверке семян на всхожесть. VII. Итог урока:Составление коллективного доклада «От чего зависит урожай зерновых»? VIII. Домашнее задание Конспект урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I.Организационный момент Проверка готовности к уроку II.Введение в тему Сегодня мы открываем очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». Слайды №1,2 Цель заседания –выяснить, от чего зависит урожай зерновых, подготовить доклад о сельскохозяйственных работах на полях родного края Слайд №3 III.Повторение изученного 1)Для сегодняшней работы вам надо разделиться на группы. Выберите себе одну из карточек, лежащих на столе. Определите, к какой группе растений относится то, что на ней изображено. Займите место за столом с названием этой группы. 1)На столе карточки с изображением редиса, капусты, редьки, томата, огурца, лука, риса, пшеницы, ржи, овса, ячменя, подсолнуха, земляники, малины, смородины, ежевики, шиповника, облепихи, крыжовника, астры, календулы, розы, георгина, хризантемы, сирени. Каждый из учащихся берёт одну из них и занимает место за столом своей группы. На столах карточки с надписями:  Овощные
Выберите себе командира группы Проверка: Слайд №4 2)Сейчас вам предстоит разложить растения, лежащие в корзинке, в разные лоточки в зависимости от того, какие части растений человек использует в пищу. Дайте название каждой группе. Слайд №5  Зерновые  Ягодные  Декоративные Выбирают командира 2) Учащиеся раскладывают растения по лоткам: плоды: томат, кабачок, баклажан корнеплоды: свёкла, редька, морковь семена: фасоль, горох, рожь, пшеница, ячмень При проверке выступает учащийся, назначенный командиром группы. IV.Актуализация знаний учащихся Учащиеся села Мирного пригласили на заседание клуба дедушку Кости Погодина Юрия Егоровича. Вспомните, кем работает дедушка Кости? Кто такой агроном? Найдите в словаре учебника объяснение этого слова. Дедушка Кости Погодина работает агрономом. На с.122 учебника учащиеся находят толкование слова «агроном» и читают его. V.Изучение нового 1) Определение групп растений 2)Значение зерновых в жизни людей.Работа в Юрий Егорович принес для ребят плакаты с изображением растений и попросил Мишу назвать их. Давайте поможем Мише. Слайд №6 К какой группе отнесем эти растения? Почему? Назовите, что это за растения. Как отличит пшеницу от ржи по колосу? Какое значение в жизни людей имеют зерновые растения? Какие продукты делают из зерна? Это группа зерновых. Далее дети определяют, что на плакатах изображены рожь, пшеница, кукуруза, овес. Дети объясняют, как они отличили, уточняют правильность своих рассуждений по хрестоматии на с. 58. Дети рассматривают в тетрадях рисунки продуктов питания и соединяют линиями название каждого зернового
тетрадях Выполните задание в тетрадях на с. 42. Проверка: Назовите, какие продукты делают из пшеницы? Овса? Риса? Кукурузы? Ржи? растения с рисунками продуктов, которые получают из него. Булка, манная крупа, макароны, сушки, бублики. Овсяное печенье, овсяные хлопья. Рисовая крупа Кукурузные хлопья Хлеб Динамическая минутка Дома вы готовили загадки о продуктах питания. Сейчас вам предстоит загадать их друг другу. Дети загадывают друг другу загадки. Приложение №1. 3)Обобщение знаний о сельхозработах а) Работа с учебником, тетрадями б)Работа с пословицами. Но для того, чтобы всё это оказалось у нас на столе, необходимо получить урожай. Вот мы и выясним, так ли просто это сделать? Откройте учебники на с.98-99. Самостоятельно прочитайте текст и выполните в тетрадях Задание №59 на с.43. Что помогает людям выполнять эту работу? Рассмотрите рисунки на с. 99 учебника. Уточним, для чего нужна каждая из этих машин. Чтение текста учащимися, выполнение задания в тетради: отметить значком ν те с/х работы, которые проводят осенью на полях. Специальная сельскохозяйственная техника. Рассказ ранее подготовленных учащихся о с/ машинах. Приложение №2,3,4,5,6. Слайды № 7,8,9,10,11. Попробуйте объяснить « с научной точки зрения» пословицы: «В срок не вспашешь, не взборонишь, того гляди, хлеб проворонишь» «Знай, хлебороб: снег – одеяло для пшеницы, чем толще, тем лучше ей спится». Дети объясняют, как они понимают пословицы. 4)Условия, необходимые для хранения семян Знаешь ли ты, где хранят зерно зимой? Слайд №12 Зернохранилища постоянно проветривают и поддерживают в них определенную влажность воздуха. Семена при хранении должны обеспечиваться воздухом для В зернохранилище.
