Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудности в обучении письму детей с ДЦП"
Описание:
В данной статье рассматривается проблема обучения письму детей с диагнозом ДЦП. Автор освещает некоторые пути преодоления трудностей при овладении графическими навыками, дает практические советы по проведению занятий с учащимися.
Трудности в обучении письму детей с ДЦП.
Обучение письму – этап ответственный и трудоемкий в становлении
почерка ребенка. Современная школа предъявляет высокие требования к
детям, поступающим в первый класс. Уже с первых дней ребенок начинает
испытывать трудности, ведь письмо-это совершенный новый вид вид
деятельности для детей. На этом умении строится практически все
дальнейшее обучение в школе.
Ключевым термином в методике обучения первоначальному письму
является графика. В лингвистическом понятии «графика» понимается как
начертание письменных или печатных знаков, букв. В исследованиях
различных авторов навык овладения письмом обозначается как
«графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые
графические умения и навыки», «базисные графические движения»,
«графические умения», «двигательный навык письма». Понятие
«графический навык» включает в себя все содержание графики, как раздела
лингвистики, содержащий в себе начертание письменных или печатных букв.
Известно, что детский церебральный паралич представляет собой, в
первую очередь, двигательное расстройство рук.Это оказывает
неблагоприятное влияние на процесс обучения письму.Нарушения
зрительного и слухового восприятия, также мешают в овладении навыками
письма.Кроме того, у детей отмечается косоглазие, двоение в глазах,
несогласованность в движениях и пр.
Зачастую, учителя не берутся обучать письму таких детей, т.к.
традиционная система не дает положительных результатов.
Для таких детей неприемлемы данные виды работ:
1. Списывание с готового образца.
2. Обведение образца.
3. Письмо по точкам.
4. Письмо под счет.
5. Безотрывное соединение букв.
У некоторых детей отмечается повышенная возбудимость,
беспокойство, склонность к раздражительности. При неудачах быстро теряют
интерес. Поэтому обучение письму с такими детьми проводится в
индивидуальной форме, в спокойной обстановке. Продолжительность
каждого этапа занятия не должна превышать 15 мин. Общее время занятия –
не более 50 минут.
Между этапами занятий целесообразно проводить расслабляющие
упражнения для рук(пересыпание песка, манки),упражнения с водой
(погружение, переливание, выжимание воды из кусочков губки), массаж рук
(разминание, растирание, точечный массаж кистей рук) и пр.
Успешность формирования навыка письма и становление почерка
зависит от соблюдения при письме гигиенических правил:
1. Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь
правильную фиксированную осанку.
2. Тетрадь следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были
направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений.
3.Карандаши должны быть крупными, ребристыми, с прочным
грифелем.
Необходимым условием к высокорезультативной организации
процесса обучения является, прежде всего, использование в работе педагога
принципиально иных методических приемов обучения детей письму:
упрощение конфигурации некоторых букв, переход к физиологическим, более
легким способам их начертания и более целесообразным
психофизиологическим механизмам формирования единого зрительно-
двигательного образа буквы, а также необходимого двигательного действия.