Напоминание

"Синтез науки и искусства"

Автор: Баскова Татьяна Николаевна

Должность: учитель технологии (обслуживающий труд и основы ведения домашнего хозяйства)

Учебное заведение: ГБОУ лицей №144

Населённый пункт: г.Санкт-Петербург

Наименование материала: доклад

Тема: "Синтез науки и искусства"

Описание:

В докладе автор предлагает вниманию слушателей своё понимание связи между основами наук и искусством на примере уроков технологии в 5-7 классах, посвящённых моделированию и конструированию одежды.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1008

Опубликовано 14.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Доклад на тему: «СИНТЕЗ НАУКИ И ИСКУССТВА НА УРОКАХ

ТЕХНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И

КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ»
(Доклад подготовлен учителем технологии высшей категории ГБОУ лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга БАСКОВОЙ Татьяной Николаевной) Деление людей на «физиков» и «лириков», так распространённое в 1960-1970-е годы – заведомо ошибочно. Многие современные нам поэты и музыканты по своему образованию являлись представителями инженерных, медицинских и других важных профессий. Так, хорошо известный
музыкант Андрей Макаревич
закончил архитектурный институт. Его дипломная работа – многоэтажное здание – находится в Великом Новгороде. Александр Розенбаум много лет проработал врачом Скорой помощи. Но это не помешало ему стать прекрасным музыкантом, автором-исполнителем, чьи песни поёт вся страна. Если обратимся к истории, то и там мы найдём примеры подобного сочетания. Самым классическим является, конечно же,
Леонардо да Винчи
. Этот величайший художник эпохи Возрождения был также и великим инженером-изобретателем. Он создал винт и прообраз современного вертолёта, разработал и построил катапульту, над усовершенствованием которой работал всю жизнь. Не менее интересны и значимы его работы в области гидростатики и гидродинамики. Его гидравлические сооружения в Италии и Франции не могли не обратить на себя всеобщего внимания – сочинения Леонардо да Винчи часто использовались и упоминались последующими авторами. Вклад великого художника и мыслителя в науку был бы ещё значительнее, если бы в то время было бы известно то, что открыли лишь столетия спустя. Можно долго рассказывать об изобретениях Леонардо, но были и другие люди, успешно сочетавшие искусство и научные открытия. Знаменитый
Пифагор
был музыкантом и математиком.
Паганини
был величайшим скрипачом. Кроме того, он был и величайшим «строителем», хотя его изобретения проявились не в инженерном деле, а в «строительстве» нового типа скрипичного искусства.
Эйнштейн
играл на скрипке. И именно занятия музыки, по его собственному утверждению, подготовили во многом его мышление, позволив сделать в науке то, что он сделал. Не только европейские музыканты и художники отличались инженерным мышлением. Много успешно сочетавших искусство и научные открытия людей было и на нашей Родине. Вспомним только некоторых из этих «универсалов» в самом хорошем смысле этого слова.
Ломоносов
с одинаковым усердием предавался научным (химия, физика, истории…) и поэтическим занятиям. Он является не только прекрасным поэтом, владевшим великим слогом оды, но и изобретателем русского мозаичного искусства, создателем российского бисера и многих других изобретений. Одоевский был одновременно писателем («Городок в табакерке» и другие рассказы и повести), но и учёным, описавшим в своих книгах множество открытий, которые стали известны людям только в конце 20-начале 21-го века.

