Род собрание «Первые дни ребёнка в школе»
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Ход собрания:
Начальная школа – это самоценный, принципиально новый этап в жизни
ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера
его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и
увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с
внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией –
ролью ученика. Поэтому считаю, что прежде, чем ребёнок пошёл в школу,
родители, воспитатели и педагоги обязаны подготовить его к этой новой
социальной роли – роли школьника. Уважаемые наши родители! Обратите
внимание на то, соблюдает ли ваш ребёнок правила личной гигиены, может
ли он сам себя обслужить в повседневной жизни (надеть пальто или куртку,
завязать шнурки, убрать со стола посуду и т. д.), соблюдает ли режим дня.
Можете ли вы утверждать, что ваш ребёнок готов самостоятельно решать
задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и со
взрослыми? Необходимо воспитывать в детях самостоятельность и
ответственность, способность проявлять волевые усилия в ситуациях выбора
между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». У вашего ребёнка в этом
возрасте уже должна быть сформирована культура общения и культура
поведения со сверстниками и взрослыми, культура организации совместной
деятельности, сотрудничества, умение организовать свой собственный
досуг, свою деятельность. У детей в возрасте 6-7 лет проявляются такие
качества, как готовность решать задачи, связанные с освоением учебного
материала:
-восприятие;
-внимание;
-элементарная учебная деятельность (умение слушать и слышать педагога,
принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы,
самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата);
-развитая мелкая моторика ( тонкие движения рук, важные для овладения
письмом, рисованием, лепкой и. д.).
Игры, совместная деятельность со взрослыми, сверстниками способствует
усвоению детьми системы моральных норм и взаимоотношений,
формированию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости,
сотрудничества и взаимопомощи, а также способности к осознанию и
оцениванию своих действий, поступков, мыслей («что такое хорошо и что
такое плохо»), определять своё знание и незнание, т.е. иметь объективную
самооценку своего «я» и другого человека. Обратите, пожалуйста, внимание
на формирование семейных ценностей: любовь к родным и близким, забота в
семье друг о друге, почитание старших, чувство уважения к родителям,
бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам. Подумайте, чему учат детей ваши
семейные праздники, традиции: любви к родному дому, городу, Родине,
доброжелательности к людям, стремлению к здоровом. Если это так, то всё
это вместе взятое воспитывает, развивает и формирует вашего сына или дочь
как человека. А это и есть самое важное, каким человеком будет ваш ребёнок
( социальный заказ государства).
Поступление в школу для ребёнка – это стресс. Очень много нового и
непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей,
пришедших в первый класс, - быстрая утомляемость. На первом уроке они
откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем
помочь ребёнку?
Прежде всего, стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания
здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов
в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения.
Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день.
Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные
(до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в
парке. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему.
Скажите: «Доброе утро», - и собирайтесь в школу без суеты.
Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем более
несколько десятилетий тому назад.
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития.
Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам.
Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное
независимое поведение.
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё
сказанное ими.
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые»
игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят
в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают,
как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Школа тоже не та. Приоритетная цель современной школы – личностно-
ориентированное обучение. Задачи построения такого обучения:
§ Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное
образование.
§ Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать
с другими людьми.
§ Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:
- уметь принимать учебную задачу;
- находить способы её решения;
- отбирать нужные средства;
- контролировать свои шаги;
- самому оценивать полученные результаты.
Какие плюсы даёт такое обучение?
Ученику: развитие ума, воли, чувств, формирование потребности учиться;
радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к
сотрудничеству.
Учителю: изменение взгляда на образование ученика; технологию развития
личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей;
расширение возможностей для творчества.
Родителям: уверенность в успешном будущем своего ребёнка.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ
жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня,
подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять
требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами
радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе
испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе,
связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у
всех первоклассников.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности
испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы
разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот
процесс всем, прежде всего нашим детям.
Памятка для родителей первоклассников
1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в
воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей
семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе
учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в
присутствии детей.
2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не
сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что
ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил
оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи,
постигшей ребенка.
4. Регулярно контролируйте выполнение задания и оказывайте, если
сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны
быть муштрой. Главное – возбуждать интерес к учению.
5. Нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность
выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте:
«Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».
6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его
мероприятиях, проводимых в классе, школе.
7. Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими
переживаниями – естественная потребность детей.
8. Обязательно оказывайте посильную помощь школе (классу).
Только контакт родителей, ребенка и учителя даёт положительный результат
в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если они
заинтересованы в будущем своего ребенка, то они должны в первую очередь
интересоваться успехами или неудачами своего ребенка в школе, быть
активными участниками педагогического процесса.
Закончить свое выступление хочу такими словами:
Мы откуда появились?
Звёзд далёких порожденье?
Или всё ж планете нашей мы обязаны рожденьем?
Наделил душой создатель?
Или разум как зарница
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?
Скрыто тайной всё навеки.
Но откуда б мы ни взялись
Раз возникнув человеком
Надо, чтоб мы им остались.