дыхания и оставаться сухими. Влажные семена прорастают. В зернохранилище хранят много семян, но не все из них посеют – выберут лучшие. Слайд №13 Как выбирают семена для посева в огороде? А для посева на полях? Как проверяют зерно на всхожесть? Найдите значение слова всхожесть в словаре учебника на с.123 Слайд №14 Юрий Егорович показал членам клуба, как была проверена всхожесть семян кукурузы из зернохранилищ №1 и №2. Рассмотрите рисунки на с.100 учебника. Как вы думаете, из какого зернохранилища следует взять семена кукурузы для посева? Почему? Отбирают самые крупные, неповрежденные семена. Читают значение слова, выясняют Из №2. Там всходы более крупные и сильные, взошло больше семян. VI. Практическая работа. Закладка опыта по проверке семян на всхожесть. Слайд №15 Мы с вами тоже сейчас примем участие в длительном опыте – проверим семена на всхожесть. Откройте тетради на с. 43. Прочитайте инструкцию по проведению опыта в №60. Приступайте к выполнению. Под руководством командиров групп дети отсчитываютпо 100 семян разных зерновых растений своего края и сеют их в 4 ящика с землёй. После выполнения практической работы учащиеся моют руки с мылом и садятся на свои места. Записывают в таблицу дату посева. VII. Итог урока: Составление коллективного доклада «От чего зависит урожай зерновых»? Давайте вспомним, о чем говорили на сегодняшнем уроке, и определим, от чего зависит урожай зерновых? Учащиеся коллективно по цепочке составляют доклад «От чего зависит урожай зерновых»? VIII. Домашнее задание Рассказать о о сельскохозяйственных работах на полях родного края
Приложение №1.

Загадки.  Мнут и катают,в печи закаляют, А потом за столом нарезают ножом. (хлеб)  Сидит на ложке, свесив ножки. (лапша)  Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)  Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (блин)  Отгадать легко и быстро:мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый,а бывает - подгорелый. (хлеб)  Он бывает с толокном,с рисом, с мясом и пшеном. С вишней сладкою бывает.В печь сперва его сажают. А как выйдет он оттуда,то кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (пирог)  Вырастаю всем на диво,высока, стройна, красива. Прячу в светлые перчатки золотистые початки. Пусть не слаще я арбуза,но сытней. Я…(кукуруза)  На соломинке дом, 100 ребяток в нем. (колосок)  В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (зерно)  Стоит он задумчивый в желтом венце, Темнеют веснушки на круглом лице. (подсолнух)  Он на солнышке стоит и усами шевелит, Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит. (колос)  Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило и стрелу позолотило. (колос)  В поле росла, под жерновом была. Из печки на стол караваем легла. (пшеница)

Приложение №2.