Бородин
был одинаково выдающимся химиком и композитором.
Технология – «концентратор» основ науки и искусства.
И хотя в заголовок доклада вынесено «синтез науки искусства», мне кажется. Что уместнее и даже тактичнее было бы говорить не о науке, а об основах наук. Ведь учащиеся 5-7 классов только-только начинают изучение алгебры и геометрии, физики и химии. История, языки и литература также находятся в стадии изучения. Тем не менее, на уроках технологии можно проследить тесную связь предметами с основами различных наук. Давайте обратимся к некоторым из них.
ИСТОРИЯ
. Я на своих уроках стараюсь выстраивать разные виды
хронолент.
Так, при изучении в 5 классе технологии пошива одежды и, в частности, передника с карманом, выстраиваю такие хроноленты:  История появления одежды как таковой (от одежды из листьев и шкур до современной).  История появления передника от древнеегипетского схенти, явившегося одновременно прообразом не только передника, но и других видов поясной одежды (юбки и брюк).  История появления и развития швейного производства (от сшивания кусков шкур костяной иглой до современных швейных машин с компьютерными программами). Однако все эти знания даются в объёмах, соответствующих возрасту и пониманию обучаемых. Они сопровождаются показом презентаций. И, конечно, к работе привлекаются сами обучаемые. Так, для многих из них стало настоящим открытием, что Леонардо да Винчи интересовался созданием швейной машины и даже сделал чертежи. Но в его время ещё не всё было изобретено, поэтому проект Леонардо остался неосуществлённым. При изучении основ машиноведения я обращаю внимание обучаемых на тот факт, что именно изобретение иглы с ушком около острия стало мощным толчком для создания швейных машин. Но это было уже в 1830-е годы! И знаменитый Исаак Зингер умело сочетал все открытия, сделанные до него с собственными изобретениями. Результатом стало изобретение швейной машины, которая стремительно завоевала весь мир! Потрясло ребят и то, что первый утюг появился в Китае более 2000 лет назад. А самое интересное, форма утюга за эти столетия практически не изменилась! Это привычный нам утюг с нагреваемой на открытом огне подошвой, имеющей острый конец и ручку со спиральной часть в середине для предотвращения выскальзывания утюга при глажении.
ФИЗИКА и ХИМИЯ.
Я сознательно не разделяю эти 2 науки, т.к. при изучении свойств тех или иных сырьевых ресурсов, процесса производства ткани, а также вопросов кулинарии мы изучаем
физико-химические свойства
и особенности тех или иных веществ, сырья, продуктов питания. Так, при пошиве того или иного изделия мы должны учитывать
свойства самого

