Напоминание

"Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс"

Автор: Семина Татьяна Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17

Населённый пункт: г. Новосибирск

Наименование материала: методический материал

Тема: "Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс"

Описание:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс ФГОС Школа России.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=986

Опубликовано 13.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Рассмотрено на МО протокол № 1 от 27.08.15 руководитель МО _________ Л.В.Шалимова
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению - 4 класс - 102 часа
Четверть Неделя № урока РАЗДЕЛ, ТЕМА/ТЕМА УРОКА ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МТО Летописи, былины, жития (8 ч., из них проект-1ч.) I четверть 1 1 Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Нахождение в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Умение называть элементы учебной книги, быстро в них ориентироваться. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Понимать значение слова «летопись». Оценивать свои знания и достижения. Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы 1,2,3.
2 Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источников. Читать отрывки из древнерусской летописи. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 1,2,3. 3 Летопись- источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Читать отрывки из древнерусской летописи. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения 1,2,3. 2 4 Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя. Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую 1,2,3.
анализ истинности утверждений характеристику основным действующим лицам произведения 5 «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой Сравнение поэтического и прозаического текста былины. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Выделять языковые средств выразительно- сти. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочи- танного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. 1,2,3. 6 «Ильины три поездочки». Герой былины-защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри». Пересказывать былину от лица её героя. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Сравнивать былины и волшебные сказки Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному . Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приоб- ретённые умения для самостоятельного 1,2,3.
чтения книг. 3 7 «Житие Сергия Радонежского». В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов. Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека Описывать характер человека; выражать своё отношение. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин Поиск и выделение необходимой информации, моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Ставить вопросы по содержанию прочитан- ного текста , отвечать на них 1,2,3. 8 Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проект: «Создание календаря исторических событий». Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника Участвовать в проектной Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с Различать жанры произведений. Создавать календарь исторических событий Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного 1,2,3.
деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) учителем и сверстниками .. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль Чудесный мир классики (14 ч., из них проект-1ч.) 9 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Понимать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка 1,2,3. 4 10 П.П.Ершов «Конёк- Горбунок». Наблюдение за развитием событий в сказке. Характеристика героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержа- нию прочитанного текста, Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. 1,2,3.
отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам. Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Сравнивать народную и литературную сказки. Оценивать события, ге- роев произведения, отвечать на вопросы по тексту 11 А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине «Няне». А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине «Няне». Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина 1,2,3. 12 А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!» Составление рассказа по репродукции картин известных художников. А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!» Составление рассказа по репродукции картин известных художников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. 1,2,3.
соответствии с задачами и условиями коммуникации Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства 5 13 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Наблюдение за выразительностью литературного языка. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Наблюдение за выразительностью литературного языка. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Понимать название и основное содержание изученного произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев 1,2,3. 14 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Постановка и Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Объяснять понятие 1,2,3.
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. «литературная сказка» Называть сказки А.С. Пушкина. Различать сказки народные и литературные. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; 15 М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. «Дары Терека». Рассказывать о М.Ю. Лермонтове Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» 1,2,3. 6 16 М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». Характеристика героев. Деление текста на составные части. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, 1,2,3.
содержание произведения Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Ставить вопросы по со- держанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка 17 Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Работа над текстом С.Толстого. Рассказывать о Л.Н. Толстом Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого 1,2,3. 18 Л.Н. Толстой «Детство». Наблюдать за Обмен мнениями с Создавать небольшой 1,2,3.
Характеристика героев. выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка 7 19 Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Составление плана произведения. Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Делить текст на составные части, составлять его простой план. Называть особенности басни 1,2,3. 20 А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове. Знакомство со статьёй М. Семановой о семье А.П.Чехова. Рассказывать о А.П. Чехове Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова 1,2,3. 21 А.П. Чехов «Мальчики». Понимать позицию писателя, Обмен мнениями с Отличать рассказ от 1,2,3.
Характеристика главных героев. Постановка вопросов по содержании. его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержа- нию прочитанного, отвечать на них одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками сказки. Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении 8 22 Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Проект: «Чудесный мир классики» Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Называть литературные произведения и их авторов. Пересказывать основ- ное содержание изу- ченных литературных произведений. читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми 1,2,3.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения Поэтическая тетрадь (10 ч., из них проект -1ч.) 23 Поэтическая тетрадь. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать 1,2,3.
отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. словесные картины 24 Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…». Определение средств художественной выразительности в лирическом тексте. Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Слушать аудиозаписи стихов. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Восприятие на слух звучащей речи (слушание различных текстов). Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины 1,2,3. 9 25 А.А. Фет. «Весенний дождь» , «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. 1,2,3.
ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения 26 Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот...» Средства художественной выразительности в лирическом тексте. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать аудиозаписи стихов. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы 1,2,3. 27 А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать аудиозаписи стихов. Наблюдать за повторением Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и Определять ритм стихотворения 1,2,3.
ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации II четверть 10 28 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Прослеживание изменений картин природы в стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Слушать аудиозаписи стихов. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах 1,2,3. 29 Н.А. Некрасов «Школьник». Приёмы интонационного чтения. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства .Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения 1,2,3.
наизусть. 30 Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» Средства художественной выразительности в лирическом тексте. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста Анализировать средства художественной выразительности 1,2,3. 11 31 И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение Чтение про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ 1,2,3. 32 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проект: «Поэтическая тетрадь» Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и Называть изученные литературные произведения и их 1,2,3.
автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками авторов. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать значение слова «строфа» Литературные сказки (12 ч., из них тест-1ч.) 33 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки 1,2,3. 12 34 В.Ф. Одоевский «Городок в таба- керке». Составление плана сказки. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Самостоятельное выделение и формулирование Называть особенности данного литературного жанра. 1,2,3.
Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст 35 В.Ф. Одоевский «Городок в таба- керке». Подробный пересказ. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов Делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать 1,2,3.
текста и иллюстрации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 36 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Наблюдение за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотношение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс- описание в содержании художественного произведения 1,2,3. 13 37 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Анализ поступков героев. Читать сказку вслух и про себя , использовать приёмы выразительного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Рассуждение о значении тех или иных нравственных качеств Работать с иллюстрациями, анали- зировать мотивы поведения героев, пере- сказывать по плану. Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально- эстетическая оценка изображения героев 1,2,3. 38 П.П. Бажов «Серебряное Читать осознанно текст, Определять мотивы Самостоятельное 1,2,3.
копытце». Знакомство с жизнью и творчеством писателя. понимать прочитанное. Прослушивание аудиозаписи сказки. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 39 П.П. Бажов «Серебряное копытце». ». Обогащение словарного запаса учащихся. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст сказки. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации. Учебное сотрудничество с 1,2,3.
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки учителем и сверстниками. 14 40 П.П. Бажов «Серебряное копытце». Подготовка к пересказу. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Рассуждение о значении тех или иных нравственных качеств 1,2,3. 41 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с 1,2,3.
задачами и условиями коммуникации 42 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Объяснять значения разных слов с опорой на текст. Работа с толковым словарём. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки лите- ратурные. Создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 1,2,3. 15 43 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Характеристика героев. Деление текста на части. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Создание способов решения проблем Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой 1,2,3.
поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации на авторский текст 44 Обобщение по разделу «Литературные сказки». Итоговый тест за I полугодие Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине 1,2,3. Делу время – потехе час (7 ч., из них проект -1ч.) 45 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Характеристика главных героев. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями 1,2,3.
и понимать их эмоционально- нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия коммуникации 16 46 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Объяснять поучительный смысл сказки. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оце- нивать события, героев произведения Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 1,2,3. 47 В.Ю. Драгунский «Главные реки». Понимание юмористического смысла рассказа. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого 1,2,3.
смех; определять отношение автора к событиям и героям. Определять основную мысль рассказа. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе воображения 48 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Определение отношения автора к событиям и героям. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа .Соотносить название с содержанием произведения. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений 1,2,3. III четверть 17 49 В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Расширить знания о творчестве В.В.Голявкина. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Умение строить логичные рассуждения, проводить аналогии 1,2,3.
изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе 50 В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Анализ поступков героев. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Читать выразительно по ролям Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений 1,2,3. 51 Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проект: «Делу время – потехе час» Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. 1,2,3. Страна детства (6 ч., из них проект -1ч.) 18 52 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» . Расширить знания о творчестве Б.С.Житкова. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение 1,2,3.
рассказа достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 53 Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Характеристика главных героев. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль .Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач 1,2,3. 54 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Воспринимать на слух Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и Постановка и формулирование проблемы, Постановка и формулирование проблемы, 1,2,3.
художественное произведение. про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач 19 55 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения. Придумывать заглавия к каждой части произведения Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 1,2,3. 56 М.М. Зощенко «Елка». Анализ поступков героев. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по со- держанию прочитанного, отвечать на них. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с 1,2,3.
Составлять план, пересказывать произведение задачами и условиями коммуникации 57 Обобщение по разделу «Страна детства». Проект: «Страна детства». Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 1,2,3. Поэтическая тетрадь (5 ч., из них проект -1ч.) 20 58 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».Выразительное чтение. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности 1,2,3. 59 С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Определение различных средств выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать 1,2,3.
в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте средства её осуществления. Построение логичного рассуждения, аналогии стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию 60 М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Выразительное чтение. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение Освоение основ смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Декларирование произведения. Определение эмоционального характера текста Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию 1,2,3. 21 61 Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Построение логичного рассуждения, аналогии Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворения, использовать интонацию 1,2,3. 62 Обобщение по разделу Читать стихи выразительно, Рефлексия способов и Называть произведения 1,2,3.