Трактор Трактор придуман еще в XIX веке Федором Блиновым, машинистом волжского парохода. Сын крестьянина мечтал облегчить труд своей семьи. Он хотел создать могучую машину, которая могла бы тащить за собой огромный плуг, широченную борону, косилку- великана. В те годы уже были пароходы и паровозы. Блинов рассуждал так: «Пароход для работы на полях не годится. Ну а паровоз? Ему нужны рельсы. Иначе завязнет на рыхлой пашне. Вот если б можно было брать с собой в поле дорогу! Паровоз бы все смог за собой тащить: и плуг, и борону, и косилку.» и Блинов придумал, как сделать дорогу из стальных звеньев: надо связать их в бесконечную цепь, т.е. такую, у которой нет ни конца, ни начала. И надеть дорогу-цепь на колеса полевого паровоза. Поедет такой паровоз – и дорога сама будет под колеса подстилаться; из-под задних освобождаться – и опять ложиться на передние. Сейчас на всех полях работают тракторы. Небольшие тракторы делают колесными. На колесах удобнее проходить по полям подрастающей кукурузы, картофеля, подсолнечника, хлопчатника. Гусеничный трактор на таком поле все вытопчет. Он незаменим там, где нужно пахать, боронить, рыть канавы, таскать бревна, корчевать пни – делать грубую работу.
Приложение №3
Плуг Весной, когда пашут землю, идет трактор по полю и тянет за собой плуги. У каждого плуга несколько лопат – лемехов – землю вскапывают. А трактор не один такой плуг тащит, а несколько, чтобы пахать сразу широкую полосу земли. Плуг переворачивает земляной пласт. Прошлогодние стебельки – стерню, с которых срезали колоски, упрятывает в борозду, а свежую землю наверх укладывает.
Приложение №4.
Борона После пахоты остается наверху много крупных комков земли. Они мешают всходам. Борона причесывает пашню, как гребень. У нее, как у всякого гребня, есть зубья. Потому и название получила борона – «зубовая». Зубья у бороны железные, острые, частые. Они не только разбивают комки земли, но и сорняки из почвы выдирают. А есть бороны на колесиках. На колесиках – острые шипы. Катится такая борона по полю и измельчает комки земли. Борона, как и плуг, без трактора ни шагу. А с трактором любое поле причешет.
Приложение №5.
Сеялка Когда почва готова к посеву, можно прицепить к трактору сеялку. Между ее высокими колесиками есть длинный ящик – решето с крошечными отверстиями, как раз под размер зернышка. Зерна через отверстия попадают в тонкие гибкие трубочки – семяпроводы. Семена друг за другом, словно капельки, падают по трубочкам в бороздки. Прямые, как строчки в тетради. Семена буковками рассыпаются по линеечке в бороздки.
Пройдет время, и по всему полю протянутся зеленые строчки. Прорастут зерна, пробьются наружу зелеными стебельками.
Приложение №6
Комбайн Комбайн называют самоходной фабрикой. Он косит пшеницу, вылущивает зерна из колосков, очищает зерна. Грузит пшеницу в автомобили. Все делает легко, быстро, на ходу! У комбайна много проворных металлических рук. Вот руки – косари. Пальцы у них – ножи. Они срезают пшеницу под самый корешок. И укладывают ее на движущуюся дорожку. Дорожка бежит прямо в загребущие руки – молотилки. Они колосья молотят. Выколачивают из них зерна. Потом руки – соломотрясы подхватывают пшеницу. Стебли – соломины в одну сторону, зерна - в другую. Комбайн сложит из соломы копну и сбросит ее на поле, а пшеничные зерна – в круглое сито, где зерна просеиваются. Вентилятор во все щеки дует. Зерна свежим ветром обдувает. Сдувает тонкие усики колосков, шелуху, и зерна попадают на склад самоходной фабрики в бункер. Как только бункер наполнится доверху, так сразу на комбайне свисток засвистит во всю мощь. Подаст команду: «Вызывайте автомобиль! Разгружаться пора!» Сразу автомобиль к самоходной фабрике подъедет, из широкой трубы комбайна в кузов машины польется зерно


Яндекс.Метрика