сырья - затем свойства тканей и трикотажа, получаемых из этого сырья –

особенности ухода за предметами одежды, сшитыми из этих материалов.
Такая цепочка помогает обучаемым глубже вникнуть в суть вопроса и понять взаимосвязь различных качественных характеристик.
Например, нам известно, что при смачивании шерсти горячей водой она «сваливается», т.е. превращается в войлок. Для ухода за шерстяными изделиями из ткани и трикотажа это знание очень помогает. Мы на уроке приходим к выводам, что изделия из шерсти надо стирать не очень горячей водой, чтобы избежать свойлачивания и сильной усадки изделия. При заметной смене температуры воды шерсть также даёт сильную усадку. Поэтому стирать и выполаскивать шерстяные изделия необходимо в воде одной и той же температуры. Кроме того, при глажении температура нагрева подошвы утюга также не должна быть высокой. Я объясняю детям, что при глажении без проутюжильника на шерстяных тканях образуются «ласы» (места с блеском, лоснящиеся). Они делают вывод – гладить шерстяные изделия следует только через влажную ткань (проутюжильник). В процессе моделирования и конструирования мы должны также учитывать оптические свойства материалов. Так, на ткани с ворсом (бархат, вельвет, ворсолан, плюш) необходимо при раскрое раскладывать выкройки так, чтобы все детали при раскрое лежали в одном направлении. Ворс при этом должен смотреть вниз. При чередовании деталей с разно расположенным ворсом получается эффект «клоунского» костюма – детали то светлые, то тёмные по ощущению. Изучение ткачества даёт обучаемым возможность понять, почему все детали при раскрое должны раскладываться по долевой нити – нити основы. Иначе при пошиве и эксплуатации изделия неминуемы перекосы в изделии. Свойства сырья и материалов из него подсказывают нам и способы ухода за одеждой в процессе её носки. Так, изделия из натурального шёлка требуют щадящих средств для стирки и невысокой температуры воды и поверхности утюга. Тогда как изделия из хлопка, льна и других натуральных растительных волокон менее «капризны». Для их стирки подходят более высокие температуры воды и менее щадящие моющие средства. Нагрев утюга также значительно выше. При изучении в 7 классе волокон из химического сырья мы не только даём принципиальную схему получения этих волокон, но и обращаем внимание обучаемых на то, что этим волокнам ещё в процессе их создания можно придать те или иные свойства в зависимости от предполагаемой эксплуатации. Так, всем известное волокно ПАН (полиамидонитрильное) по своим свойствам очень напоминает натуральную шерсть Поэтому изделия из него производятся для холодного времени года. Волокна «терелен», «лавсан» и некоторые другие практически не подвергаются сминанию. Поэтому их добавляют при производстве ткани к основным волокнам, например, к шерсти при производстве тканей для костюмов и пальто. Тогда изделия из этих волокон и тканей (смесовых) будут служить дольше и иметь хороший вид в процессе эксплуатации.
МЕХАНИКА.
Это один из разделов физики. Но я сознательно вынесла его в отдельную рубрику. При изучении основ машиноведения обучаемые узнают о 3 видах приводов у швейных машин: 1. Ручной, 2. Ножной, 3. Электрический. Здесь важно не только подчеркнуть особенности каждого из приводов, их историческую роль, но и
эргономичность
или отсутствие таковой у каждого из них. На уроках я стараюсь подводить обучаемых к самостоятельному выводу, что самым эргономичным и экономичным в плане трудовых затрат является электропривод. Обучаемые узнают новые для них понятия и термины: эргономика, эргономичный, экономика, экономичный.
Об эргономичности инструментов и приспособлений можно говорить с учётом наличия леворукости. Так, у меня в швейной мастерской есть специальные ножницы, предназначенные для работы леворукими детьми. На этом примере я объясняю обучаемым, что подобное устройство колец ножниц помогает леворуким людям работать правильно, аккуратно, делает их работу более продуктивной, облегчает их труд.
МАТЕМАТИКА.
Математика для технологии – основа для построения чертежей. Без снятия мерок, без определённых расчётов нельзя сшить даже такое простое изделие, как прихватка для горячего. Потому что при разметке деталей обучаемые должны понимать,
почему
изделие имеет вполне определённые размеры. Так, размер прихватки 10х10 см не очень удобен – при работе с горячими кастрюлями можно случайно обжечь руки, не защищённые прихваткой. Но, в то же время, размер прихватки 225х25 см оказывается слишком большим и мешает в работе. В результате опытным путём (я предлагаю для работы прихватки разных размеров) обучаемые приходят к выводу, что наиболее удачными и удобными размерами для пошива данного изделия являются размеры 15х15см (для детской руки) и 20х20 см (для взрослых). Уже в 5 классе мы обучаем детей снятию мерок. Умение измерять обхваты (математически – окружности) требуется при снятии всех горизонтальных мерок. Сложным моментом является понимание взаимосвязи между обхватами, полуобхватами и построением чертежа. Но это понимание необходимо формировать с самых первых уроков. Умение пользоваться циркулем используется при построении выкройки прихватки круглой формы, для скругления углов и квадратной прихватки, для построения чертежа кармана. Особенно важен этот навык при построении чертежа конической юбки. 6- классники порой забывают или упускают из вида тот факт, что для построения лини талии и линии низа в конических юбках центр окружности один и тот же. Поэтому для построения линии низа к радиусу линии талии нужно прибавить длину юбки. Полученный размер и будет радиусом построения линии низа. Очень сложно для понимания и запоминания оказывается освоение двух похожих терминов: «прибавка» и «припуски». Означают они совершенно разные понятия, выполняются в разное время во время работы над изделием. Поэтому очень важно добиваться чёткого разграничения этих понятий. И здесь на помощь приходит не только математика, но и русский язык.
РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА.
Что же такое прибавки, или как их еще называют, конструктивные прибавки, или припуски на свободное облегание. Для чего они вообще нам нужны?
Прибавка
– это разница между шириной изделия и соответствующей этому участку меркой. Это величина, на которую увеличивают мерку, чтобы получить нужный объем готового изделия. Чем больше прибавка, тем объемнее и свободнее одежда. Именно благодаря прибавкам, одежда имеет разную степень прилегания:  прилегающая;  полуприлегающая;  свободная;  очень свободная.
Прибавки нужны не только для конструктивно-декоративного оформления одежды, но и для обеспечения свободы дыхания, движения, создают воздушную прослойку для регулирования теплообмена, в общем, для нашего с вами удобства. Величина прибавок зависит также от толщины ткани – чем ткань толще, тем больше величина прибавки.
Прибавки на свободное облегание одежды состоят из:
 прибавки, обеспечивающей свободу дыхания и движений, правильный теплообмен;  прибавки на толщину ткани и прокладок;  прибавки, создающей форму пальто. Прибавка на толщину прокладок, а также обеспечивающая са нитарно- гигиенические требования одежды, называется
технической прибавкой
. Прибавки, с помощью которых создаются силуэтные формы, называются
декоративно-конструктивными
. При глубоком вдохе обхват груди увеличивается от 1 до 2 см. Поэтому минимальная прибавка в платьях — 2 см., а в пальто —4 — 5 см. Декоративно-конструктивные прибавки изменяются в зависи мости от силуэта одежды, диктуются модой и особенностью фигуры. Технические прибавки зависят от толщины ткани и назначения изделия.
Припуски на швы
– это величина, добавляемая к деталям выкройки
для