«Поэтическая тетрадь». Проект: «Поэтическая тетрадь». передавая изменения в настроении, выраженные автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения Природа и мы (10 ч., из них проект -1ч.) 63 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш».Передача настроения с помощью интонации. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному 1,2,3. 22 64 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Выборочный пересказ текста. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и 1,2,3.
отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст выборочно информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям 65 А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Раскрытие смысла рассказа. Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения 1,2,3. 66 А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Анализ поступков героев. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Создавать небольшой устный текст на заданную тему 1,2,3. 23 67 М.М. Пришвин «Выскочка». Понимание нравственного смысла рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте 1,2,3.
рассказом автора. выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному 68 М.М. Пришвин «Выскочка». Пересказ произведения на основе плана. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки 1,2,3. 69 Е.И. Чарушин «Кабан» Постановка вопросов по содержанию прочитанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Характеризовать героев на основе их поступков Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному 1,2,3. 24 70 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному 1,2,3.
Определять основную мысль рассказа творческого воображения 71 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Пересказ текста. Анализировать заголовок произведения. Ставить вопросы по содержа- нию прочитанного, отвечать на них Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему 1,2,3. 72 Обобщение по разделу «Природа и мы». Проект: «Природа и мы». Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и Находить информацию в разных источниках 1,2,3.
приёмов действий при решении учебных задач Поэтическая тетрадь (7 ч., из них проект -1ч.) 25 73 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения 1,2,3. 74 С.А. Клычков «Весна в лесу». Знакомство с творчеством С.А.Клычкова. Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. 1,2,3.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) 75 Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Чтение про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения 1,2,3. 26 76 Н.М. Рубцов «Сентябрь». Работа над выразительным чтением произведения. Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Определение эмоционального характера текста. Соотнесение иллюстрации с фрагментами текста. Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения 1,2,3. 77 С.А. Есенин «Лебедушка». Обогащение словарного запаса. Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою Установление причинно- следственных связей. Построение логической Называть произведения русских поэтов. Анализировать 1,2,3.
позицию с привлечением текста произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 78 С.А. Есенин «Лебедушка». Выразительное чтение. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста Читать стихотворения выразительно. 1,2,3. IV четверть 27 79 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проект: «Поэтическая тетрадь». Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного 1,2,3.
работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения произведения Родина (6 ч.. из них проект -1ч.) 80 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст 1,2,3. 81 С.Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение 1,2,3.
задания 28 82 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Понимание нравственного смысла произведения. Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Определять основную мысль рассказа Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста 1,2,3. 83 Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Понимание содержания прочитанного. Участвовать в работе группы, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст 1,2,3. 84 Проект: «Они защищали Родину». Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение. Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая 1,2,3.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания. отрывками из текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения 29 85 Обобщение по разделу «Родина». Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию 1,2,3. Страна Фантазия (6 ч., из них проект-1ч.) 86 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Воспринимать на слух художественное произведение. Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности 1,2,3.
фантастического жанра фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку 87 Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Обогащение словарного запаса. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. 1,2,3. 30 88 Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра Чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку 1,2,3. 89 Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Ответы на вопросы по Воспринимать на слух художественное Умение осознанно и произвольно строить Осознанно и выразительно читать 1,2,3.
содержанию произведения. произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять главную мысль высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания текст художественного произведения 90 Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Понимать особенности фантастических произведений. Соотносить название с содержанием произведения Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения 1,2,3. 31 91 Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проект: «Страна Фантазия». Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории 1,2,3.
Зарубежная литература (11 ч., из них тест -1ч., проект -1ч.) 92 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана. Пересказ от лица героя. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристик. Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст 1,2,3. 93 Г.Х. Андерсен «Русалочка» Чтение и восприятие на слух художественного произведения. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя) Смысловое чтение художественных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения 1,2,3. 32 94 Г. Х. Андерсен «Русалочка» . Планировать работу с Установление причинно- Определять 1,2,3.
Деление текста на части. произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища 95 Г.Х. Андерсен «Русалочка». Иллюстрирование понравившейся части. Выборочный пересказ. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку мысль Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст. Работа над вопросами по содержанию литературного текста Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения. Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст 1,2,3. 96 М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное Чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и 1,2,3.
произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание отделение нового от известного; выделение главного главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения 33 97 М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика героев и их поступков. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано 1,2,3. 98 Итоговый тест за год Проверка предметных и универсальных учебных умений Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному 2,3. 99 С. Лагерлеф «Святая ночь». Знакомство с жизнью и творчеством С. Лагерлеф. Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и 1,2,3.
построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения 34 100 С. Лагерлеф «Святая ночь». Понимание содержания прочитанного. высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение 1,2,3. 101 С. Лагерлеф «В Назарете» Определение нравственного смысла произведения. Работа с иллюстрациями. Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. Выразительно читать, 1,2,3.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы способов выполнения задания Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение 102 Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Проект: «Зарубежная литература» Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. 1,2,3.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1. Учебники Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение».; Учебник: 2 класс. В 2 ч.. 2.Печатные пособия Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме). Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме). 3. Технические средства обучения 1. Магнитная доска. 2. Персональный компьютер с принтером. 3. Ксерокс. 4. Мультимедийный проектор. 5. Интерактивная доска 6. Документ-камера


Яндекс.Метрика