Напоминание

"Царство грибов"

Автор: Юламанова Нурия Фларисовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ СОШ д. Мурадым

Населённый пункт: д. Мурадым

Наименование материала: конспект урока

Тема: "Царство грибов"

Описание:

Цели: • дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы • познакомить со строением грибов • показать разнообразие грибов • учить бережному отношению к природе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=860

Опубликовано 07.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект урока
по окружающему миру в 3 классе на тему
«Царство грибов»
Учитель начальных классов Юламанова Н. Ф .

Цели урока:
 дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы  познакомить со строением грибов  показать разнообразие грибов  учить бережному отношению к природе
Оборудование:
1. компьютер, мультимедийный проектор 2. экран 3. учебник «Окружающий мир» 3 класс, 4. сообщения учащихся
Ход урока

1. Повторение.
- Назовите царства живой природы. Слайд «Царства живой природы» Приведите свои примеры. - Бактерии, животные, растения, грибы. - К нам на урок пришли гости. (Выходят 3 человека, на голове «короны», рассказывают о себе)
Боровик:
Глубоко был спрятан он, Раз-два-три - и вышел вон. И стоит он на виду. Белый, я тебя найду!
Подберёзовик:
Не спорю – не белый. Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще.

Мухомор:
Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красивой шапке модной Никуда не годный. - Назовите эти природные объекты одним словом. К какому царству живой природы они относятся? -
Грибы. Царство грибов
.
2.Сообщение темы урока.
(Слайд «Царство грибов»)
3.Работа с учебником.
Чтение статьи
«Чем грибы отличаются от растений».
- Итак, чем же грибы отличаются от растений? 1. Грибы не имеют зелёной окраски. 2. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.
4.Новый материал.
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. (Слайд «Строение гриба») -Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб? - Гриб имеет
плодовое тело
, которое мы видим над землёй, а под землёй находится г
рибница
, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.
Плодовое тело
– это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют
шляпочными
грибами. Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. (Слайд «Разнообразие форм грибов»)
Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы- трутовики, которые облюбовали себе «вид на жительство» на деревьях. Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг).Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом. Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки. (Слайд «Трубчатые») - Вы узнали? Этот гриб называют царём грибов. Это боровик. А если потрогать эти грибы, на ножке могут появиться как бы чернильные пятна. Это подосиновики, или красные. Что общего у этих грибов? Рассмотрите гриб в разрезе. Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название
трубчатые
. (Слайд «Пластинчатые») - А этих красавцев вы узнали? Рыжики – самые любимые грибы русского народа. А это лисички. Они не боятся червей. Это волнушки. Хороши для засолки. Что общего в строении их шляпок? У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры. Какое название дали бы вы этим грибам?
Пластинчатые
. - Грибы можно разделить ещё на две группы. Вспомним 2 класс. (Слайд «Съедобные и несъедобные» Это
съедобные
и н
есъедобные
, и даже
ядовитые
грибы. (Слайд «Съедобные») – А сейчас немного погуляем по лесу. Это грибная полянка. Но грибы на ней появятся только когда мы отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки, появляются фотографии грибов.) Какие это грибы?
Съедобные
. (Слайд «Ядовитые») – А это следующая полянка. Что же за грибы здесь спрятались? (После отгадывания загадок и появления фотографий дети делают вывод, что это я
довитые
грибы.) Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В её мякоти обнаружено сразу несколько токсичных веществ. Мухоморы тоже не надо срывать. Ведь ими лечатся и животные, и человек. Для сорок, лосей это лекарство. - Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.
(Слайд «Что где растёт») Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы. Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают древесину и очищают лес. - А сейчас поиграем в игру «Что где растёт». Узнали грибы? А растения? Отправьте гриб под нужное ему дерево. А сейчас проверим.
5. Физкультминутка.


Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.
6.
(Слайд «Запомни правила») Эти нехитрые правила мы должны соблюдать, находясь в лесу. Постарайтесь их запомнить. (Слайд «Грибы – невидимки») Отгадайте загадку. (Вторая загадка является подсказкой.) Это дрожжи, или дрожжевой грибок. (Появляется рисунок.) Они различимы только под микроскопом. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели. - А какие ещё микроскопические грибы вы знаете? ( Появляется рисунок – подсказка.) Узнаёте? Это кефир. Для его создания тоже нужен грибок, но уже молочный. - А эти грибы необходимы в медицине. В них обнаружены вещества, которые мешают росту бактерий (например, туберкулёзной и кишечной палочки), а также задерживают рост различных опухолей.
(Слайд «Красная книга грибов») – Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены. Почему они занесены в Красную книгу? (Слайд «Грибные приметы») – Знают настоящие грибники и грибные приметы. Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далёком от вредных веществ, выхлопных газов. Но лучше всего ими любоваться, не рвать их, пусть они украшают лес.
7. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. В заключении предлагаю вам кроссворд. 1. Самый ядовитый гриб в мире. 2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей. 3. Этот гриб назван так за сходство с животным. 4. Гриб, который любит расти под берёзами. 5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными. - Если вы отгадали все слова, у вас должно получиться ключевое слово. Это – грибы, тема нашего урока. - Что же вы узнали сегодня о грибах?
8. Домашнее задание.
1. Прочитать статьи в учебнике на с.57-59. 2. Найти интересные сведения о грибах или найти загадки и нарисовать отгадки.


Яндекс.Метрика