обработки швов изделия.
Обычно при построении выкройки чертежа мы не учитываем припуски на швы и
дорисовываем их при переносе выкройки на ткань.
Начинающим портным следует знать, что
все чертежи
изготавливаются
без

припусков на швы
и при раскрое эти припуски следует добавить. Более того,
линия

припусков – это вторая контурная линия
при обведении выкройки. Именно по ней и производится раскрой ткани! Вот так наш родной язык позволяет разобраться в значении понятий и терминов! Кроме того, нельзя не упомянуть возможность использования фольклора, авторских сказок, быличек и других произведений на уроках технологии при изучении ткачества, вопросов народной кухни и в других ситуациях. Приведу пример из своего опыта. При изучении темы «Материаловедение» о производстве льняных тканей я использовала замечательный рассказ великого педагога К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Текст рассказа сопроводила соответствующими рисунками и небольшими комментариями. Получилась очень яркая и понятная презентация к урокам. И, конечно же, на уроках мы учим ребят правильно, логично и красиво излагать свои мысли. Ответы типа «да-нет» не приветствуются. Односложно можно отвечать в редких случаях на очень конкретные вопросы. При ответе обучаемые должны понимать логику как самого вопроса, так и требуемого от них ответа. Я на своих уроках предлагаю обучаемым излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающим. Если ребёнок не помнит точную формулировку какого-либо понятия, предлагаю объяснить «своими словами» так, чтобы смысл стал ясен всем. Можно подвести логический итог:
Все уроки технологии тесно связаны с основами тех или иных наук. И очень важно давать на наших уроках современные, точные и неискажённые сведения. Только так мы подчеркнём роль как самого предмета, так и смежных с ним наук. Мне, кажется, удалось показать связь основ науки и технологии как учебного предмета, включающего в себя не только потребительские вопросы (построение чертежа, расчёт ткани, раскрой ей и пошив изделия), но и вопросы эстетики, развития у подрастающего поколения художественного вкуса и чувства прекрасного.


Яндекс.Метрика