Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание"

Автор: Свириденко Любовь Васильевна

Должность: учитель математики и информатики

Учебное заведение: МКОУ Орьёвская СОШ

Населённый пункт: п.Орьё

Наименование материала: эссе

Тема: "Духовно-нравственное воспитание"

Описание:

Размышление о духовно - нравственном воспитании школьников, о взаимосвязи работы семьи и школы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1028

Опубликовано 15.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Эссе на тему: «Духовно-нравственное воспитание». «Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла». Святейший Патриарх Алексий II Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, благородство, отзывчивость и милосердие), развитие нравственных чувств (сострадания, участия и любви), становление нравственной воли (противостояние злу, способности к добрым делам) и пробуждение к нравственным поступкам. Основой в воспитании должны стать национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманны и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». Поэтому в духовно нравственном воспитании первостепенное значение имеет:  духовная атмосфера школы, а не правила и требования;  постижение духовно-нравственной культуры невозможно без духовно- нравственного педагога, без его веры;  знания о культуре поведения дать ребенку не трудно, важно начать с ним его духовный путь;  бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. В школе в одном лице объединен и учитель, и воспитатель. Здесь отражается суть единства обучения и воспитания. Для учителя-предметника знания вводятся в абсолютную ценность, это видимый результат, по нему оценивается деятельность учителя, но это лишь надводная часть айсберга, ведь настоящему учителю, а не «урокодателю», не безразлично, какие люди окружают его, с кем он общается и главное, кого обучает. Поэтому учитель всегда «строил» внутренний мир своих воспитанников, приобщал к духовно- нравственным ценностям родителей, не ждал призывов о духовно-нравственном воспитании. Конечно, может быть, это были другие формы, не носившие громких названий «акции, воспитательные системы, социальные проекты», но они были и будут, как беседы и классные часы, как тимуровская работа или часы общения, и разного рода
другие мероприятия, события и действия. Учитель не только передает знания, но главное формирует высокую внутреннюю культуру и нравственные качества учеников. В Древней Руси ведущая роль в воспитании детей принадлежала семье. В.О.Ключевский писал: « Ребенок должен воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственной атмосферой, которой он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дите впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки». Жизнь современной школы невозможна без участия в ней воспитательной роли родителей и здесь, очень важно педагогу сделать родителей своими союзниками, единомышленниками. Ведь мы воспитываем детей своим поведением, образом жизни, каждым поступком, поэтому очень важны и духовно-нравственные приоритеты родителей. Воспитание – сложное и трудное дело, особенно когда нравственные и моральные ценности заменяются материальными, когда возникает непонимание важности духовно-нравственного воспитания со стороны родителей, для которых порой главное, чтобы их ребенок был модно одет, имел телефон и т.п. Поэтому, роль педагога заключается в том, чтобы объединить усилия школы, семьи и общественности в духовно-нравственном воспитании школьников, поэтому воспитание должно быть профессиональным, а не быть случайным, как мероприятие или компания мер к какому-то событию или дате, не исправлять ошибки, когда ребенок совершит проступок, а предотвратить его своевременно. Для духовно-нравственного воспитания важна среда, в которой живет человек, в которой происходит становление и развитие личности, а это в первую очередь семья и школа, а учитель духовно-нравственный наставник, формирующий нравственные ориентиры школьника, способного делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой. Хотелось бы закончить свои размышления о духовно-нравственном воспитании словами римского писателя Катона Старшего «Велик тот учитель, кто исполняет на деле то, чему учит». Не случайно народная мудрость гласит «добрый пример лучше ста слов». Только педагог высоко нравственный, духовно богатый может воспитать достойных учеников.


Яндекс.Метрика